Kitakubu Katsudou Kiroku

May 11, 2023 11:31

帰宅部活動記録



Жанр: комедия, школьная жизнь, сейнен, пародия
Выходил: июль - октябрь 2013
Английское «Chronicles of the Going Home Club»
Русское название: «Хроники клуба «Пошли/топаем домой»
12 эпизодов, 15 DVD special по 2 минуты
Оценка: 7 из 10

Как пойти домой чтобы не пойти домой?

Переход в страшую школу - эпизод волнительный не только из-за смены формы, новых знакомств, нового места, но и возможности выбрать новый клуб по интересам. Но что делать, если интереса какого-то и нет, по крайней мере - определённого? Неужели опять придётся вступать в клуб «Пошли домой?» (Это японский эвфемизм: «Я состою в клубе «Пошли домой» - означает: «Я не состою ни в каком клубе и после школы сразу иду домой»). Однако, Андо Нацки, от лица которой и начинается повествование в этом сериале, под давлением внезапно «нарисовавшейся» и немедленно «задружившей» с нею Тоно Карин, внезапно обнаруживает, что в их школе есть… официально существующий клуб с таким названием. Куда троица довольно экстравагантных второклашек принимат их чуть ли не силком и без вопросов. Так чем же занимается клуб «Пошли домой», если у них есть помещение и после школы они таки идут не домой, а в клубную комнату? А чем сегодня захочется, тем и занимаются.

История просмотра

Сериал этот мне попался на глаза когда я зачем-то искала какие-то данные по «Joshiraku». А этот был обозначен как «подобный». Что же, абсурдистский юмор в исполнении милых девочек - это я весьма люблю и уважаю. Но для того необходимо подходящее настроение. А потом, как это часто у меня бывает, сериал затерялся в огромном и неподъёмном списке того, чего я хочу посмотреть… и попался на глаза буквально на-днях. Что же, посмотрела. Довольно неплохо, хотя и не сказать, чтобы совсем восторг. По ряду причин.



Техническое исполнение

Первая причина - в технике. Тут оно почти всё, как бы это сказать? Умеренно. То есть посмотреть на изображения людей: стиль ровно как я люблю, это ближе даже к стилю «нулевых», нежели «десятых». Причём именно классическому школьному сейнену нулевых. Что, я полагаю, сделано вполне умышленно - ведь пародия! Но прорисовка… так себе. Особенно когда у нас идёт более-менее общий план. Что касается фонов - то они совсем уж простенькие и невзыскательные. Хотя нельзя сказать, что их совсем мало, всё-таки девушки приключаются не только в клубной комнате.

С другой стороны - «творческие находки». Хорошо, всякие разные молнии, силуэты и прочее такое (особенно в фантазиях Ботан) - это опять же дань пародии. У неё в голове непрекращающийся сёнен с супергероями и видео-игры. Так что выглядит уместно. Но вот обилие чибиков - как всегда немножко раздраэает. Именно обилием. И главное - тюлень. Да, я понимаю, мангаки любят выбрать себе маскота (как у Клампочек, например, выдуманный зверёк Моккона, так у нарисовавшей исходную мангу здесь Курохи - тюлень). И очень любят его немножко запихать на страницы. Но здесь этот тюлень не только в индустриальных количествах, но и подчас совершенно ни к селу, ни к городу. Опять же, нельзя сказать, что так уж сильно раздражает: тюленьчик-то и правда очень милый. Но зачем его столько и везде пихать в кадр?!

И отдельный момент, который с одной стороны несколько раздражал, с другой - радовал. Дикое изобилие ракурсов, где от девушек видны только ноги. И камера едет вверх (или наоборот вниз) и на несколько секунд замирает, демонстрируя разную длинну юбок и разные носки-гольфы-чулки-колготы. Стоит ли говорить, что каждая девушка (когда она в форме) носит юбку только одной длинны и только одни… а вот не знаю я общего слова. В общем - если кто-то ходит в белах носках - она всегда будет в белах носках и никогда не в чёрных гольфах. Но… всё-таки понятно что Куроха - девушка. Никаких панцушотов, вообще никакого эччи (кроме одного строго замотивированного момента, где всё в лютейшей «цензуре»). И… всё-таки девушки ходят не только в школьной форме, а вне школы таки переодеваются во вполне симпатичные и соответствующие характеру одёжки.

Зато к звуковому оформлению у меня нареканий нет. Впрочем, как почти нет и восторгов. Сейю отработали качественно, но как-то не зацепили. Опенинг один, зато эндингов пять штук, да ещё две песенки внутри. Все очень хорошие, чётко попадающие в стиль пародийно-попсового сериала, но не особо запоминающиеся. Впрочем, не совсем так. Аючи Саэ-сан, озвучившая Ботан и спевшая один из эндингов мне чем-то приглянулась. У неё интересный тембр голоса бывает. Но в целом - очень хорошо, но очень средне.

И отдельная боль - это перевод. Прямо скажу, что переводчики Lukeshka и LeoDreaM, а так же редактор justbell - это самые натуральные надмозги, то что попалось мне - плохо до безобразия. Нет, я, конечно, понимаю, что это комедийный сериал и надо как-то доносить шутки до зрителя. Но не надо из перевода комедии делать «Властелин Колец» в смешном переводе Гоблина». Потому что когда Сакура говорит «набэ», а в переводе нам пишут «жаркое» - это уже полное искажение смысла. Когда нам показывают гопника в том анекдотическом виде, как это понимают японцы (с огромным коком из чёлки) - не надо писать «Южное Бутово». И уж тем более - не стоит в качестве особо удачного комика упоминать Петросяна. Ребята, вы не переводите уже. Вы создаёте свой собственный текст. Он может быть даже смешной и где-то более понятный для русского зрителя. Но он мало что общего имеет с тем, что на самом деле говорят и показывают на экране. Впрочем, там, где переводчитские надмозги забуксовали и не смогли придумать какой-то особо искромётной шутки - всё очень даже неплохо. Абсурдизм передан и выдрежан. Да и сам текст почти без ошибок в плане грамматики и орфографии.

В общем, если не считать перевода - техника хорошая, но средняя. Впрочем, есть подозрения, что примерно этого и хотели добиться.

Нарекания по сюжету

Строго говоря, нарекания по сюжету я в некотором смысле уже озвучила. Неуместный тюлень - это ведь тоже в большой степени сюжет. Бесконечный сёнен с супергероями в голове Ботан - это тоже сюжет. Разве что мне несоклько не понравилось повторение тем. Вот тему с чудовищной обаятельностью Карин и особенно с отношением к ней Клэр - заездили буквально до дыр. Да, это сначала было смешно. Потом - «а, опять». Надо отдать должное, тут всё же не повторение кадров, каждый раз эта тема всплывет в виде нового сюжета. Но эксплуатируется просто нещадно. Равно как и фиксация Ботан на медведях. И, пожалуй, самое неприятное: Нацуки. Да, в нескольких историях «девочкой для битья» оказывается Сакура. В двух или трёх (а на серию приходится минимум три сюжета) - Ботан. В остальных страдает в первую очередь Нацуки. Да, она самая «нормальная» из сложившейся пятёрки экстравагантных личностей. Но проблема в том, что на фоне их столь разных экстравагантностей - и её нромальность достаточно экстравагантна. Уж простите за тавтологию. То есть они все друг относительно друга настолько разные и своеобразные, что по логике вещей доставаться тоже должно всем поровну.

Как это ни парадоксально, но основное моё нарекание в том, что это… не очень смешно. В целом.



Хорошее в сюжете

Я не даром сказала «в целом». Ибо, положа руку на сердце, не было ни одной серии, где я бы не хохотнула ну хоть пару раз. А некоторые сюжеты меня просто обрушивали под лавку. Например, когда девушки принялись вспоминать классическую литературу и обнаружилось, что у них всё в головах смешалось - я уже подхихикивала. Но когда они добрались до Момотаро и скрстили его со Звёздными войнами - я просто уже лежала под столом и вяло шевелила конечностями. Вот там просто - что ни кадр, то шедевр, что ни реплика - то алмаз. «Первые три серии про старика чтоли?...» Потому что ведь логично! Если Момотаро - Люк Скайвокер, то первые три эпизода таки про старика!

Вообще, абсурдистского юмора тут может быть и не настолько много, как в тех же вышеупомянутых «Joshiraku», и, что важнее - он, пожалуй, не настолько утончённый… Но он таки есть и многое здесь весьма смешно. И действительно, каждая из девушек выдаёт несколько абсурдные трактовки соответственно своему характеру, иногда очень смешно выходит, а подчас и не очень. Мне кажется, проблема в том, что в данном случае абсурдизм был поставлен не столько во главу угла, а заложен прямо в характеры героинь. То есть они не просто иногда странно интерпретируют, соответственно характеру, нет, им какую-то черту изначально довели до абсурда. Абсурдно богатая Клэр, абсурдно супергероичная и при этом отакунская Ботан (по всем статьям неизбежно самая симпатичная мне девушка), абсурдно непостоянная Сакура, абсурдно милая и женственная Карин и абсурдно нормальная Нацуки с абсурдно-огромной «ахогэ» (то есть прядью-антенной). Опять же - это ужасно смешно один-два раза. Но когда идёт в бесконечном цикле отыгрывание этих абсурдностей… иногда становится несколько скучновато. Хотя не всегда. А иногда даже возникают приятные моменты переходя сюжета между сериями.

Как, например, где-то в самом начале Карин объясняет Клэр, что самое вкусное мороженное - это то, которое остаётся на крышке. Богачка Клэр (по сути своей абсурдно-богатой роли) естественно ни в супермаркетах не бывала, ни мороженного из баночек не ела. Они иду в магазин… И Клэр покупает мороженное на палочке. Она в восторге от «еды простолюдинов», кто-то комментирует, что она не то мороженное купила. Уже забавно. И вдруг - через несколько серий таки всплывает мороженное именно в баночке! И Клэр таки удаётся попробовать, что там на крышке. Это хорошо. Это нормально так выстрелившее чеховское ружьё.

Ещё один момент, который меня скорее порадовал (но тоже может кого-нибудь утомить) - это отношение к «четвёртой стене». Здесь её просто нет. Девушки чётко знают, что они снимаются в комедийном анимэ. И обсуждают, что делать, если после третьей серии (когда зритель уже точно определится - смотреть дальше или нет) рейтинги начнут падать? В какой жанр переквалифицироваться? Сакура дважды путает, какой сейчас эпизод… И так далее, и тому подобное. Не могу сказать, чтоб это всё было настолько смешно, но определённо довольно забавно и добавляло толику обаяния сериалу. Да, мне, конечно, не раз встречались сериалы, где в тот или иной момент ломают «четвёртую стенку» (иногда удачно, иногда - не очень). Но кажется я не припомню таких, где она так явно и беспардонно отсутствует весь сериал. Что-то на задворках памяти бродит, но вспомнить не могу. Так или иначе - это было неортодоксально и по большей части забавно.



На самом деле - совершенно непробиваемое сочетание: милые девушки и абсурдистский юмор. Да, не всё получилось одинаково мило и одинаково смешно. Где-то явно чувствовалось, что авторы оседлали волну и гонят объём пока волна ещё идёт. Но в целом небезталанно, часто - смешно, часто - мило. Да, бесконечно пересматривать этот сериал, конечно, вряд ли кто будет. Но пару раз посмотреть, похихикать - можно.

school, юмор и вообще забавное, seinen, anime

Previous post Next post
Up