Некоторые особенности либерализации рынка пассажирских перевозок в городе Перми.
К началу 2000-х годов область пассажирских автомобильных перевозок в городе Перми, как и в большинстве других городов страны, оставалось одной из последних, которую не коснулись рыночные реформы. На территории города действовало одно автобусное предприятие в статусе МУП, располагающее подвижным составом в количестве 500 автобусов, а также шестью специализированными автобусными парками. Их работа регулировалась старым уставом автомобильного транспорта 1969 года. Предприятие управлялось директивно, расходы покрывались из городского бюджета. При этом количество частных предпринимателей занимающихся пассажирскими перевозками было незначительно. На балансе каждого из таких предприятий находилось по одному - два, реже три автобуса. Крупные государственные автотранспортные предприятия постепенно передавались на уровень субъектов федерации и далее в собственность муниципалитетов, на которые возложили всю ответственность за транспортное обслуживание в городах. Нерыночные механизмы управления автотранспортными предприятиями вели к росту их убытков, снижению качества транспортного обслуживания населения городов, снижению уровня безопасности.
В 2004 года администрация Перми предпринимала попытки проведения реформ в муниципальном предприятии городского пассажирского транспорта общего пользования. Летом 2004 администрация Перми учредила 19 транспортных ООО, которые получили в пользование автопарк и базы убыточного МУП «Пассажиравтотранс» (его долги достигли 80 млн. рублей). В обосновании этого шага лежала идея погашения задолженности и снижения налогов. Подвижной состав и производственные мощности были отданы в безвозмездную аренду. Далее в конце 2004 года на наиболее убыточные маршруты были привлечены 12 сторонних транспортных организаций. Эти организации составили в будущем костяк транспортных перевозчиков города Перми.
Руководством региона было принято решение о том, что перевозки являются в первую очередь услугой, которая должна находиться в условиях рыночной экономики и стали предприниматься меры направленные в первую очередь на создание условий для ведения бизнеса. Так в 2006 году был принят Закон Пермского края «Об основах организации транспортного обслуживания населения». Кроме этого было принято управленческое решение об уходе от унитарных форм предприятий в данной сфере как самых неэффективных (данное решение до сих пор остается дискуссионным). В развитие данного Закона был принят еще один Закон о передаче полномочий по регулированию тарифов на пассажирские перевозки в границах муниципалитетов на уровень органов местного самоуправления, что позволило помимо ответственности ОМСУ за перевозки, закрепленной федеральным законодательством, предоставить соответствующий инструмент. В развитие местного законодательства был принят ряд Постановлений Правительства Пермского края, регламентирующих взаимоотношения власти и перевозчиков в процессе организации автобусных маршрутов и установлен в первую очередь заявительный принцип, что позволило минимизировать количество так называемых серых перевозчиков. В последующем было полностью отменено регулирование тарифов на автобусных маршрутах междугородного сообщения, что не только не привело к росту стоимости услуг, а наоборот спровоцировало их снижение на отдельных маршрутах и существенно снизило темпы роста на других. В результате только этих действий существенно выросла конкуренция, которая в свою очередь привела к значительному обновлению подвижного состава и повышению качества услуги. Почти на всей территории края существенно увеличился объем предоставления услуги: открылись новые маршруты, на существовавших увеличилось количество рейсов.
В настоящее время по соотношению качества предоставляемых услуг к консолидированной стоимости пассажирские перевозки транспортом общего пользования в городе Перми имеют лучшие показатели в стране. При этом весь объем перевозок на городском автомобильном транспорте общего пользования осуществляют частные перевозчики.
Затраты пассажира на перевозку (цена билета) является наименьшей. Для справки стоимости разового билета на поездку в городском пассажирском транспорте общего пользования: Курган 14, Челябинск, Киров 15, Тюмень, Вологда, Омск 16, Самара 18, Екатеринбург 23, Москва, С.-Петербург 25 рублей. В Перми - 13 рублей. Это меньший тариф среди всех крупных муниципальных образований.
Затраты бюджета на все субсидии всем перевозчикам в городе Перми составляют 700 млн. рублей в год. Это при том, что площадь города Перми наибольшая из всех вышеперечисленных муниципальных образований, следовательно, одна поездка в среднем длиннее, а себестоимость её выше. И вместе с тем следует констатировать, что в Перми самый молодой парк трамвайных вагонов и троллейбусов, а автобусный парк составляют в подавляющем большинстве автобусы большого и особо большого класса, все без исключения находящиеся в частной собственности...
Пермский край и город Пермь всегда отличались и гордились своим либеральным отношением к системе государственного и муниципального управления. В то время когда многие муниципалитеты говорили (и говорят) о нехватке базовых федеральных законов об организации транспортного обслуживания населения в городе Перми удалось создать качественную систему транспортного обслуживания населения. Дееспособность этой системы может являться свидетельством и примером положительной роли процессов либерализации отрасли пассажирских перевозок в городах.