Tsundere Akuyaku Reijou Liselotte to Jikkyou no Endou-kun to Kaisetsu no Kobayashi-san

May 12, 2023 18:02

ツンデレ悪役令嬢リーゼロッテと実況の遠藤くんと解説の小林さん



Жанр: комедия, фэнтези, романтика, сёдзе
Выходил: январь - март 2023
Английское название: «Endo and Kobayashi Live! The Latest on Tsundere Villainess Lieselotte»
Русское название: "Эндо и Кобаяси в прямом эфире комментируют злодейку"
12 эпизодов
Оценка: 9 из 10

«Вот что такое «настоящая цун винограда»(с)*

Я нашла вам новое прекрасное сёдзе!

Девушка-простолюдинка Фиене жила себе в пост-средневековой псевдо-Европе, но обнаружила недюжинные способности к магии, что обычно присуще лишь дворянству. Но раз так - её приняли в магическую Академию, где помимо всего прочего учится множество весьма интересных парней. Среди каковых самый интересный - коронный принц Зигвальд. Одна беда - он уже помолвлен с высокородной и весьма злоязычной Лизелоттой. Да и другие проблемы не замедляют проявиться… Стоп. Это сюжет отоме-игры**.

Мальчик Эндо Аото всю жизнь мечтал играть в бейсбол, но в один несчастливый момент настолько повредил себе плечо, что этот спорт для него закрыт навсегда. Но одноклассники-то не знают, и на очередные соревнования пытаются втянуть его в команду. Проблема. Но внезапно милая девушка Кобаяши Шихоно заявляет, что Эндо-кун уже состоит в клубе радио-ведущих, и потому не может участвовать в соревнованиях, ибо будет занят в роли комментатора. Парень, конечно, чудовищно благодарен, но в разговоре тет-а-тет намекает, что никогда этим не занимался. Бодрость речи, дикция - насколько он подходит? На что Кобаяши-сан мгновенно находит ответ: так давай попрактикуемся. Будем комментировать мою любимую отоме-игру «Love Me Magically», в которой есть столько всего интересного и главное - обаятельнейшая Лизелотта…
Ко всеобщему изумлению - практически стоило им включить игру, как выяснилось, что их комментарии слышны Зигвальту. Да и он может им чего-нибудь сказать или сделать по их подсказке. И тут возникает решение: раз игра - живая, но мы знаем канву сюжета, то давай-ка попробуем привести его к самому счастливому из даже невозможных по исходной программе хэппи-эндов!

История просмотра

Как большая любительница сёдзе как жанра, изрядная фанатка «Бакарины» и весьма вдохновлённая «Злодейкой, которой надо заарканить последнего босса»… Да и вообще - якабито же существо Тёмное, так что злодейки мне вообще очень часто симпатичны… Естественно, я не могла пройти мимо этого сериала. Скачала его практически как только довышел, не дожидаясь русского перевода. И не посмотрела сразу же лишь потому, что отвлеклась на что-то иное. О чём сейчас даже несколько жалею: вдохновил он меня настолько, что вот допишу обзор - и, просмотрев его полтора раза за два дня, продолжу пересматривать его по второму кругу. Ибо он, на самом деле может и не заслуживает той высокой оценки, что я ему поставила, но настолько попал мне «в масть», что прямо ах! Но обо всём по порядку.



Техническое исполнение

Если попытаться сказать беспристрастно - то видели мы анимэ и более красиво нарисованные. Однако здесь я практически не обращала на это внимания, поскольку то, что есть - опять же полностью соответвует моим вкусам. Да, естественно, ещё с опенинга совершенно не возникает сомнений, к какому жанру этот сериал относится: такое обилие разнообразных прекрасных цветов бывает только в дамских жанрах. Да и стиль изображения людей, хотя в последнее время стал несколько более нейтрален, и, как раньше, просто по одному лицу уже не всегда можно сказать, к какому жанру он принадлежит (ещё в нулевые рисовка лиц «для женской аудитории» и «для мужской» отличалась весьма заметно). Но и здесь определённые мысли уже закрадываются. Плюс одежда. Да, все герои, в обоих мирах довольно много ходят в школьной форме. Но даже она (особенно в мире игры) настолько, не побоюсь этого слова, любовно продумана, такие детальки - как в самой форме, так и в дополнительных аксессуарах и манере её носить, что уже всё становится понятно. Кстати, сама Лизелотта сразу же не особо утруждает себя условностями распорядка. Плюс… всё же не только в школе наши герои встречаются. Опять же - в обоих мирах. И тут вообще красота великолепная. Какие платья у фэнтезёвых девушек! А какой обаятельный вкус в «гражданской» одежде у Кобаяши-сан, ёлки, я не очень люблю коричневый цвет, но её коричневое домашнее платье меня просто покорило, хочу такое же! И снова - очень всё продуманно, кто что и как носит. В зависимости от характера. Да, и Эндо-кун, выглядящий довольно обычно и даже затрапезно - именно так и должен выглядеть в силу именно своего характера и своей истории.

Плюс фоны. Их тут много и они всегда прорисованы достаточно чётко, детально и снова - с любовью. Единственно что несколько выбивается - это Ведьма и что происходит вокруг неё. Но она и должна быть довольно абстрактным злом и кошмаром. Так что хотя это вроде бы выбивается из общего стиля, но на самом деле - вполне закономерное решение.

То же самое со звуком. Состав сейю - практически звёздный, играют они тоже от души. Да, я мало кого опознаю. Ту же Кунусоки Томори-сан (Лизелотта) при всём её обилии ролей лично я почти не встречала. А Накамуру Юичи (Зигвальт) - встречала неоднократно, но почему-то не запомнила. Зато второстепенный Артур - Оосака Рёта, который, например, главный герой в «Рыцарях Сидонии». А Эндо-кун (правда я опять не опознала) - Ишикава Кайто, а это, опять же например, главный герой во «Врата, где бьются наши воины». Очень второстепенная, но важнейшая для сюжета мама Фиене, Элизабет - вообще любимая мною Оохара Саяка (которую я люблю за многие роли, но капитан Кобаяши в той же «Сидонии» - полностью вне конкуренции). И, главное, Кобаяши-сан. Это не нуждающаяся в представлении Ханазава наша Кана, узнаваемая с первого же слова.

Звуковое оформление тоже не подкачало. Да, пожалуй, фоновых мелодий мне несколько не хватало (так вот задумавшись я даже и не скажу: они там насколько вообще имеются?), да и песен всего две: опенинг и эндинг. Но обе - дивно хороши. Пожалуй, не настолько, чтобы я захотела их внести в свою фонотеку, но проматывала я их только тогда, когда страшно нетерпелось узнать «что же дальше-то будет?» Отличные, и снова - очень подходящие для этого сериала песни.

Ну, и для порядка: перевод я видела только английский. Он вполне неплох. Русский не видела, говорят, уже даже три варианта. Но сама ничего сказать не могу.

Так или иначе, уже от чисто технического исполнения я получала огромное удовольствие.



Недостатки в сюжете

Строго говоря, недостатков в сюжете я вижу ровно пять. Причём первый - это чистая вкусовщина. Честно говоря, мне было не очень интересно, особенно пересматривая, разбираться в хитросплетениях судьбы Эндо-куна и особенно - жизни остального клуба радио-ведущих. Впрочем, всё это тоже имеет большое значение для сюжета, поэтому без них никак. Но почему-то мне хотелось бы подсократить, дать часть этих историй более «выжимкой». Нет, не выбросить совсем, там тоже есть и важнейшие для сюжета, и красивейшие, и умнейшие моменты. Но кое-что подсократить.

Второе нарекание - уже более серьёзное. Полностью провален сюжет с «благословением богов». Хорошо, предположим, благословение Лизелотты - переключило игру с взгляда от лица Фиене на взгляд от лица собственно Лизелотты. Но тогда благословение Бальдра должно по идее дать Кобаяши-сан и Эндо-куну возможность переключаться между ними. Нет в кадре Лизелотты, но есть Бальдр - видим от него. Но… даже если это действительно так и есть - совершенно не понятно, такое впечатление, что историю похода Фиене и Бальдра за монстрами наши «здешние» герои вообще не видят. Однако, изначально говорилось вообще о другом: благословение богов просто задирает «статы» персонажа. Но… в игре совершенно не видно, где бы эти «статы» вообще работали. Да, конечно, это отоме-игра и вообще визуальная новелла. То есть в ней все эти хиты-маны-силы-ловкости играют очень второстепенное значение. Но если они есть - значит хоть иногда нужны. Здесь же мы их видим один-единственный и не слишком-то важный для сюжета раз. И всё, молчок. Что, кстати, выводит нас и на третье нарекание:

«Статы» Фиене. Тот единственный раз, когда они хоть раз упоминались - это тренировочный поединок «Фиене против Бальдра и Артура». Где она их мгновенно отделала, что привело в недоумение Кобаяши-сан. Посмотрели, а там, оказывается, Фиене каким-то образом уже успела вкачать себе максимальный уровень. Каким?! Опять сюжет провален. То есть нет, дальше нам объясняют, что при той жизни, что вела Фиене до Академии - с такими-то проблемами она и правда могла вкачать максимальный уровень ещё до поступления. Но тут неувязочка: Кобаяши-то игру проходит далеко не в первый раз. И предыдущие разы как раз играя за Фиене. То есть ей прекрасно известно, что у Фиене «в оригинале» не было изначально максимального уровня. Так откуда он взялся, если Кобаяши и Эндо вмешиваются напрямую только в судьбу Лизелотты и Бальдра, а общаются - с Зигвальтом? И снова: вся эта история с уровнями и ТТХ персонажа играют один-единственный раз: вот в этом тренировочном бою. Какой-то очень непонятный провал.

Четвёртый момент. Мне как-то совершенно непонятна была позиция Элизабет. При том, что она сама - преизрядно крутая магичка, что ж она сама не присоединилась к «последнему бою»? Да, в игре действительно в нём участвуют только главные герои. Но в «живом мире» - ведь уже было решено привлечь ещё Лизелоттиного отца-генерала с войсками. То есть сюжет уже пошёл по другим рельсам. Что мешало им привлечь Элизабет? А главное - что мешало Элизабет самой войти в дело, всё-таки тут вопрос о безопасности дочери. Но нет, она лишь подталкивает одного из персонажей, который должен участвовать по условиям исходного сценария. Хотя, надо сказать, это вышло очень интересно и даже изящно… но всё равно, логика ускользает. Можно было бы придумать не хуже, с тем же результатом, но без такого странного психологического выверта.

И пятый момент - это довольно неприятная для меня фиксация. Такое впечатление, авторы считают, что девушка выглядит милой только тогда, когда смущается. Поэтому, чтобы все прониклись, насколько прекрасна Лизелотта - её нужно смущать как можно чаще. И бомбардировать смущающими комментариями почти до сталкинга. Ну, мало того, что это концепция чудовищно однобока и несправедлива. А о чувствах Лизелотты вы подумали? Ну что за издевательство над прекрасной девушкой!..

Ну, и для порядка: бесконечно и откровенно истерично извиняющаяся дамочка в финале - это задумывалось явно как юмор, но было не смешно.

Тем не менее - пожалуй, это и всё, что можно сказать плохого про сюжет. А вот хорошего в нём - вагоны и тележки.



Хорошее в сюжете

Итак, приступаем к вагонам и тележкам. Тут можно начать прямо с того, что в принципе - цундере - один из самых нелюбимых мною архетипов анимэ. Якабито, как известно, почти все - яндере, а это, можно сказать, прямая противоположность. Тем не менее, иногда, как здесь, случаются прекрасные исключения. Абсолютно понимаю Кобаяши-сан (и, в последствии - Зигвальта), Лизелотта - прекрасна. Что, кстати, привело меня к весьма забавной шизофрении в финале: Когда Зигвальт в финале подхватывает жену на руки (мы же не сомневаемся, что наилучший хэппи-энд будет таки достигнут) - я чувствовала странное раздвоение. С одной стороны, всей душой и телом я как бы выдохнула, напряжение ушло, можно лечь щекой на плечо любимого и любящего человека, насладиться любовью и покоем… Но за счёт того, что я может быть и не менее ответственная личность, но всё же не Лизелотта и даже не цундере - в полной мере проассоциировать себя с нею не могу. А вот отношусь - с огромным теплом и желанием любить и оберегать. То есть одновременно я чувствовала себя и Зигвальтом (с которым у меня ещё меньше общего). Презабавное ощущение. NB: я знаю, что меня читает один человек. Пожалуйста, не надо придумывать себе, что я меняю тебя на анимэшную девушку!

Да, Лизелотта прекрасна. При этом, что интересно, прекрасна она не только своим упорством и строгостью (черезмерной, правда) к себе. Но и ещё в двух аспектах. Во-первых, это был совершенно великолепный момент, как она смогла вырваться из ведьмовского кошмара. Очень тонко, и очень правильно: ведьма могла сколько угодно и вполне плодотворно давить на идею, что Лизелотта - та ещё нехорошая личность и кто её полюбит? Грамотный с её стороны подход, точно бьющий по сомнениям Лизелотты. Но вот стоило ей попытаться для усиления эффект развернуться в другую сторону, и запеть про «все мужики козлы, бросают женщин» - тут-то оно всё и сломалось. Лизелотта может сколько угодно считать нехорошей себя. Но ни капли грязи на светлый образ любимого не потерпит. Просчиталась ведьма, а Лизелотта - молодец, так и надо!

Во-вторых, очень интересный социально-психологический момент. Даже Бруно (отец Лизелотты) вполне отдаёт себе отчёт, что её любовь к Зигвальту не только неравновесна (насколько уж видно), но и имеет некую тенденцию к, можно сказать, обожествлению объекта любви. Но никто не отдаёт себе отчёт, что это результат социального устройства и более того - их собственных слов. Зигвальт - будущий король. И даже его жена - не только жена, но и его подданная. Вы сами, вы и общество - внушили бедной девочке идею, что между ними в принципе не может быть равенства. (Я не имею в виду полное равенство в стиле полурадикальных феминисток, здесь все прекрасно понимают, что мальчики от девочек отличаются и что это хорошо). Поэтому Лизелотта и загоняет себя до дрожащих ног мыслью «я должна быть его достойна» и поэтому же никогда не сможет считать себя достойной: между ними пропасть социального положения. Это красиво.

Но, честно говоря, не Лизелоттой единой. Вот я сказала, что кое-то из отношений Эндо и Кобаяши-сан мне хотелось бы подрезать. Кое-что, но не всё. Потому что у них выскакивает два не менее потрясающих и красивых момента. Ах, как Кобаяши-сан ловко, интрижно, очень по-женски спасла Эндо-куна от неудобного признания! Как, фактически парой слов затем вытащила его из депрессии! О, этот разговор после школы, рука Кобаяши-сан, накрывающая руку Эндо-куна… великолепный момент, великолепный кадр! И при этом, что интересно - они оба действуют… ну вот именно так, как женщина дополняет мужчину, а мужчина - женщину. Оба мощных стратегических решения принимает именно Эндо-кун. Да, Кобаяши-сан они нравятся полностью, и Эндо-кун тоже, несомненно, принимая их, учитывает интересы, устремления Кобаяши-сан. Но если к первому его ещё в общем-то подталкивают, то второе - он принимает уже совершенно самостоятельно. Мужик заработал как мужик! Вообще, довольно забавная парочка не слишком уверенных в себе людей, постепенно обретающих не только уверенность но и вообще себя. И - друг-друга.

Но и с другими героями тоже немало прекрасного. Да, все герои фэнтезийного мира, конечно, несколько теряются на фоне Лизелотты. А Фиене при всей своей обаятельности и сверхсилах - натурально преизрядно шаблонная и где-то даже «никакая» девочка. Впрочем, она и должна быть такой: она же главная героиня визуальной новеллы для девочек, то есть девочка-игрок должна легко себя ассоциировать с ней, а для того у неё не должно быть какого-то яркого самобытного характера. Но тем не менее - и в их несколько странной романтической истории с Бальдром (опять же, какие пары должны сложиться в самом лучшем хэппи-энде нам показывают сразу же, так что это не спойлер) есть шикарный момент. А именно - бесконечные признания Бальдра. Не то хорошо, что он бесконечно признаётся. Хотя и это очень здорово, парень не мнётся-стесняется, а говорит как есть. Но почему же Фиене всё время то стесняется и отвергает его, то просто отвергает? А ведь если присмотреться - Бальдр каждый раз признаётся иначе. И Фиене в общем-то устраивает сама суть дела, что Бальдр её любит (хотя изначально и ей тяжело поверить, что кто-то из всякой аристократии будет её любить). Но не устраивает.. даже не формулировка, а смысл. Любить-то можно по-разному. И вот когда Бальдр таки нашёл правильные слова, понял, как женщина хочет, чтобы её любил мужчина… Сразу скажу: то, что он, наконец, нащупал - в той или иной степени хочет любая женщина, так что это не только между ними двумя. Да-а-а-а, вот это было ах! Очень правильно замечено.

Ну и с Зигвальтом тоже были очень интересные моменты. Точнее - с Зигвальтом, Кобаяши-сан и Эндо. Не будет великим спойлером сказать, что одним из условий самого счастливого хэппи-энда является то, что для спасения Лизелотты от участи главной злодейки (каковой она является в игре) надо, чтобы он женился не на Фиене (как по сюжету одной из веток), а на ней. Зигвальт вроде парень умный, ответственный, добрый. Отчего бы ему так и не сказать: «Не женишься - у Лизелотты будут проблемы, да и у тебя тоже»? А причина проста и изящна: Лизелотте нужна не свадьба. Ей нужна любовь Зигвальта. А полюбить «из-под палки» не факт, что получится. Так что ему приоткрывают скрытые мотивы Лизелотты, подсказывают действия, но пока он её сам не полюбит - не открывают, для чего, собственно, ему это всё подсказывают. И это архиправильно: полюбить можно только самостоятельно. Концепция «стерпится-слюбится» - неверна. «Сдружится» - да, притереться, сдружиться, выступать единым фронтом - чаще всего (не всегда) таки можно. Но это не любовь. А Лизелотте нужна именно любовь.

А ещё там очень здорово раскрыта тема ревности. Причём в самых разных проявлениях, по самым разным поводам. И это очень хорошо, ибо ревность слово-то простое, а вот и причин и проявлений у неё масса. Что особенно интересно - выдаёт эту реакцию не только (ожидаемо) Лизелотта, но и Кобаяши-сан, и даже Зигвальт. Это было правильно и честно. Мужики тоже ревнуют, я знаю. И, конечно же, изящный поворот сюжета, о котором я подспудно догадывалась, но, когда он случился - всё же была приятно удивлена. О том, кто такая эта страшная ведьма. Впрочем, тут ничего рассказывать не буду, ибо спойлер ужасный.

Да и вообще, там довольно забавная система из игрового и нашего мира, плюс довольно оригинальная и чем-то даже шикарная мифология в мире фэнтезийном. Мне понравилось. А ещё очень хорошо было показано, что визуальные новеллы - обычно куда более мрачные и даже кровавые, чем анимэ. Я писала об этом не раз, например в экранизации «Канона» все в той или иной степени счастливы. А в игре из потенциальных пассий главного героя счастлива остаётся только одна - которую в этот раз герой выбрал, а выживают максимум трое.

И конечно же - любовь. Доверие, стремление к радости не себя, а любимого (или любимой), способность и желание делать что-то, а то и жертвовать чем-то ради него (неё). Это крайне правильно. Именно это и называется любовью.



Мне ужасно понравилось. Да, есть некоторые проблемы. Но сериал, если присмотреться - куда глубже обычной романтической истории и незатейливого исекайчика. Более того, хотя он и явно относится к жанру сёдзе, то есть для женского населения, преимущественно подростково-юношеского возраста, но и мужчинам вполне может понравиться. Хотя бы за счёт глубины. И некоторых подсказок относительно того, чего же от них на самом деле хотят. А я пойду дальше пересматривать эту прелесть.

*«настоящая цун винограда» - подразумевается, что в фэнтезийном мире говорят на каком-то условно-европейском языке, а общение с игроком происходит, скажем, через автопереводчик. В результате фамилии воспринимаются как бы на слух (и, например, когда Зигвальт обращается к Кобаяши, он произносит не Kobayashi, а Kobayashee). А на каких-то специфических словах - переводчик сбоит и тоже выбрасывает их не просто голосом Кобаяши или Эндо, а тоже - по звучанию. В результате, Зигвальт слышит незнакомое слово «цундере» и в своём сознании трансформирует его по принципу misheard lyrics в «tsun de rais». То есть «цун из винограда». Шикарно, я беру это на вооружение.

** Отоме-игра - игра, чаще всего в жанре визуальной новеллы, где в главной роли имеется некая девушка, чаще всего с достаточно «низким стартом», окружённая множеством потенциальных романтических интересов в лице интересных парней с непростыми историей и характером. Иногда так же и девушек, но традиционные варианты преобладают. Задача героини, за которую мы играем - разобраться со своими проблемами, для чего требуется сначала помочь разобраться с проблемами и окружающим персонажам. И, в финале - романтика с одним (одной) из них. Или всеми сразу. Кстати, здесь был прекрасный момент: в игре из сериала предусмотрен такой финал «реверс-гарема», где в Фиене влюбляются буквально все. И все выживают. Но Эндо-кун совершенно резонно ужасается: это какой же кошмар такая конфигурация принесёт для королевства!

fantasy, shoujo, romance, юмор и вообще забавное, anime

Previous post Next post
Up