Впервые побывал в этом городе, столице Ставропольского края. В перерывах между конференциями (обучающими семинарами по заказу Министерства транспорта РФ на тему: «Планирование систем транспортного обслуживания населения - опыт, проблемы и перспективы в условиях «новой пост-пандемической нормальности» и в контексте задач обеспечения устойчивого развития транспорта»
[1]) удалось немного посмотреть город.
К моему удивлению, город оказался расположен на очень пересечённой местности и передвигаться по городу на большом автодоме довольно затруднительно. Присутствуют большие перепады высот. В частности, в первый день мы ночевали у Комсомольского пруда. Очень интересное и красивое место.
Однако спуск и подъём оттуда довольно крутые и затяжные. Для нас это было непривычно.
Передвигаться по городу неместному водителю очень сложно. Навигатор Яндекс и Google могут показывать такие пути, для движения по которым нужна определённая смелость и хорошие навыки управления автомобилем. На большом семиметровом автомобиле, как наш автодом, такое движение представляет собой экстремальный квест.
Второе, что хочется отметить, это поведение ставропольских водителей. Видимо, южный темперамент, близость к национальным кавказским республикам накладывает свой отпечаток в виде особого стиля управления местных водителей. Транспортный поток по городу движется очень динамично. При включении зелёного цвета водители выжимают максимальное ускорение своих транспортных средств и с огромной скоростью несутся до следующего перекрёстка, где также стремительно тормозят. На автодоме с объективно более низкими динамическими характеристиками такое движение невозможно, поэтому наше пребывание на проезжей части нередко вызывало раздражение ставропольских автолюбителей. Такой динамичный стиль вождения местных жителей естественным образом повышает риски возникновения дорожно-транспортных происшествий и, разумеется, угрозу жизни и здоровья пешеходов и других участников движения. Поэтому самой распространённой и, я считаю, вынужденной мерой в сложившейся ситуации, призванной сдерживать дорожно-транспортный травматизм в городе Ставрополе, является обустройство искусственных неровностей. Город Ставрополь, по моему мнению, это город рекордсмен по количеству искусственных неровностей на километр улично-дорожной сети. Искусственные неровности здесь уложены на всех без исключения улицах и дорогах, имеющих хоть какой-то протяжённый и прямой участок. Искусственные неровности уложены независимо от того, какой вид транспорта перемещается по данным участкам улично-дорожной сети. Масса искусственных неровностей обустроена на участках улично-дорожной сети, где движется транспорт общего пользования, в том числе и троллейбусы. Искусственные неровности обустроены, в том числе и на широких улицах и дорогах, в том числе на шестиполосных дорогах, имеющих по три полосы движения в каждом направлении. В этом случае искусственная неровность представляет собой огромную по длине конструкцию, проходящую через все три полосы поперек движения автомобилей.
Я считаю, что участникам дорожного движения в Ставрополе, как пассажирам, так и водителям в городе Ставрополе, должно быть обидно, что из-за 5-6% водителей, регулярно нарушающих правила движения и скоростной режим, остальные 90% законопослушных водителей, а также пассажиров общественного транспорта должны мучиться и испытывать дискомфорт при проезде через такие искусственные неровности. Мне кажется, политику организации движения в связи с обустройством искусственных неровностей в городе Ставрополе необходимо пересмотреть. Возможна ликвидация части искусственных неровностей на многополосных участках проезжих частей именно в тех местах, где проходят маршруты городского пассажирского транспорта общего пользования. Возможно убрать эти неровности с крайней правой полосы движения, где движется транспорт общего пользования. Для этого необходимо обустроить разметкой или делиниаторами те участки, по которым запрещено движение индивидуального транспорта, а также соответствующей разметкой выделить правую полосу для движения маршрутных транспортных средств. Может быть, для начала это сделать не на всем протяжении улицы (например, ул. Кулакова), а только в тех местах, где установлены эти самые искусственные неровности.
На других улицах возможно обустройство специальных искусственных неровностей, имеющих особую колею для беспрепятственного движения маршрутных транспортных средств большой провозной способности, больших автобусов и троллейбусов, для того чтобы дать возможность этим транспортным средствам проезжать искусственную неровность без снижения скорости. Для других транспортных средств, в том числе легковых автомобилей, имеющих меньшую колею, искусственные неровности работали бы в обычном режиме.
Самый загруженный перекрёсток в городе Ставрополе - это перекрёсток улицы Ленина и Кулакова. Это регулируемый перекрёсток двух довольно больших проезжих частей. В настоящее время цикл регулирования светофорного объекта на этом перекрёстке составляет 3,5 минуты. Это чрезвычайно долго даже для больших городов и непонятно, почему установлен такой цикл в сравнительно компактном и маленьком Ставрополе. В первую очередь, от такого длинного цикла страдают пешеходы. Рядом расположен корпус Северо-Кавказского федерального университета, и основными пострадавшими при такой организации дорожного движения являются студенты, учащиеся данного ВУЗа.
Сложно сразу придумать какие-либо рецепты или мероприятия по изменению организации движения или регулирования движения на этом перекрёстке. Однако первоочередные необходимые мероприятия напрашиваются сами собой. В первую очередь, это:
1. уменьшение габаритов перекрёстка, уменьшение радиусов поворота и соответственно перемещение стоп-линии ближе к центру перекрёстка;
2. организация канализированного движения транспорта с большим количеством островков безопасности, отделяющих не только транспортные потоки противоположных направлений, но и правоповоротное движение;
3. организация бо́льшего количества фаз, позволяющих пешеходам переходить проезжую часть от одного островка безопасности к другому, сокращая при этом общее время ожидания при переходе проезжей части;
4. организация совместного движения правоповоротных потоков и прямого движения на перпендикулярной проезжей части за счет обустройства островков безопасности, разделительных полос и делиниаторов.
В целом, я считаю, что перекресток имеет массу возможностей для повышения эффективности его функционирования без какого-либо существенного расширения или его реконструкции.
Что касается общественного транспорта, то очень странно видеть на одних и тех же участках улично-дорожной сети транспорт разной провозной способности. Это большие троллейбусы и одновременно движущиеся с ними автобусы малого и особо малого класса. Это свидетельствует, в первую очередь, о недостатках маршрутной сети городского пассажирского транспорта общего пользования. А, как следствие, скорее всего неэффективное использование троллейбусов и троллейбусной инфраструктуры в городе Ставрополе. Необходимо существенно модернизировать маршрутную сеть городского пассажирского транспорта общего пользования, отделить максимально напряженные участки улично-дорожной сети с большим пассажиропотоком и организовать на них преимущественное движение транспорта большой провозной способности, который, слава богу, сохранился в Ставрополе в виде троллейбусов.
В целом, город оставил положительное впечатление. В первую очередь, своим центром, пешеходными зонами, большим количеством фонтанов, а, главное, прекрасной рекреационной оздоровительной зоной под названием «Комсомольский пруд».
[1] http://rosacademtrans.ru/itogi-seminar-niiat-stavropol-2021/