Sousou no Frieren

Jul 26, 2024 09:02

葬送のフリーレン



Жанр: фэнтези, сёнен, насилие, роментика
Выходил: сентябрь 2023 - март 2024
Английское название: «Frieren: Beyond Journey`s End»
Русское название: «Фрирен, провожающая в последний путь»
28 эпизодов
Оценка: 9 из 10

Антимиядзаки

Двадцать девять лет назад по всему материку приключалась славная группа из двух воинов, клирика и мага. Прославилась чудовищно, а под конец - сразила даже Владыку Демонов. Но ныне главный Герой Химмель помер, клирик Хейтер уже стар и даже завёл ученицу Ферн (правда она всё же магичка), да и второй воин Айзен, хоть и гном, но тоже удалился от дел и тоже завёл ученика Старка. Одна лишь магичка Фрирен бродит по миру… кажется, в поисках пути на Небеса, куда ушёл Химмель. А что, ей-то можно. Она - эльфийка, у них со старостью особые отношения.

История просмотра

С этим сериалом постарался друг Алекс, которого некоторые считают моим твинком, мол уж больно часто мы совпадаем во мнении. Вот и здесь - он посмотрел, преисполнился восторгом и принялся активно рекомендовать мне. «Не обращай внимание на жанр сёнен, посмотри!» - говорит. И да, хотя и с разрывом больше недели я с восторгом проглотила этот сериал за три, кажется, дня. И почти до последнего у меня стояла ему оценка 10 из 10, но под конец всё же снизилась до 9. Почему - расскажу в соответствующем разделе. Однако заведённый порядок рассказа не брошу. Итак.

Техническое исполнение



Технически сериал можно сказать безупречен. Здесь у нас классическая стилистика анимэ. Красивые анимэшные лица, стройные фигуры, интересные наряды… Кстати, удивительно для сёнена, но всё предельно целомудренно, даже в юмористическом сюжете про зелье, расстворяющее одежду. И огромное количество красивейших пейзажей. Потрясающе красивых, я давно такого не видела. И пейзажи, уходищие за горизонт, и крупные планы - красота великолепная. Да, крупные планы. Опять же, давненько такого не видела, но здесь работа оператора с режимссёром - просто восторг. Крупные и дальние планы точно когда надо. Фокусы и ракурсы практически невиданные в анимэ. Потрясающе богатая мимика у героев. Акцентные, смысловые кадры… В общем, полный восторг!

Звук так же прекрасен. Пожалуй, не могу сказать, что мне так уж понравились опенинги и эндинги (коих тут по два), но они вполне хороши и уместны. Но здесь отличная и уместная фоновая музыка, несколько песен-вставок. Ну, хорошо, может быть это не уровень «Адской Девочки» или «Гандам СИД» - но очень, очень хорошо. И всякий раз к месту. А сейю…

Тьма Всемогущая, как играют сейю! Да, тут из моих любимчиков (зато какой) лишь весьма эпизодический Коясу Такехито-сан. Но и остальные - все весьма опытные актёры, с множеством ролей, мы даже встречались не раз, хотя и не запомнились. Но как здесь они играют! Никто не орёт, хотя вроде бы жанр более чем располагает. Все говорят нормальными голосами… и как! Потрясающее количество и разнообразие тонких интонаций, часто показывающие смысл сказанного чуть ли не в два раза сильнее, чем собственно слова! Нет, моментов где сказано «да», а интонировано «нет», пожалуй, я не припомню. Но моменты, когда интонация даёт цеелый абзац понимания, что это за «да» было - здесь масса. Поэтому слушать это чудо в дубляже откровенно противопоказано.

Ну и, собственно, перевод. Честно говоря, у меня была такая версия, которая упрямо включала дубляж, и всякий раз приходилось переключать дорожку. В общем-то вполне приличный он, за те несколько секунд, что я успела услышать. Но на километры от оригинальных тонких интонаций. А вот в целом с переводом хитро. Дело в том, что здесь многие герои выражаются весьма специфично. Ультра-вежливая Ферн (и «ультра» её вежливости не только в том, что она ко всем спутникам обращается через максимально-уважительный постфикс «-сама»). Кое-кто говорит как старая и высокородная аристократия, со всеми этими «ватакуси». Кто-то наоборот молотит просторечьем... И так далее. Я подозреваю, что переводчики откровенно поседели, пытаясь передать специфику речи каждого героя. И результат получился двоякий. Натурально, специфика действительно читается и в субтитрах. Но вот поймать удалось далеко не всё. И это я говорю не только про оную специфику, хотя и здесь подчас в переводе герои говорят не так, как в оригинале. Та же ультра-вежливость Ферн выглядит иначе. В оригинале она весьма натуральна, в переводе - натянута до издевательства. Но и просто сам смысл сказанного от переводчиков часто ускользал. Не полностью и напрочь, в общем-то они всегда более-менее понимали, что было сказано. Но иногда довольно сильно «менее». В общем, с учётом могучей игры сейю - даже субтитры нужно читать внимательно слушая голоса. И даже минимальное знание японского даёт массу дополнительного понимания что на самом деле происходит.

Тем не менее, за всю технику я готова поставить даже оценку «шедевр». Разве что переводчикам - десятку с минусом. Но всё же десятку. Проблемы тут в сюжете.

Поругаться про сюжет



И первое моё нарекание совершенно стандартно. Да, сериал завершается вполне себе точкой. Даже в конце главы. Но никак не книги. Это очередной пример, когда экранизация является рекламой произведения «а дальше читайте мангу, дурные отаку», да и сами авторы исходной манги, похоже, не умеют закрывать сюжеты так, чтобы и продолжение напришивалось, но книга закончена. В общем, финал - это первое разочарование.

Второе, и, пожалуй, главное - лежит рядом. Серий двадцать с хвостиком у нас шло путешествие. С интереснейшими встречами и сюжетами маленьких историй. С прекрасной экспозицией второстепенных героев и как стежки в ткань нарастающей экспозицией самого мира и главных героев. И вдруг всё. Авторы выдохлись и принялись натужно гнать объём. Финальные серий пять с экзаменом на первый ранг магии, абсолютно висящие встречи Стайла с полностью нераскрытым, картонным дедулей. И вообще напрочь запоротый и невнятный сюжет с Фрирен и Сейре. Впрочем, вот эта финальная история с экзаменом - она вообще сплошное «не раскрыто» и «гнали объём». Причём здоровенная часть нераскрытого раскрыта быть не может и в продолжениях. В следующих экранизациях, или там томиках манги. Всё, сюжет уже ушёл. Впрочем, совершенно очевидно, что авторы вообще его не продумывали, а именно что гнали объём.

Ну, и третье. Одновременно визуальное и психологическое. Абсолютно картонная Юбель. С противными глазами маньяка, которые не меняются никогда. Мне не нравятся такие глаза. И даже при учёте того, что Юбель двинутая и у неё правда мимика намного скуднее, чем у «нормальных» людей - она быть должна. И глаза тоже должны меняться. Авторы сделали весьма интересную заявку, нарисовали нам… Сонозаки Шион в терминальной стадии Хинамизавского синдрома. Но она не выходит из этой стадии ни на секунду. А так не бывает. То есть авторы замахнулись-то интересно, но отрефлексировать человека, которого попытались описать - не смогли. И получился дурацкий картон. А ведь персонаж мог стать крайне интересным. И чуть ли не вторым для меня. Ну, все же знают, что я, когда смотрю или читаю что-то - с головой заныриваю в экран или старницу, а желательно ещё и влезаю в шкуру какой-нибудь героини и начинаю жить там и смотреть её глазами.

Есть ещё и четвёртое с пятым. Ладно, я даже готова махнуть рукой на всю эту дурь с мимиками и прочими ролевыми штампами. Почти готова, но не буду. Ясное дело они введены для юмора и для коммерции. Но введены ужасно топорно. Понятно зачем, но лучше бы никак, чем так. Но вот демоны. Здесь вы, товарищи авторы, опять ни психологию не отрефлексировали, ни вообще собственное мироустройство. У вас то демоны не имеют даже интеллекта (декларативно), то полный набор из не только ума, но и желаний, переживаний и метаний в душе. В результате получается «крестик или трусики». Причём на самом деле - никакого «или» тут нет. Демоны у вас, как собственно оно и есть - такие же люди. С умом и сердцем. Но другие. С несколько иными ценностями. Но и то - совсем чуть-чуть. Путаетесь вы в показаниях. А точнее - заявили одно, а как начали работать - получилось другое. То, что вы сами и не поняли и\или не захотели понять.

Однако, здесь можно и остановиться с руганью. Эти пять пунктов и снизили мою оценку. И, плавно перейти к восторгам.

Ах, да. Меня напрягал чемодан в руке Фрирен. Ну неудобно же! Но это спишем на фээнтези. Может она его не напрягаясь чуть-чуть левитирует. И объём у него магический, как сумочка Гермионы.

Великолепие сюжета



Я только что ругалась на то, что авторы не смогли понять психологию Юбель. Но как же они потрясающе смогли понять Фрирен, Дорогие мои читатели, доводилось ли вам ознакомиться с таким произведением британского профессора Толкина, как «Сильмариллион»? А ещё лучше - с его же «The Lay of Leithain». Тогда вы знаете легенду о любви Берена и Лютиэн. Человеческого воина и эльфийской принцессы. Но Толкин рассказывает эту легенду как отстранённый зритель, максимум немного взглядывая на неё глазами Берена. А здесь… здесь мы видим эту легенду глазами Лютиэн. Прекрасную историю любви эльфийки к человеку. Вечно юной девушки к мгновенно живущему юноше. Что она чувствует, что думает, как любит - и вообще, как она может полюбить вот так и такого.

Честно говоря, я, конечно, понимаю. В этом произведении очень много от жанра «сёнен». Но оно одновременно и… сверх-дзёсей. Потрясающее погружение в психологию не просто взрослой, а пятисотлетней девушки. И потрясающая история любви - именно её глазами.

Впрочем, одной любовью мы не ограничимся. Психология вечно юной эльфийки отражена на отлично и в других моментах. Вообще это встречается не только в анимэ, но в нём - особо часто звучит жутко выбешивающий лейтмотив о скуке вечной жизни. И, соответственно, толпы свихнувшихся эльфов, демонов и прочих долгожителей. А ведь есть ответы. И здесь они показаны все три. Первый. Сходят с ума, спиваются и всякое хуже - те, кто не имеют плана на вечность. Плана, исполнение которого бесконечно. Вот, заработала я миллиард и что? Всё. Идти некуда. Дорога пройдена, мне скучно.

Но нет же! Есть выход номер раз. Называется «наука и прогресс». Не помню, кто-то из ещё древних греков говорил, что познание - это путь в гору. Чем выше ты поднимаешься, тем шире у тебя горизонт и тем больше ты понимаешь сколько ты всего интересного ещё не знаешь, не умеешь, не видел. И здесь Фрирен действует именно так же. Многие могут «зацепиться» за тот факт, что она говорит той же Ферн пользоваться только базовыми атакующими и защищающими чарами. То есть вроде бы отрицает магический прогресс. Да нет же. Во-первых, чтобы прочитать, скажем Бакунина - надо научиться читать много, легко. Чтобы «мама мыла раму» прочитывалось за секунду, а не казалось великой наукой.

Во-вторых… Собственно, в бою мы врагу башку проламываем. И важно здесь то, что мы делаем. Снайпер, кое-как понимающий свойства прицела проиграет пулемётчику, отлично знающему уход за пулемётом, длинну ленты и падение убойности пули от расстояния. Потому что задача - проломить башку врагу.

Но при этом, как бы не показалось, Фрирен не действует по идиотскому анимэшному принципу «katanas are just better». Нет, она перманентно лезет на ту самую гору. Фанатично коллекционирует заклинания. Может быть даже бесполезные в бою, поле цветочков, вырвать морковку. Но это полезно где-то ещё. Морковку кушать вкусно, цветочки душу греют… А по горе ты всё дальше и дальше идёшь, и горизонт расширяется и там столько всего интереного!!!

Собственно поэтому Фрирен живёт отлично, а Сериэ - скучает. Сериэ думает, что знает всё. Фрирен - знает, как мало она знает. И ей это в радость.

И поэтому же я сделала такой эпиграф сериалу. Миядзаки - безусловно гений и его произведения я обожаю. Но он ненавидит научное познание и прогресс. Да, у него есть симпатичные герои, которые из ружей стреляют или ещё какими благами пользуются. Но самые главные положительные - или принципиально (и защищая это) живут «природосообрвзно», вспомним и Навсикаю, и Принцессу Мононоке… либо, в крайнем случае, рвут на себе волосы «Что ж я натворил?!» (как в «Ветер крепчает»).

Фрирен же наоброт. Она стремится изобрести самолёт. Ей ужасно интересно изобрести новый и новый самолёт. Да, конечно, она понимает, что самолёт - может быть и бомбардировщиком, и истрибителем. Но может быть и аэробусом. И непременно станет. А ещё это страшно интересно. Вот - это подход здравый и к науке, и к жизни. Которую так можно прожить и вечно. Более того - хочется.

И третий момент - кажущаяся отстранённость Фрирен. «В интернете кто-то не прав», Ферн распереживалась, Сериэ нахамила… А Фрирен одновременно всё и не всё равно. Она… Стоп, здесь есть и четвёртый. Ещё один полезный для вечности момент - это завет Исы-пророка. Жить днём сегодняшним как дети. Уметь наслаждаться моментом. Это не значит не думать о будущем вообще. И уж тем более забывать о прошлом. Прошлое это вообще великая вещь: знания, опыт, наука, добрые воспоминания, любовь… Но уметь ценить эту секунду. Надо.

Но к третьему. При всём этом «будьте как дети» - Фрирен очень взрослая. Она не будет истерить вместе с Ферн из-за сломанного посоха. Но она любит Ферн и просто спокойно отнесёт посох в починку. Она будет скандалить с кем угодно (да с той же Сериэ) ровно столько, сколько захочет сама. Пока и если ей это интересно. А потом просто уйдёт, игнорируя вроде как долженствующие задеть её моменты. На самом деле - она уже вне этого.

- А что это за шаги такие на лестнице? - спросил Коровьев, поигрывая ложечкой в чашке с черным кофе.
- А это нас арестовывать идут, - ответил Азазелло и выпил стопочку коньяку.
- А, ну-ну, - ответил на это Коровьев.

Собственно, мы, вечно(не)живые становимся именно такими. Заботиться о любимых - да. А участвовать в чём-либо… ну, покуда интересно. А потом: «А, ну-ну». Это, кстати, и на заметку читателям. Якабито, конечно, та ещё противоположность эльфам. Но менталитет. Когда вы хотите потроллить, раздавить «аргументами», укусить побольнее, а я вдруг прерываю разговор - это не ваша победа. Это ваш проигрыш. Мне стало скучно с вами и я ушла. Заняться чем-нибудь более интересным. Ведь с той горы, на которой я стою, вилно столько всего чего я не знаю! А может быть и просто повалять дурочку и болтать ногами, пыхтеть, прыгать или наоборот спать как маленькая девочка. Могу себе позволить. И иногда это полезно.

Так или иначе, возвращаясь к сериалу - это в первую очередь история про менталитет эльфийки. Да, там дикое множество всякого другого интересного, кроме шуток. Но я сочту рассказ об этом спойлером. Совершенно серьёзно, я рассказала хорошо если пятую часть прекрасного. Смотрите уж сами, а?

А во-вторую - руководства к действию. Десятки.



Очень своеобразная вещь. Не в том смысле, что вычурная или нишевая. Нет, наоборот, этот сериал понравится буквально кому угодно. Мальчикам и девочкам, дяденькам и тётенькам. Но вот пролезть в глубину его глубин - надо иметь весьма своеобразный менталитет и… как бы сказать… некоторую прокачку межушного ганглия. Впрочем, повторюсь: с некоторыми вопросами и авторы тоже не справились. Тем не менее - смотреть рекомендую. Всем.
А я - жду продолжения. Такой же экранизации. Именно экранизации!

fantasy, shounen, romance, anime

Previous post Next post
Up