Знакомство с новым театром - Театром на Покровке началось с премьерного спектакля «Самозванцы», который выпустили на суд зрителей 17 марта. Это история на основе сочинений А.С. Пушкина и документов об исторических (или вымышленных) персонажах смутного времени.
Обожаю историю, особенно нашего государства. Но все же в этом повествовании главное - не исторические события, а любовь, повлиявшая на историю народа. Конечно здесь много художественного вымысла. Это больше размышления Михаила Милькиса - главного режиссера театра. Он кстати, сидел один в центре первого ряда и внимательно следил за всем происходящим, иногда делая замечания и беседуя с актерами. Такой спектакль в спектакле. Перед началом, или это уже сам спектакль? режиссер рассказал о своей фамилии, которая до определенного времени была не его. Он взял фамилию деда по материнской линии. То есть он тоже в какой-то мере самозванец. И каждый из нас ведь в жизни играет какую-то роль. Мы все за кого-то себя выдаем? Мы самозванцы? Есть над чем задуматься.
Спектакль получился непростой, нелинейный, далекий от классических постановок. Действие и герои помещены на чердак в окружение старых телевизоров, видеомагнитофонов с кассетами, чучела волка и постеров на стенах. Параллели между тем смутным временем далеким от нас и 90-ми, тоже смутными, но более понятными и близкими, дополняют «Белые розы» и "I Saw You Dancing", красные пиджаки и «Том и Джерри».
А в центре всего этого две главные фигуры: Димитрий (Владислав Хитрик) и Марина Мнишек (Юлия Витрук). Молодые, устремленные к власти любой ценой.
С ними же - Марфа, мать Димитрия (Юлия Авшарова).
И в противовес - чистая и нежная Ксения Годунова (Алиса Шиханова).
Актерский состав замечательный, играли вдохновенно. Удались и женские, и мужские образы.
Кроме того, красивое музыкальное и световое оформление, яркие всполохи красного на черном фоне, необычные костюмы. Режиссер все время удивляет, будь то неожиданное появление Лжедмитрия в виде перчаточной игрушки Петрушки площадного театра,
или окончание первого действия летящей на метле Мнишек, или вдруг после антракта предлагая денег кому-то из зрителей, кто хочет уйти, но с условием не досматривать спектакль до конца. И действительно, один зритель предпочел деньги. А действие-то закрутилось еще мощнее. Расслабиться не удалось, все время приходилось разгадывать аллегории, задуманные автором.
Спектакль будоражит, после него хотелось поговорить, обсудить, особенно интересно было бы пообщаться с режиссером, потому что не все его загадки разгаданы. Но одного он добился точно, что без эмоций пройти мимо постановки не получится. Любителям экспериментов и неклассического театра будет интересно.
И еще не могу не отметить совершенно чудесную программку. Это не отписка, или просто перечисление героев и актеров, а отличное пояснение об исторических личностях спектакля. Искренне пожалела, что прочитала уже после просмотра постановки.