乃木坂春香の秘密[ぴゅあれっつぁ♪ / ふぃな~れ♪]
Жанр: комедия, пародия, сейнен, школьная жизнь, этти, романтика
Выходил: июль - сентябрь 2008, октябрь - декабрь 2009, август - ноябрь 2012
Английское название: «Haruka Nogizaka`s Secret [purezza / Finale]»
Русское название: «Секрет Ногизака Харуки [2 / Финал]»
12, 12, 4 эпизодов
Оценка: 6, 6, 7 из 10. Беспристрастная - ещё ниже.
Анимэ, которое надо слушать.
В одной обыкновенной японской школе учились обыкновенные японские школьники. Со своими обыкновенными социальными играми: была у них и всешкольная принцесса, и клуб её фанатов (и, особенно - фанаток), обычные люди и так далее. Всё бы так обыкновенно и развивалось, если бы вдруг, по чистой случайности класса бежал-споткнулся-упал в бюст (не в точности такой, конечно, но по уровню - сравнимой) некий очень заштатный паренёк Юто… в общем-то очень обычный, спокойный и доброжелательный, хотя и не любящий отаку-культуру даже больше среднего… не выясняет, что абсолютно идеальная «принцесса» Харука - как раз-таки преизрядная отаку. Впрочем, на первый взгляд, ежели она всего лишь просит сохранить этот факт в тайне от остальных соучеников - так и у него нет никаких планов «ославить» девушку. Но, естественно, сохранение секрета оказывается более сложным мероприятием. Харука-то прониклась его тактичностью и начала… общаться. Больше не с кем ведь обсудить всё это! Ну, а дальше - больше.
История просмотра
Безусловно, впервые этот сериал попал мне на глаза благодаря тому, что здесь главную роль озвучивает
Ното Мамико-сама. А у меня же вялотекущий, но квест: постепенно послушать все её роли. Плюс, я очень люблю вот такую «классическую» картинку середины-конца «нулевых» годов. Опять же здесь сюжет вроде бы как заявлен про отаку-культуру и взаимоотношения любителей этого дела с «обычными людьми». А финальной каплей, поднявшей этот сериал в приоритетах на просмотр - наверняка послужил какой-нибудь комментарий одного моего знакомого на Дзене, каковой просто откровенно помешан на девочках-тихонях. Кто бы спорил: Харука - тихоня образцовая. Скромная, где-то даже нерешительная, анимэшница, богатая… в общем - мечта неуверенного в себе отакуна. Ну и что, что сериал заявлен как в том числе - пародия? Однако именно это и послужило тому, что я изменю обычный порядок разделов и начну не с технического исполнения, а с обсуждения сюжета и ругани. Чтобы хоть что-нибудь позитивное оставить напоследок.
О сюжете
Строго говоря, сюжет распадается на два основных направления: экскурсия в мир отаку и обсуждение взаимоотношений последних с более обычными «согражданами» (точнее - наоборот, отношений сограждан к ним) - во-первых. И, во-вторых, романтическая история Харуки и Юто. К сожалению, в обоих случаях нас очень быстро ждёт разочарование.
Я даже не говорю о том, что в социальном смысле картинка несколько устарела уже к моменту выхода сериала, а за прошедшие с тех пор ещё пятнадцать лет - устарела почти полностью. Ну нет уже в современной Японии стереотипа: «Она смотрит анимэ - в таком возрасте? Какой кошмар!» Тут многое сыграло: и долгая история анимэ как такового. И признания его официальной частью культуры Японии. И общая инфантелизация общества. И (наоборот) - появления изрядного отнюдь не детских и даже не инфантильных анимэ… Ну, и вообще общемировой курс на толерантность. В общем, показанное в сериале отношение - это привет из конца прошлого века. В принципе - интересно с исторической точки зрения, но не шибко способствует восприятию сериала, как происходящего здесь и сейчас.
А это, как легко догадаться, вредит созданию иллющии у просматривающего отакуна, что с ним может произойти нечто подобное.
С другой стороны, сама отаку-культура за это время изменилась не настолько сильно. И летние-зимнии фестивали как официального, так и фанатского творчества вокруг анимэ, манги и прочего такого - Комикеты до сих пор проводятся. До сих пор производители анимэ не имеют ничего против людей, пишущих или рисующих фанфики… ну, до определённого предела: продать сотню-тысячу фанфиков можно без проблем, а вот протащить их в экранизацию без одобрения и отчислений правообладателям - не выйдет. И, конечно же, никуда не делась всеразличная терминология. И вот экскурсия в этот мир - была бы весьма интересна. Но, увы. Если вы ждёте
«Геншикен» - то спешу разочаровать. Информативность сериала в этом смысле - отстаёт на порядки. То есть натурально, если в том же «Геншикене», например, косплею будет посвящено минимум две серии, с подробным рассказом о том, что это такое, как это происходит… то здесь о косплее вы узнаете лишь то, что устраивать косплейные фотосессии разрешается только в определённых местах Комикета. Да, а самого косплея будет довольно много, но совершенно бессмысленного и беспощадного. Младшая сестрица Харуки вместе с приставленным к каждой из сестёр горничной (то есть три персонажа) вроде как для маскировки надевают на себя косплей при каждом удобном случае. Очевидно, что это в ста случаях из ста не помогает им, а мешает. И не просто демаскирует, а ещё и задерживает.
Вдобавок ко всему… хотя вроде бы это - одна из двух сюжетных линий, но времени ей уделено всё меньше и меньше. Хотя в каждом сериале что-нибудь всё-таки такое есть.
А что же происходит со второй линией, романтической комедией, которая, как выясняется, и есть основная? Как бы это сформулировать? А происходит здесь эччийная романтическая комедия. То есть герои:
1. Стесняются
2. Падают друг на друга так, что у девушки видно то, что под юбкой, либо рука парня оказывается на её груди
3. Остальные за этим с одобрением (или наоборот - с возмущением) подглядывают
4. Герои стесняются ещё сильнее.
Вариант: ничего не видно, но зато у героев намечается поцелуй. Неизменно прерванный в самый последний момент вторжением наблюдателей.
Вариант: герои не падают, а говорят некие казалось бы совершенно недвусмысленные слова. Вторгшиеся наблюдатели (точнее, в данном случае - подслушиватели) обнаруживают, что слова таки двусмысленные и, скажем, «ух ты, какой он большой» относилось к тексту домашнего задания, написанному Юто.
Понимаете ли, это действительно бывает смешно. Но этим заполнен весь сериал подчистую. Постоянно. Чуть ли не в каждой серии минимум по одному разу у нас будет всё, по списку. Ну, может быть я утрирую, но ощущение именно такое: у авторов был список комедийных ходов с выставленным рейтингом: «должен встречаться не реже, чем раз в Х минут».
Точно то же ощущение складывается и в отношении других комедийных элементов. Как то, например: «Старшая горничная приходит в ярость и достаёт бензопилу», «Отец Харуки приходит в ярость и машет мечом, но его изящно и цинично тормозит мать Харуки, после чего отец сидит в тёмном углу и плачет «Я больше не буду»… и так далее. Опять же, один, два раза - это выглядит смешно. Раз в Х минут - вызывает тоскливый стон: «Какая муть, зачем я это смотрю?»
Проблема здесь ещё в том, что все эти ходы - не только повторяются из раза в раз, но ещё и чудовищно клишированные. То есть мы с первых секунд понимаем, как будет развиваться ситуация в ближайшие минуты две. Да, конечно, это клише. Более того, совершенно очевидно, что нам и хотели посмеяться не только над клишированными шутками, но и над самими клише таких шуток. И привнести толику гротеска во всё происходящее. Утрированности. Чтобы если Харука богата - то богата запредельно, поместья, острова, не менее полка охраны, отец ездит то в Лэнгли, то в Тель-Авив… Если Юто - простой и скромный мальчик, то он простой и скромный вплоть до полной неспособности произнести слово или сделать что-то. Ну, или Харука - точно такая же. Это гротеск. Более того, такой гротеск часто действительно выглядит очень забавно. Я, правда, вспоминаю только примеры из сёдзе, вы уж простите. Но согласитесь, что, скажем, в
«Семь обличий Ямато Надешико» и гротескная неуверенность в себе милейшей Сунако, и яркое, гротескное сверх-богатство её тётушки - всё это выглядело и смешно, и уместно. Ну, или, скажем,
«Ютапри» (впрочем, они-то были позже).
А что здесь? Здесь гротеск неуместен. Он совершенно очевидно притянут за уши, как ещё один необходимый пункт в списке «что должно быть на экране». В результате чего это не только не смешно, но и не сочетается с происходившим буквально секунду назад. Ну, начиная с того, что совершенно непонятно, как Харука оказалась в школе для «быдла». Объяснение про травлю в предыдущей - не выдерживает критики. И так всё, в мелочах. У нас в плане написано, что Хазуки (старшая горничная) должна извлекать бензопилу не реже, чем раз в Х минут? Вот, отличный повод реализовать план: Юто замечен в компании с другой девушкой (Шиной). Хазуки возмущается, достаёт бензопилу… Но на этом сюжет бы и закончился. А продолжать надо, и план уже выполнен. Поэтому через секунду она же совершенно спокойно заявляет: «Мы должны верить в Юто!» Почему? Да потому что для развития сюжета она и должна произнести эту фразу. Это предсказуемо. И то, и другое. Это скучно, потому что предсказуемо. И это раздражает, потому что не сочетается.
Как и все падения, все эти панцушоты… Они точно так же надуманны, вставлены именно потому, что «панцушот должен быть раз в У минут». Что ещё хуже - ну ёлки-палки, это же эччи! Эротика! Хорошо, я понимаю, что комедийный эротический момент - довольно часто не слишком приятен для героини и заставляет её смущаться, а меня - вместе с нею. Но что делать, когда этот момент не только смущает, но и эстетически даже не нейтрален, а неприятен? Вот, к примеру, когда Шина убегает из мужской спальни, перепутав отца Харуки с Юто… вся такая в расхристанном юката, сверкая обоими элементами нижнего белья? Это хоть как-то красиво? (К слову, не понятно, с чего вообще она в белье?) Это НЕ эротично. Это анти-эротично.
Но может быть у нас хотя бы романтическая история хороша? Да нет, и с ней всё так же плохо. И беда здесь не столько в том, что плох сюжет её развития. Впрочем, какой сюжет может быть, если у нас тут в остальном происходит такая бессвязная дурь? Проблема в самих персонажах. В общем-то понятно, что их тоже хотели сделать несколько гротескными. И таки сделали. Но вот получилось - не смешно. И Юто, и Харука - тихие, милые, доброжелательные, наивные личности. Причём всё это - в гротескной, утрированной форме. Как я уже говорила, сорок раз им всего лишь надо что-то сказать или сделать, но они стесняются и не могут. Сорок раз можно хотя бы предположить, что есть и другое, менее доброе объяснение происходящему, что сказанное может быть понято несколько иначе… Но нет. Этого они не делают никогда. Что смотрится особенно по-идиотски, когда ультра-стеснительная Харука (как это у Тэффи было: «в слове «омнибус» слышала «обнимусь») вдруг раз за разом начинает порождать недопонимание, предлагая Юто сделать детей. Нет, это универсальное-человеческое. И в русском языке произведение часто называется детищем. Вот - этот обзор, который вы читаете, - детище одной яки. Так и в японском слово «кодомо» (дитя) может обозначать чьё-то произведение. Но не из уст же гипер-стеснительной Харуки! Да, это смешное недопонимание. Но либо одно, либо другое. Или Харука дико стесняется всего, что имеет «такой» подтекст, либо она до предела наивна и не понимает, что можно «такой» подтекст услышать. Не одновременно! И тем уж более - не три раза за две серии. Честное слово, одного раза достаточно!
Вообще, с этими двумя получилась очень забавная ситуация. Вообще-то я всегда сочувствую романтическим взаимоотношениям. Иногда, правда, в отрицательном тоне. Типа «брось, брось это ничтожество, зачем тебе этот козёл?» или «за что вы, сволочные авторы, такой прекрасной девушке такого мерзкого мужика подсовываете?» (Кстати, задумалась: а бывало ли так, чтобы я симпатизировала герою против какой-нибудь девушки? Кажется, мой великоженский шовинизм такого не позволяет… или наоборот, я верю, что рядом с этим парнем и та стерва станет хорошей… Впрочем, это тоже в какой-то степени тот самый, хи-хи, шовинизм). Здесь же эта парочка во мне не вызывает ничего, кроме тоскливых вздохов. При этом совершенно невозможно заявить, что они какие-то плохие. Нет, оба хорошие. Но какие-то черезмерно… никакие. Безвкусные, бесхарактерные, бледные. Причём бесхарактерные в обоих смыслах этого слова: у них нет ни упорства, характера, ни характера, как ярких, выделяющихся черт. Какие-то прошедшие три степени очистки ОЯШи.
Впрочем, всё хуже. Иногда даже «парочка» вызывает не тоску, а раздражение. Мы же все понимаем, что ОЯШ - он же обычный. Поэтому быстро соображать он не умеет. Что опять же смотрится особенно бредово, поскольку в других случаях мы видимо, что умеет! Но об этом - ниже. Собственно, одна из причин, почему не получается как-либо сочувствовать этой парочки ещё и в этом: они просто не цельные и сами. Тут она стесняется, тут лепит такое, что глаза на лоб. Тут он соображает за секунды, тут он, как и положено ОЯШу - тормоз от Стар Дестроера. Говорят ему: «Тут папахен с ротой спецназа сюда летит, делай ноги!» А он лупает глазами и спрашивает: «Что происходит?». При том, что и папахена, и спецназ он уже видел. И что драпать надо - должен понимать. Но тормозит. Мало того, что меня в принципе бесят тормоза (и, надо сказать, что «тормозить» и «медленно думать» - это разные вещи, бывают люди, которые в принципе думают не быстро, но зато основательно), так ещё и он то тормоз, то гений импровизации. Ужасно раздражает.
Да и с остальными тут всё не совсем хорошо. Я, к примеру, совершенно не могла спокойно смотреть на Шину. Вот как раз девушка с вполне понятным характером (и есть у неё другие достоинства), но постоянно её ставят в идиотское положение. И не только роняют об и на Юто. Со всеми сопутствующими эччийными спецэффектами. Почему? Да именно потому, что это как раз человек цельный, это не мозаика, к которой невозможно испытывать ни симпатию, ни антипатию. И более того - именно симпатичный. Но сразу понятно, что счастья ей не светит. И вдвойне обидно, что вместо этого постоянно перепадает неприятных ситуаций.
Да и в приятных… Сколько раз мы видим ситуацию, где всё сделано и сказано хорошо, но сюжет настолько затасканный, что даже как-то и печально. Вот ту же Шину учат плавать… И говорят ей, ободряя и стимулируя, мол плавать - это как на велосипеде ездить: раз научившись - не разучишься. И сказано верно, и даже вовремя. Но весь сюжет, и собственно момент, когда это произнесено - настолько затасканы! Нельзя было что-то другое сказать хотя бы?
И на что я всё это время потратила?..
Чуть-чуть о хорошем.
Безусловно, кое-то хорошее есть. Ну самое простое - даже ругаясь про сюжет, я не раз говорила, «это смешно», «это интересно». Да, это смешно один раз, а не десять, как показано. Это интересно не вскользь упомянутое, как показано, а поподробнее хотелось бы. Но есть и какие-то сюжетные моменты, которые не повторяются, или повторяются уместное количество раз, и которые хороши. Ну, например, очень правильный и красивый лейтмотив, первый раз прозвучавший чуть ли не во второй серии: Харука стеснялась быть отаку, пока была одна. Стоило рядом появиться кому-то, кто пусть и не разделяет её увлечений сам, но не мешает, а хоть капельку помогает - сразу и внутреннее отношение изменилось. Она поняла, что… «это можно».
И Юто тоже хоть и своеобразный товарищ, но регулярно молодец, способен и сообразить что-то, и даже в какой-то мере пожертвовать собой. Как, например, в самом начале сообразил: он особой репутации в школе не имеет, да и не волнует его эта репутация - и когда из портфеля Харуки вылетел своеобразный журнал (не то, что вы подумали, а «Jump!» какой-нибудь) - сообразил сказать, мол журнал мой, а Харука его нашла и собиралась отдать.
Или вот с другими. Ладно, Хазуки с её бензопилой и любовью к мягким игрушкам - это тоже, конечно, гротеск. Но гротеск симпатичный, пусть не супер-изящный, но действительно забавно-противоречивый… и одновременно - не воспринимающийся как нечто несовместимое. Что уже хорошо. Но есть же и более раскрытые и вполне симпатичные личности. К примеру, Мика. Которая, конечно, дурдом на марше, шило в корме, и постоянно витает в фантазиях на предмет романтики (сначала сама, потом болеет за сестру). Но так она такая цельная. Жжот прометиумом не прерываясь. И постоянно действенно помогает… сначала себе, потом сестре. Понятно, что рядом с такой девицей жить подчас нелегко, но и обижаться на неё невозможно, а симпатизировать - запросто. И Рёко со своими несколько издевательскими, но доброжелательными шуточками - тоже очень хороша.
Я уж молчу о своей любимице Шине. Да, наверное, в первый раз она привлекла моё внимание наверняка визуальным сходством с моей обожаемой
Лунамарией. Но потом выяснилось, что и характер у неё чем-то похож - по крайней мере, знакомится она так же легко и даже чуточку… не соответствующе идеалам поведения скромной девушки. И с характером у неё в общем-то всё в порядке. Да, она тоже стесняется признаться Юто (а кто бы сомневался, жанр предполагает, что этому в общем-то не особо выдающемуся, но и не плохому персонажу светит гарем). Но она пытается! Причём несколько раз! И делает это первой! В отличие от нашей парочки, которые натурально «ёж птица гордая, пока не пнёшь - не полетит.» Кстати да, вот ещё одна проблема Юто и Харуки: это рафинированные ёжики. Ничего без пинка сделать не могут. Особенно Юто. Харука-то хоть что-то ради своих мечтаний делает. Планирует поездки, например. Я понимаю, рядовому отакуну-зрителю очень хотелось бы, чтобы вот так. Ты ничего не делаешь, а вокруг тебя гарем. И богатая девочка, которая всё будет делать за него, но ничего без него типа не мочь. «Ах, если бы не ты...» Ну идеальная мечта неуверенного в себе ничтожества…
Да, что-то я скатилась опять на ругань, и даже о том, о чём уже более пунктирно упоминала. Так вот, есть ещё у Шины одно достоинство, о котором - в техническом разделе.
А пока - добавлю один момент. Вот как бы я ни ругалась на неудачный гротеск, клише и штампы - последняя серия «Финала» - была прекрасна. Прекрасна именно несусветной плотностью упаковки гротескных, преувеличенных штампов, следующих один за другим, нескончаемым потоком каждую секунду. Вот это был накал! Вот это было здорово. И, конечно, я всецело одобряю, что хотя бы здесь романтическая линия заканчивается не признанием, а первым поцелуем. Казалось бы, тоже банально. Но тут оно вышло очень мило. Поскольку происходит он - на свадьбе. Я, конечно, не настолько строгих правил, и целоваться-то до свадьбы точно считаю допустимым и даже правильным. Но это всё же красиво.
Техническое исполнение.
Собственно, напоследок я оставила этот раздел именно потому, что к нему меньше всего нареканий. Как я уже говорила, нарисован он в наверное самой моей любимой стилистике «большеглазых школьных сейненов конца нулевых». И тут в общем-то добавлять нечего. Моя «фамильная» «Сола», прекрасные работы студии «Кеу» -
«Канон»,
«Маленькие проказники»… Да что я говорю, тогда натурально для взрослых дядечек про школьников рисовали так буквально все. Да, здесь это не настолько идеально-красиво, как говорится, можно бы и получше. И более того, иногда явно экономили на художниках-аниматорах. Вот показывают ту же самую женскую эстафету по плаанию (ради которой Шину учили)… и вдруг в кадре плывущий мужик. Ну явно же силуэт в плавках, а не в купальнике! Ну вот да, только что показывали мужскую. Кадры задействовали вторично, авось не заметят. Заметили. Тем не менее - нарисовано это всё очень симпатично, как я люблю.
Но самое главное в этом сериале - звук. Даже не песни в опенингах и эндингах, хотя они неплохи, а во втором сезоне мне даже понравились. Особенно та, что исполняет Милан (то есть
Набатаме Хитоми). Кстати, Милан тоже довольно клишированный, и не всюду приятный, но симпатичный персонаж, я даже жалела, что в третьем сезоне её нету. Но я не даром сказала, что это анимэ надо слушать. Состав сейю здесь просто потрясающий. Я уже говорила, что изначально внесла это в список ради Ното Мамико-сама, которая озвучивает Харуку. Надо, к сожалению, признаться, что в этой роли она говорит куда более «плоско», и её волшебный двойной тембр проскакивает не так часто, как хотелось бы. Но продолжим - та же самая Шина, хотя внешне напомнила мне Лунамарию, но говорит не голосом
Сакомото Майи-сан (что обидно), но голосом не менее любимой
Сато Рины-сан. Люблю я её, правда, не столько за
«Рэйлдексовскую» Мисаку Микото, сколько за Наги из
«Время Евы», Лавку Сладостей из
«ННБ» и, конечно же,
«вторую» Сэйлор Марс. Но и дальше не слабее: Мика -
Гото Маи-сан сейю не особо как-то известная, но довольно богатая симпатичными ролями. А вот Нанами (горничная Мики) - слегка так
Уеда Кана. Это же Юми в
«Мария-сама», и, конечно же, Рин Тосака в бесконечной
«Фэйтоте». А маман Харуки - немножко
Хисакава Ая (а это Сэйлор Меркурий, но из первой «пачки» СМ, мама в «Эйру», училка физры в «Азуманге» и вообще сейю с нереальным количеством шикарных ролей. Ну, и на закуску не нуждающиеся в представлениях
Китамура Эри (здесь она Рёко) и
Кугимия Рие (немногословная, но выразительно хмыкающая Алисития Рейн, маленькая горничная с огромной винтовкой). Да и сам Юто, то есть
Хатано Ватарю - сейю очень спорный, но безусловно талантливый, и здесь он не подвёл.
И вот это всё богатство не только приятно слушать. С ним есть и очень забавные моменты. Такой… двойной пролом четвёртой стены. Дело в том, что Харука фанатеет с некоего вымышленного сериала про магических девочек - гольфисток (кажется). Такого классического-преклассического махо-сёдзе, действительно для довольно маленьких девочек. Но первая забавность и пролом стены в том, что всех четырёх главных героинь озвучивают сейю, которые озвучивают и некоторых персонажей «внешнего» сериала. Это слышать уже забавно. А уж когда появившегося в ненужный момент приятеля Юто (единственный анимэшник помимо Харуки и при этом - практически полностью бесполезный пероснаж-шут, совершенно не выношу таких, нужный только для юмора и появлений в ненужный момент, извините за тавтологию)… Так вот, когда Нанами (Уеда Кана, напоминаю) отвлекает голосом «Ой, это же голос Уеды Каны, знаменитой сейю» - это уже совсем смешно. И, конечно же, в «Финале» просто лучшей шуткой был крик Харуки, очень любящей сейю, озвучивающую главную героиню в том сериальчике. Конечно, вы уже догадались. Её озвучивает Ното Мамико-сама. Я просто покатывалась, представляя себе, как Ното-сама, озвучивает крики любви к… себе. Думаю, она хихикала не меньше, чем я. Натурально, двойной «пролом четвёртой стены». И это, пожалуй, была лучшая шутка всего сериала.
Заключение
В результате - вердикт мой довольно неутешителен. Я вижу две категории людей, которым этот сериал может понравиться. Первая, это мальчики, которым он понравится за сюжет. Что это за мальчики я вполне описала в тексте, и как к ним отношусь, думаю, тоже заметно. К счастью, их не так уж много. Вторая категория, тоже не слишком многочисленная, но теперь - увы, это те, кто смотрит анимэ довольно много и строго в оригинальном звуке. Эти смогут насладится игрой целого созвездия талантливейших сейю. А остальным… остальным, как и означенному созвездию, это будет просто чудовищная растрата времени и таланта. Впрочем, сейю-то хотя бы за это заплатили.