Оригинал взят у
crimeahistor в
Маяковский в «Красной Ницце»(к 122-летию со дня рождения)
И глупо звать его
"Красная Ницца",
и скушно
звать
"Всесоюзная здравница".
Нашему
Крыму
с чем сравниться?
Не с чем
нашему
Крыму
сравниваться!
По сути - бессмертные строки и столь любимые крымчанами. Да и словосочетание «Красная Ницца», которым впоследствии часто называли курортный полуостров - впервые в оборот ввел именно он - пролетарский гений, а также «агитатор, горлан и главарь»…. Мало кто из нас знает, что именно Крым у Владимира Маяковского был любимым местом отдыха.
В свое время он объездил полуостров вдоль и поперек. А на Кара-Даге в честь него даже назвали маленькую бухточку. Хотя нет, Кара-Даг стало чуть ли не единственным местом, где он ни разу не был… Ну если не считать тот момент во время своей первой поездки по полуострову, в 1913 году. Тогда Маяковский проплывал мимо потухшего вулкана на небольшом корабле вместе с поэтами Игорем Северяниным и Вадимом Баяном по пути в Керчь.
В следующий раз он навестил Крым только через 11 лет, в 1924-м, когда полуостров только приходил в себя после нескольких лет становления любимой поэтом советской власти. Видно поэтому тогда, из-под пера Маяковского вышло ряд стихотворений, посвященных другому любителю Крыму - черному барону Врангелю. Впрочем, любовь к копии рая - это лишь единственное, что объединяло талантливого поэта и не менее талантливого ранее крымского лидера.
Ялта, 1926 год
Все последующие поездки в Крым Владимир Владимирович лишь изредка мог позволить себе отдых. Наверное, только на нескольких фотографиях, где он с любимой Лилей Брик, поэт напоминает туриста.
А так всё они: бесконечные лекции, творческие встречи и горы писанины.
А как восторженно поэта встречали в Симферополе. В память о той встрече, даже поставили бронзовый бюст в центре города. Назвали в честь него улицу, до которой поэт сам с трудом добрался, пробираясь сквозь толпы поклонников. Впрочем, город, он так и не успел посмотреть. Видно от того так и не вышло из под пера ВВ ни одного симферопольского памфлета. Зато, в общем, крымских стихов насчитывается более трех десятков. Особенно много их Маяковский в июле и августе 1928 года. К примеру: известные «Красная Ницца», «Евпатория», «Земля наша обильна» и даже «Польза землетрясений», когда с характерным стебом было воспето известное крымское землетрясение 1927-го года.
Бюст В.Маяковского в центре Симферополя.
Жаль, что сегодня у нас столь ироничное отношение к пролетарскому гению. Многие его считают пережитком времени, а зря, ведь некоторые крымские строки по-прежнему так актуальны. Судите сами:
рабочий Крыма
надевает стихиям
железобетонный намордник
Это он о ялтинских новостройках конца 30-х годов. А ведь примерно также можно сказать и о современных, столь изуродовавших облик ЮБК. А вот какие у поэта остались впечатления по дороге из Ялты в Севастополь. Интересно, что именно эта дорога считается одной из самых красивых в Крыму. У поэта же было другое мнение:
В авто
насажали
разных армян,
рванулись -
и мы в пути.
Дорога до Ялты
будто роман:
все время
надо крутить.
-Так разом
встают
облака и залив
в разрыве
Байдарских ворот.
И сразу
дорога
нудней и нудней,
в туннель,
тормозами тужась.
Вот куча камня,
и церковь над ней -
ужасом
всех супружеств.
И снова
почти
о скалы скулой,
с боков
побелелой глядит.
Ялта.
Всего громогласный футурист побывал в Крыму шесть раз. Наверняка сказывалась генетическая любовь, ведь в Крыму жили его дед и бабушка.
Маяковский ежегодно приезжает в Крым, чтобы выступать перед курортниками-пролетариями. Обычно он жил в гостиницах "Дюльбер", «Мариино» и «Россия». В последней он специально остановился в номере, в котором 40 лет назад жил и работал Николай Некрасов. И если русский классик завершил в нем поэму «Кому на Руси жить хорошо», то пролетарский гений свою поэму «Хорошо».
Останавливался В.Маяковский не только в гостиницах, но и в пролетарских здравницах. К примеру, в санатории "Таласса", эстрадой послужила терраса, к которой вынесли даже лежачих больных на кроватях. А если говорить, о простых курзалах, где обычно выступал поэт - то они набивались слушателями так плотно, что в помещении мало того что не было места даже в проходах, к концу выступления просто нечем было дышать…Такова была популярность Маяковского у местных курортников.
Однако, спустя 90 лет интересны больше не факты его путешествий по Крыму, а прежде всего наблюдения поэта.
- "Хожу, гляжу в окно ли я - цветы да небо синее, то в нос тебе магнолия, то в глаз тебе глициния") - это о южнобережной природе во время майского цветения глициний и магнолий .
-"Людей ремонт ускоренный в огромной крымской кузнице" - оно и понятно. Глядя на качество наспех сделанного ремонта в отдельных базах размещения полуострова, невольно станешь поэтом…
- «Край фруктов, а на базаре их нет…» - Сегодня, увы, на крымских базарах редко встретишь дары местных садов…
С любимой Лилей в Ялте (1926 год)
Возмущал поэта и ассортимент евпаторийского рынка: "...хоть четверть персика! - Персиков нету. Побегал, хоть версты меряй на счетчике! А персик мой на базаре и во поле, слезой обливая пушистые щечки, за час езды гниет в Симферополе". - Да, с крымскими персиками и по сей день проблема. В основном на рынках привозные: Украина, Азербайджан, Турция…И даже, не смотря на санкции - греческие и испанские персики…
"Простите, товарищ, купаться негде: окурки с бутылками градом упали, - здесь даже корове лежать не годится. А сядешь в кабинку - тебе из купален вопьется заноза-змея в ягодицу". - о чистоте коммунальных пляжах. Тоже достаточно актуально. Ну разве что со змеями вопрос решен.
И, в конце концов, Маяковский выдает Крыму убийственное резюме: "Страна абрикосов, дюшесов и блох, здоровья и дизентерии". - Да уж, после таких строк вряд ли можно назвать поэта главным "пропагандоном" крымского курорта. А ведь именно таковым его часто считали…