Do It Yourself!!

Mar 18, 2023 17:03

どぅー・いっと・ゆあせるふ, 手工少女!!



Жанр: комедия, школьная жизнь, сейнен
Выходил: октябрь - декабрь 2022
Английское название: оно же и оригинальное
Русское название: «Сделай сама!!»
12 эпизодов
Оценка: 7 из 10

“Выдайте девочке-дизайнеру мышь стеклянную - она и сама порежется, и мышь разобьёт.“
(©парафраз и актуализация известного пошлого анекдота)

- Закрой окно, дует!.. (начало другого анекдота).

Юа Селф - вечно пребывает в каких-то фантазиях, слабо отражая реальность. Да и руки у неё не из плечей растут, фигурально выражаясь. Тем не менее, «девочкой-дизайнером» из анекдотов она не является. Ведь пыталась же она вместе с подругой и соседкой Суридэ Мику (окна их спален смотрят друг на друга, так что они с самого детства могли пообщаться даже не выходя на улицу) поступить в изрядно навороченный технический колледж. Так что при желании, видимо, думать она таки умеет. Впрочем, в колледж поступить не удалось, сработал выбор номер два - старшая школа, можно сказать, в том же дворе, что и колледж, но вполне обычная. Что, безусловно, изрядно огорчило и даже обидело Мику. Между подругами пробежала кошка.

Но Селф не унывает, тем более, что стечением обстоятельств её затянуло в деятельность казалось бы наиболее неподходящего для неё клуба: кружка «Сделай сама». Правда, на данный момент состоящего только из его прежней главы Ясаку Рэй и собственно Сэлф. Плюс, оказывается, куратором является школьная медсестра, с которой Селф встречается ежедневно. Счёт ворон и общая криворукость весьма способствуют возникновению поводов сходить в медпункт за очередным пластырем.

И, как водится, кружку, состоящему всего из двух членов грозит прекращение финансирования в силу неактуальности. Классическое начало для школьного сериала класса «cute girls doing cute things»…

История просмотра

Собственно говоря, жанр «милые девочки делают милые вещи», хотя в первую очередь рассчитан на взрослых мужчин - весьма угоден и мне. Так что я обратила внимание на этот сериал фактически с анонса. Опять же, я люблю и сериалы про «как это делается», а тут очевидно можно ожидать историй если не про то, как своими руками отремонтировать смеситель в ванной, то по крайней мере - про изготовление каких-то интересных поделок. Правда, собиралась я его смотреть несколько позже, чем получилось, уже было скачано несколько других сериалов. Но тут случился переезд, как я уже рассказывала, чего там я накачала - лежало на неподключенном компьютере, да и что там именно - я уже не помнила. Потому скачала вместе с «Боччи» ещё и этот. И… как и в случае с «Боччи» - получила то, что ожидала, но с «нагрузкой».



Техническое исполнение

Собственно, «нагрузка» начинается прямо с первых же моментов. А именно: всё, что нарисовано в фоне, все интерьеры и в особенности - пейзажи, выполнены просто великолепно. Мягкие, практически пастельные краски, неяркие и отчасти необычные оттенки, ощущение фактуры бумаги, на которой это всё как бы нарисовано - всё это просто завораживает и приводит в восторг. И мгновенно разбивается об стилистику изображения людей. И ведь нельзя сказать, что они нарисованы как-то несимпатично, нет, очень даже приятные лица и фигуры, и вообще такой вполне уже классический стиль я в анимэ очень люблю. Но… здесь как раз линии тонкие, цвета - довольно яркие и примитивные, да и сама прорисовка лиц тоже не блещет тщательностью. То есть натурально, очень даже хорошие люди тут. И вполне подходящие под общее направление и стиль сюжета. Но вот с фоном они не сочетаются. Получилось, что всё по отдельности - очень даже хорошо, а в сумме - как-то не.

Со звуковой составляющей ситуация примерно та же. Что безусловно хорошо - это опенинг с эндингом. Милые, симпатичные, простенькие - как и надо для такого сериала. А вот по поводу сейю - сплошная загадка. Можно было бы сказать, что это в большинстве своём люди, начинавшие в середине десятых годов, поэтому я их особо и не знаю. Но полноте, я же их слышала не раз. Хорошо, Оомори Ничику-сан (Джобко) и Такахаши Карин (Кокоро) я встречала только в эпизодических ролях. А Инагаки Кономи-сан (Сэлф) - не встречала никогда. Но ведь Ваки Азуми-сан (Такуми) - это как минимум Энн Шелли в моей обожаемой «Бакарине»! Ичинозе Кана (Мику, кстати, и в составе персонажей, и в составе сейю самая красивая девушка) - это как минимум Кэрол, которая с Тьюздей. А Сакура Аяне-сан (Рей) - уже вполне с опытом девушка, и Мари в «Джошираку», Нацуме в NNB, Цубаки в «Апрельской лжи», Кунато Мозуки в «Рыцарях Сидонии», Кайсей в «Енотах» и Ами в «Какушигото» - всё очень даже любимые мною девушки. Ан нет, не узнала. И что уж говорить про Каказу Юми (медсестра Харука) - это как раз сейю с долгой карьерой, аж с 96 года прошлого века. Впрочем, всё больше на вторых ролях и то не слишком много за такой-то период. А я её могла бы вспомнить разве что как Аю в «Аяши но Церес». Но не вспомнила. Так что вроде бы всё не так уж плохо, но и не вдохновило.

Отдельной ложкой дёгтя была работа Оомори-сан. Нет, если говорить чисто про интонации - то здесь она сыграла хорошо, никаких претензий. Джобко говорит именно так, как и должна. Но… блин, Джобко - американка. Однако по японски говорит вполне чисто (что, впрочем, замотивированно сюжетом), но, блин, от её английского уши в трубочку сворачиваются! Повторяю, Джобко - урождённая американка, прожившая всю жизнь в англоязычной (оставим в стороне разговор про то, имеют ли право американские «диалекты» считаться английским языком). Она просто не может говорить с акцентом японской девочки, увидевшей английское слово впервые в жизни! Ладно, скажете вы, не каждый японец с англофонами двадцать лет общался, это тебе слух режет, а им - прокатит. Да прокатит, не спорю. Только вот «прокатит» - это уже… халтура. А Джобко вставляет английские слова и целые предложения через фразу. Так что халтуры той - много. Впрочем, очевидно, что проконтролировать этот момент было некому: и сами авторы сценария в плане английского халтурят страшно, и путаются в возратных местоимениях yourself\ourselves\themself и прочих < one >self откровенно чудовищно. Тем не менее - впечатление удручающее.

А вот касательно перевода ничего особо сказать не могу. Такой… средненормальный. Чудовищных глюков я не заметила, так по мелочам - циркулярка это всё же конкретно циркулярная пила, а в данном случае Рей орудует болгаркой. И одеваются они не в халаты, а в фартуки, уж можно было бы на экран взглянуть. Но такого здесь считанные эпизоды, это мелочи. Каких-то изящных находок - тоже нет. По крайней мере в тех субтитрах, которые мне попались.

В результате с технической точки зрения - очень много хорошего, есть даже великолепное. Но есть и серьёзнейшие недостатки и чудовищное «сведЕние», особенно в визуальном ряде. Ну не сочетается оно!



Претензии по сюжету

Строго говоря, претензии по сюжету можно начать прямо с игры слов, заложенных в название. Нашу героиню зовут 結愛せるふ, то есть примерно «Юа Серуфу». Что, кстати, уже не совсем понятно, теоретически 結愛 должно читаться как «юмэ», ну да ладно. Что звучит похоже на «yourself» разве что для японца. И то очень сомнительно, потому что «your» - это на два порядка ближе к «ёо», чем к «юа». Напоминаю, звук «ё» в японском есть совершенно замечательным образом. Известный город Ёкогама (Йокогама) не даст соврать. Ну, и self превращается в серуфу только в силу японской слоговой азбуки и строя языка. Понятное дело, вторая претензия здесь не играет, Селф - японка, так что здесь всё в порядке. Но трансформация «your» в «юа» - это полный провал.

Но имеет смысл поругаться немного на другое. Во-первых, собственно сюжет. Да, я понимаю, законы жанра требуют пляжного эпизода, школьной ярмарки и всё такое. И тут даже особо нареканий нету, то, что было (тот же самый пляжный эпизод) были и замотивированны и оформлены очень неплохо и даже неожиданно. Но… ожиданных эпизодов было больше. Предсказанных и предсказуемых. Ну вот кто бы сомневался, что навязчиво едущий грузовик - это неспроста? А кто бы сомневался, что он придуман для того, чтобы девушки по второму кругу принялись копить стройматериалы? Догадаться было не сложно. И одновременно - этот же сюжет вызывает просто лютое желание биться лбом об стол. Ну ведь надо же было додуматься устроить склад весьма своеобразно выглядящих стройматериалов прямо впритык к помойке и никак не пометить их. И куратор тоже вообще никому-никому из коллег не сказала, что девушки устроили там склад? Да этот склад был бы мгновенно переправлен в мусор, а не тогда, когда уже всё скопили. Только предуведомление и согласование дало бы ему просуществовать так долго.

И в общем-то таких вот странных, одновременно предсказуемых, а с другой - откровенно «костыльных» поворотов сюжета тут преизрядно.

Во-вторых, у меня нарекания буквально ко всем персонажам. Причём по сути дела - это одно и то же нарекание, только направленное на разные аспекты. Да, я понимаю, хотели устроить гротеск. Сверхнеуклюжую и считающую ворон не от мира сего Селф, простоватую и среднего ума, не умеющую готовить, но с золотыми руками в плане всяческих поделок Рей, и так далее. И характер, и мотивы всяческого поведения у девушек совершенно понятны. Но, «хотели как лучше, а получилось как всегда» (с) В.С. Черномырдин. Гротеск получился… не смешной. Вообще, получилось как-то очень неприятно. Мотивы, почему обе проживающие напротив Слэф девушки ведут себя так, как ведут - совершенно понятно, а в случае с Мику - это ещё и довольно интересный этический сюжет. Но, тем не менее, это не особо заставляет задуматься и совершенно не веселит. А наоборот, откровенно раздражает. Сэлф достаёт уже своей отрванонстью от мира, Мику (на самом деле самая симпатичная мне не только внешне, но и внутренне) достаёт своими обидками, Кокоро утрированной кошачестью, Рей - дуростью, а Такуми - забитостью. «Бабочка - головка крошечная, безмозглая, крылышками - бяк-бяк, ну, дура-дурой... береза - тупица, дуб - осел, речка - кретинка, облака - идиоты, лошади - предатели, люди - мошенники...» (с) Е. Шварц, «Обыкновенное чудо». Опять же, я допускаю, что это особенности моего вкуса. Но лично меня всё это не смешило, не умиляло, а бесило. Впрочем, девушки все шестеро - всё же уступают пальму первенства двум другим персонажам.

Это медузоробот в доме Мику и поросёнок в доме Селф. Всё, что сделал для сюжета поросёнок - это однажды разбудил проспавшую Сэлф (вы же не думаете, что такой персонаж может не быть соней?), один раз пытался укрыть её одеялом и один раз выступил предлогом для демонстрации (отсутствующих по факту) навыков Сэлф, обративших её сольное представление в совместное построение свинарника. Всё остальное время поросёнок на экране только для того чтобы слушать застольные беседы Сэлф и её матушки. И, соответственно, спокойно есть, когда они говорят о говядине, и трястись от ужаса в углу, когда они обсуждают свинину. Это персонаж, введённый для юмора. Юмор не смешной, а других функций у персонажа нет. Кстати, поросёнка зовут Нику, то есть «мясо». Всё бы хорошо, будем считать это отсылкой на великолепный «Канон». Только вот в «Каноне» котик «Пиро» (от «пирожки») выглядел хоть как-то смешно, хотя я вообще не люблю такой юмор, то здесь это выглядело и не смешно совсем, и вторично. И главный герой этой части моего повествования - это медузоробот. Его сюжетная роль сводится к бесконечным напоминаниям, что неплохо было бы обновить версию ОС, каковая была обновлена только тогда, когда Мику помирилась с Сэлф. Обновление, так сказать, ознаменовало решение всех проблем. Всё остальное время медузоробот служит для того, чтобы просить обновление или выступать с какими-то комментариями, которые всегда не к месту и всегда не выслушиваются до конца. То есть робота просто игнорируют. Опять же, это задумано как нечто смешное, но оно совершенно не нужно для сюжета, оно на самом деле не смешно, а скорее грустно… В общем, ещё один абсолютно не нужный и не смешной, а раздражающий персонаж-шут.

К сожалению, выводящего из себя поведения либо авторов, либо героинь, либо персонажей-шутов в сериале очень много. Однако, есть и



Хорошее в сюжете

И, коль скоро я уже упомянула обиду Мику - начнём с неё. Дело в том, что на первый взгляд совершенно не понятно, какая кошка пробежала между ней и Селф. Понятно, что Мику называет кружок DIY замшелым прошлым веком не только исходя из своей технической прогрессивности (именно «не только»), но и от некоторой обиды на Селф. Но казалось бы, а Мику-то с чего обижаться? В некотором смысле было бы понятно, если бы наоборот, Сэлф обижалась на Мику: ведь та обогнала, поступила в более элитную школу, а если б была настоящая подруга - могла бы и пойти в менее элитную, но вместе. Понятно, что такая обида тоже на самом деле весьма детская и контрпродуктивная (ну, они вообще-то все в плане развития характера отстают от своего возраста на два-три года), так что вполне детские реакции нас не должны удивлять. Но она по крайней мере вполне просчитывается. Отчего же обижается Мику? А ведь для неё провал Сэлф не просто болезненный - она-то не оторвана от мира и для неё это именно болезненный провал близкой подруги. Это ещё и предательство. На первый взгляд это выглядит ещё более инфантильно: нельзя же всех мерять по себе, тем более Сэлф же видно, что дурочка криворукая… С чего ты считаешь, что это она тебя кинула? И вообще, как насчёт сострадания к слабым? Но… а ведь Сэлф и правда Мику именно кинула. Как выясняется, сразу же - технологический колледж он в общем-то не про станки, а про технологии. Как МТИ - про передний край науки и техники, а не про «как правильно собирать дизель марки ХХХ-УУУУ». То есть кривые руки тут уже ясно - не помеха, тут голова важнее. А затем вдру оказывается, что Сэлф в своей менее престижной школе по оценкам - третья во всей параллели. И при этом - спала на экзамене. То есть котелок-то у неё варит, когда надо. И тогда непоступление Сэлф в технологический колледж - вполне себе предательство. Это не Мику надо было отказаться от мечты ради подруги. Это подруге надо было немножко постараться, ну вот ради их дружбы взять себя в руки на пару часов и не дрыхнуть на вступительном экзамене! И она прошла бы, и обе учились бы в этом колледже. Интересный поворот, натурально ставящий всё с ног на голову. Ну, хорошо, положим, Мику знает Селф очень давно, и не только знает, что у той голова работать способна. Но Мику же и привыкла о ней заботиться, так что должна вроде бы понимать, что не спать на экзаменах эта дипломированная счётчица ворон и лётчица в облаках - просто не может. Тем не менее, оказывается, резоны Мику вполне обоснованные. Разик можно было бы и постараться, раз уж тебе так дорога подруга.

А все эти рассуждения плавно выводят нас и на вторую прекрасную тему в данном сериале. Ведь да, вызывает недоумение, как Сэлф умудряется каждый день принимать пищу с помощью охаши и европейских приборов. Но какая у неё фантазия! Причём ведь и нельзя сказать, что она вообще не выходит за пределы головы Сэлф кроме как в виде своеобразной маниловщины. Как минимум, Сэлф обалденно рисует. Её концепт-арт домика на дереве (трансформировавшийся в целый город на мега-дереве) - действительно классный. Вообще, появляющиеся так или иначе в сериале картинки - ну просто дивно хороши!

Ну, и раз уж про концепт-арт, нельзя не сказать и несколько добрых слов по части деятельности собственно кружка. Начиная с того самого концепт-арта. Ведь что это было? А это был первый (дальше будет несколько более прозрачных, но и менее изящных) пример грамотного разделения труда. Все помечтали, что хотели бы видеть в своём домике на дереве. Селф записала, и нарисовала - сделала то, что она умеет хорошо. А затем Рей и Джобко, обладающие инженерным мышлением взяли из этого концепта те детали, которые в реальности можно воплотить - и все они дружно их воплотили. Красиво!

Но и других приятных историй вокруг этого кружка не мало. Да, я, конечно, была немного огорчена, что методика изготовления тех или иных поделок была раскрыта очень вскользь. Те же подставочки под планшет, которые мастерила Джобко можно было бы показать поподробнее. Не «вот она составляет чертёж», а показать сам чертёж. Но в целом это скорее придирки. Нам и без того рассказали почти во всех деталях про некоторые изделия, и, что ещё важнее - познакомили с некоторыми очень толковыми приёмами, да и просто хороший экскурс в то, какие есть инструменты, для чего они они, как ими пользуются (на принципиальном уровне), материалы… Весьма полезно и познавательно. И что главное - интересно. Правда я сама для себя здесь открыла только болты и технологию для фиксации конструкций на живом дереве. Что на самом деле меня, конечно несколько шокировало, но это жизнь. Рубить живые деревья вообще под корень - еще тяжелее морально, но иногда приходится. Как и, хи-хи, курей да свиней забивать. Но мне и правда многое приходилось делать самой. А для многих тут открытий будет побольше. С другой стороны - как же я хихикала, когда девушки стали мастерить поделки с помощью эпоксидки, застывающей под ультрафиолетовым светом! Вот тут роли поменялись: некоторым вполне знакомым с ручным трудом мужчинам это можнт быть станет открытием. А даже никогда не бравшие в руку отвёртку девушки с пониманием будут кивать: а как же, ровно так ногти наращивают, да и шелл-лак на том же принципе!

Что ещё приятно в вопросах, связанных с деятельностью кружка - это два очень правильных и жизненных момента. Во-первых, к моему приятному удивлению авторы избежали штампа «и всё получилось». Нет, всё совершенно закономерно, и кривые поделки Сэлф котируются куда ниже поделок её товарок. (И, кстати, что было действительно смешно - неожиданный поворот с тем, кто составил чью аудиторию). А во-вторых, что для самой сложной работы по установке основы домика на дереве призвали таки родителей Рей, которые прибыли с нормальным промальпинистским снаряжением и к работам допустили в роли помощницы только действительно способную к ней Кокоро. Вообще, что очень грамотно: вопросы техники безопасности тут хотя и не выпячиваются, но и не обойдены вниманием. То есть собственно обсуждение её остаётся в основном за кадром, но по действиям всех участников видно, что о ней думали.

А ещё глядя на некоторые сюжеты я задумалась: а сколько на самом деле в этом сериале отсылок на мировую классику? Ведь Джобко, изучающая карту местности - это прямолинейнейшая отсылка к «Bladerunner» 1982го года, а картинка-вставка в последней серии - к знаменитой фотографии Чарльза Эббетса «Lunch atop a skyscrapper» 1932го. Надо думать, таких отсылок там не только две, замеченные мною. Интересно.



Так что подводя итоги скажу: хотя вроде бы по жанру сериал должен был бы быть милым, забавным и душевным - ничего из этого не получилось. Однако получилось и познавательно, и местами просто очень красиво, причём не только в визуальном смысле. Да и в целом, подводя все плюсы и минусы - всё же довольно приятно. Так что как и в случае с «Боччи» - моя оценка это такая семёрка, которая и не поймёшь, то ли тройка с плюсом, то ли четвёрка с минусом. В общем, посмотреть всё-таки стоит, отнюдь не потерянное время.

school, юмор и вообще забавное, seinen, anime

Previous post Next post
Up