Fate/Stay Night

Dec 20, 2015 20:59

Fate/Stay Night


Жанр: сейнен, экшен, фэнтези, сверхсилы, трагедия
Выходил: январь ― июнь 2006
Английское название: "Fate/Stay Night"
Русское название: "Судьба: Ночь Схватки"
24 серии.
Оценка: 8 из 10

То, что кажется однозначным таковым может и не быть. Но и оказавшись однозначным - не однозначно.

Пламя. Неизбежность смерти. Ужас и крики людей рядом с тобой. И вдруг тебя спасает кто-то добрый и так же мечтающий спасать всех. Становящийся твоим новым отцом. Чтобы через несколько лет оставить тебя в одиночестве. А ещё через несколько - перед лицом страшной тихой войны за непонятный Святой Грааль - с непонятными целями, врагами, союзниками и...

Команда Type Moon и сама известна необычной историей, люди, не просто взлетевшие "из грязи в князи", но породившие удивительный и неоднозначный мир, превратившийся в отдельный культурный феномен. Талантливые настолько, что их герои стали чуть ли не нарицательными именами, а их судьбы и характеры - поводом для феерических холиваров и одновременно обожания. Я уже была знакома со всем этим, давно ещё играла в одно из их игрушек, давно и посмотрела экранизацию, написала обзор, даже сама похоливарила. Но странная и прекрасная "Цукихимэ", фантастически замечательный "Сад грешников" - не дают всей полноты картины. Как минимум - не рассказывают про личность, ставшую тем самым культурным феноменом, Тосаку Рин. Которую то превозносят как известнейшую цундерекко, то ругают за унылость. В общем, не прошла я мимо.

Что же можно сказать? Нарисовано ровно в моём самом любимом стиле середины первого десятилетия этого века. Музыкально оформленно отлично, Кенджи Кавай - это действительно кавай. А мелодию, очень похожую на вступление к музыке анонсов я помню издавна. Целая куча воспоминаний, ассоциаций... только вот не помню, с каким сериалом.

Несколько экспериментов с другой рисовкой, как драконы из души Сэйбер - не страшны. Единственным чисто техническим нареканием у меня оказалась Caster. Именно потому, что я хорошо знаю мифологию. Но и эта история - Аллах знает, плоха или хороша. Даже здесь всё очень своеобразно.

Собственно, всё творчество этих товарищей - своеобразно и поучительно. Да, было множество сериалов, рассказывающих нихонцам про малоизвестную им европейскую и среднеазиатскую мифологию. Было и много тех, где задавались неожиданные вопросы, да и герои вели себя неожиданно.

Но здесь уровень неожиданостей просто зашкаливает. Честно говоря, по опыту предыдущих знакомств с творениями этих людей я уже задумывалась: а не мужененавистники ли они? Шики из "Цукихимэ" отвратителен ужасно. Здешний Эмия Широ - малоприятный болван. Но.

Сериал до смешного гаремен. И почти до середины смотрится с трудом. Но.

На самом деле - всё удивительно. В первую очередь - именно страшной смесью неоднозначных однозначностей. Для затравки: кто такая Тосака Рин? Просто так цундерекко? Да нет, она умна, сильна и... сильна даже в том плане, что умеет остановиться и помогать тем, кого любит. Быть сильной не как "всех убью", а по-настоящему.

А она ли главная героиня? Нет, понятно, в герои мы запишем Белого. А в героини - Сэйбер? Феерическую инверсию одного из знаменитейших европейских мифов. И снова - не только потому, что из героя сделали героиню. Нет, всё гораздо сильнее. Дело в её мотивации. В такой вроде бы банальной мысли: если ты не счастлива здесь и сейчас с любимым человеком - то зачем ты держишься за свой непонятный долг короля? Гагарам недоступно, что долг не бросовая вещь. Гагарам недоступно, что король может иметь любой и полный набор человеческих эмоций, но noblecse oblige и для стороннего взгляда обязан оставить их настолько, что казаться чуть ли не безчеловечным.

Безчеловечным? Да. Это, пожалуй, ключевой вопрос сериала. И ключевой парадокс. Как нам внушали, что Caster - мерзавка. Но здесь сама легенда встала на дыбы и согнула сюжет наоборот. Чудовищная ведьма, шаблонный образ... даже европейцы уже почти что забыли, почему Медея совершала то, что совершала. Что она была чудовищно, именно в смысле силы, уровня - любящей женщиной.

А вспомнить Raider? Вот тоже не бякушка, а просто злодейка. Так ли оно? Да я ревела и рычала: за что ей такой убогий союзник-Мастер?

Да что говорить? Палец можно навести в любую сторону. И увидеть вроде бы плохое, страшное, гадское... но совершенно прекрасное существо. Однако это лишь один уровень, вариант. Вроде бы всё понятно: кто-то плохой и злобный где-то внутри себя может быть очень даже ничего. И мало этого - на самом деле прекрасен. Только надо малость включить голову и понять.

Но есть и другое. Синдзи. Гильгамеш. Всё, о чём я пыталась рассказать до того - в сущности укладывается даже не в авраамистическую, а христианскую концепцию. "Кто бросит в неё камень?" Иса-пророк был мудр, и я его уважаю очень. Он верно говорил, что не так всё выглядит, что в человеке есть скрытое добро, что... Человек может казаться совсем не тем, чем является. А потому - грешно убивать вроде бы бякушку Райдер.

Грешно. Убивать. Вроде всё так. Но и здесь нас просто лицом тычут в то самое. Неоднозначность. Пусть мы уже поняли слова Исы-пророка. Поняли, что кроме одёжки в человеке может быть ещё и ум. Признали, что убийство - непозволительный и торопливый грех. А вот и нет. Оказывается - любое действие, даже такое - не бинарно. Нельзя убивать Тосак, Райдерш, Кастерш... да хоть и Широ. Но это одна сторона статистики. Убийство - грех именно потому, что в почти каждом человеке есть Искра Божия. Есть добро и красота. Но неоднозначность мира в этом и спряталась, точнее - реверсируется. Не существует "хорошо" и "плохо". Запрет не самоценен, он - статистика, спасение от ошибки. Не менее, но и не более того. Потому что Синдзи и Гильгамеш - это не просто существа, которые не должны существовать в этом мире. Это существа, которых следует убить.

Правда, забавно? Я то призываю к добру, то к насилию в терминальной стадии. На самом же деле я говорю о том, что вынесла в эпиграф. Есть законы логики и методика научного исследования. Но нету ничего без второго, а то и третьего дна. Даже добрый пулемёт М60 может не заставить врага прятаться, а дать по лицу ставшей уже притчей во языцех самооткрывающейся крышкой ствольной коробки. Не потому, что я плохая. Не потому, что он плохой. Разве что потому, что он устал. Или Сэйбер не только король, но и женщина, заставляющая плакать от со (умышленно нарушаю правилописание) чувствия. И, звметьте, не она моя фаворитка здесь.

Не о том разговор. Не Широ, не Сэйбер тут важны. Хотя и красивы. Важно иное, то, что понимается лишь умом. Нет ничего правильного. Есть лишь ты, и твои дрожащие пальцы. Есть правила, системы. Они работают. Сто случаев из ста. Но ни одно настоящее правило не даст тебе детерминизма. И суд, и расплата - в тебе. И во мне. Или в Рин.

harem, tragedy, fantasy, romance, seinen, action, anime

Previous post Next post
Up