Ginban Kaleidoscope

Apr 18, 2021 19:31

銀盤カレイドスコープ



Жанр: экшен, фэнтези, сейнен, спорт, современность
Выходил: октябрь - декабрь 2005
Английское название: «Rink of Glory» / «Skating Rink Kaleidoscope»
Русское название: «Калейдоскоп»
12 эпизодов
Оценка: 6 из 10

Во всём виноват Чубаис! В том, что я упала в прыжке - особенно..

Сакурано Тацуса - настолько высокого мнения о себе, что не стесняясь называет себя «девушкой на десять миллиардов». Впрочем, кое-какие основания на то у неё есть - она одна из двух основных претенденток на представление Японии на Олимпиаде в Турине (2006) в одиночном женском фигурном катании. Впрочем, покамест - явно вторая из этой пары, поскольку ей ну никак не даётся в обязательной программе связки из тройного и двойного прыжка. А тут ещё в многострадальную голову вселяется некий Пит Пампс - призрак только что разбившегося канадского лётчика, которого в рай не пустили, «у нас технические работы, возвращайтесь через сто дней». Сто дней или не сто - а всё это время жить с голосом в голове? Возмутительно!

Сдаётся мне, этот сериал попал ко мне в вишлист как часть квеста по изучению всех ролей Ното Мамико-сама. Хотя, возможно, это отзвук старых разговоров о моей нелюбви к споконам - всё же фигурное катание это тот спорт, который я вполне уважаю. Так или иначе, после азартного и безумного «Камуя» - я решила посмотреть что-нибудь, на первый взгляд долженствующее быть большеглазо-милым и вменяемым. С первым - получилось.

Ибо сериал действительно большеглазо-милый. Моя любимая рисовка школьных романтических сейненов середины «нулевых» - по стилю как замечательные «Канон», «Сола», или, допустим, чуть менее замечательный, но всё равно милый и забавный «Happiness». Ну в общем-то тогда реально по-моему все сериалы, где школьники, романтика и сейнен - рисовали примерно одинаково, и рисовали именно так. Что несколько удивило - и в остальном он нарисован в том же стиле. Причём если мне в общем-то довольно всё равно, насколько тщательно и узнаваемо прорисованы всякие машинки, интерьеры и здания… то вот от спортивного анимэ про фигурное катание я как-то ожидала больше собственно фигурного катания. В смысле - красивых выступлений. Нельзя сказать, что их совсем уж нет. Да, девушки катаются, исполняют фигуры, олимпийская короткая программа Тацусы - вообще показана как слитная история (каковой оно и является). Но всё равно, очень рвано. Моменты, кусочки. И не сказать, чтобы так уж хорошо прорисованные.

Это довольно сложно объяснить, но и в спортивных, и в военных анимэ, естественно, никогда не показывают весь матч, всю битву. Более того, этого делать и не надо - выйдет слишком затянуто. Но в некоторых случаях даже нарезке эпизодов вызывает ощущение, что ты видела весь матч, всё, что в нём было, просто какие-то длинноты были опущены. А здесь постоянно именно нарезка. Довольно абстрактная сама по себе. То есть я имею в виду, что если излагать выступление текстом, то можно написать: «изящно обогнув левую часть катка, она мощно разогналась и внезапно взвилась в воздух стремительным тройным акселем, перешедшим, кажется - не успела она приземлиться, в тройной тулуп». А можно «она ехала-ехала, потом прыгнула тройной аксель и сразу же тройной тулуп». Вот весь сериал - это второй вариант.

Со звуковой дорожкой всё более ровно. Ну, во-первых, она, естественно, есть. Коль скоро у нас фигурное катание, то отделаться только опенингом и эндингом - не получится. Выступление ведь тоже танец. И подбор мелодии для него - важная часть подготовки. И вообще в этом сериале музыка используется как положено - не только в неизбежных по сюжету выступлениях, но и в какие-то другие, подчас даже неожиданные моменты. Однако, пожалуй, я не могу сказать, что музыка здесь так уж меня захватила. Хотя она определённо неплоха. Не плоха, но и не восхитительна. То же и с сейю. Ното-сама в роли Риты Зайцевой. Младшая сестрёнка главгероини - Сато Чива, а это как минимум Хомура в «Мадоке» и Сендоджохара в «Многоготарях»! Подруга-дизайнерша - Инное Марина, одна из вообще самых моих любимых сейю, Кёко в «Skip Beat!», Кицу Чири в «Унылых сенсеях», Ёко в «Гуренн Лаганне», Мацурика в «Марии Холик». Да и главгероиня - Кавасуми Аяко, то есть Фуу-тя в «Самурае Чамплу», Сарочка в «Галерее фальшивок» и Сэйбер в «Фэйтоте». То есть вроде бы шикарный набор сейю. Просто монстры и ветераны. Однако это тот случай, когда я не буду писать, мол слушать только в оригинале. Ното-сама за весь сериал произносит три фразы, причём одну на кошмарном русском и две на приличном английском. Где особо интонациями сыграть не может - язык-то не родной. Остальные тоже. Хорошо, но ничего особенного.

Кстати, по поводу языков: поскольку у нас дело о международных соревнованиях, их тут не избежать. При этом русский здесь ужасен до чудовищности. И если Рита, которая скорее Желтова, чем Зайцева (безумной мясорубкой нихонской транскрипции превращённая в Риа Джуилтуве) по-русски произносит всего одну фразу, которая настолько криво построена, что почти бессмысленна, но всё же несмотря на акцент слова можно разобрать… То девочка-потеряшка выдаёт такое чудовищное нечто, что я четыре раза слушала этот поток звуков, но так и не смогла понять, с чего Пит решил, что это русский язык. Вот не понимаю я такого. В 2005 году в Японии найти русского - не проблема совершенно. Что мешало ладно с произношением, но хотя бы сами фразы нормально подобрать?! Зато американская фигуристка обильно чешет на вполне приличном английском. То есть это, безусловно, совсем не американский английский, а явственно-таки японский, но для японца - очень приличный. Кстати, что забавно: в первый раз, когда она начинает чего-то излагать - перевода не следует. Сначала я было подумала, что зачем переводить, если она и так довольно чисто говорит, я и так всё прекрасно поняла… Но потом до меня дошло: а Тацуса-то, к которой весь спич и обращён - ведь натурально не понимает ни слова, что ей говорят! Поэтому перевод и не нужен. Ну, там вообще довольно забавный эпизод.

И, коль скоро мы заговорили о языках. Русские субтитры, которые мне попались - в общем и целом приемлемы с точки зрения перевода, но регулярно царапают глаз орфографическими ошибками. Хотя вроде бы над ними работали аж три человека. И, как можно догадаться - с переводом названия они поленились. Впрочем, дословный перевод названия здесь и правда звучит крайне неуклюже. В принципе, "銀盤" ("Гинбан") с японского переводится как "каток" - ледяная поверхность для кататия на коньках и санях (как подсказывают мне ниже в комментариях). Либо же можно увидеть здесь и игру слов: «Гинбан калейдоскоп» - воспринять «гин» - это золото, а «бан» ( «ичи» - один, «ичибан» - «первый») - это место. То есть калейдоскоп золотой медали или калейдоскоп катка. Ну, вот они обрезали банально до «Калейдоскопа». Что там с этими вашими любимыми закадровыми или дублированными переводами, а также стриминговыми сервисами - понятия не имею. Может что и есть.

Однако больше всего нареканий вызывает сам сюжет. Сразу же скажу - это ещё один пример анимэ, где вроде бы главная героиня должна вызывать симпатию. По факту же на протяжении почти всего сериала она вызывает скорее раздражение. И если от её постоянных заявлений про девушку на 10 миллиардов хочется, конечно, спросить, не слишком ли она зазналась, но всё же она имеет какое-то право так себя называть. А вот её постоянные заявления, что во всём виноват призрак, журналисты, тренер, мегера из комитета, одна она, мадмуазель д’Артаньян, вся в белом - постоянно хочется спросить: «Нимб не жмёт?»

И ладно бы виноват. Там вообще отрыв от реальности полный. Что Пит в неё подселился - это ведь не выбор Пита. Не ему так захотелось. Но она не слушает и понимать не хочет. Как-то работать со сложившейся ситуацией - поговорить с призраком, узнать кто он, выработать какие-то нормы сосуществования (ну, хотя бы чтобы он не влезал со своими ремарками, напрямую требующими ответа когда люди кругом) - первое приходит ей в голову только в третьем эпизоде, второе - в конце четвёртого, а третье - никогда. Кстати, вообще задать разумный вопрос: обязательно ли общаться именно голосом - ей тоже в голову не приходит. Впрочем, как мы видели на примере «Могучей Бёрди» - популярна концепция, где вторичная личность звучит в мозгу, а первичная должна произнести всё вслух, чтобы вторичная услышала. Но спросить-то было надо?

Впрочем, о странном и невоздержанном поведении можно вопросов позадавать и гражданину призраку. У него тоже как-то слабовато с пониманием когда стоит говорить, а когда лучше и промолчать. Что на самом деле лишь добавляет разочарования: Пит в принципе очень симпатичный парнишка, так что же он такой дурак временами? Впрочем, далеко не сразу, к стыду своему, но всё же до меня дошло: ведь нам прямым текстом было сказано: Пит вселился в Тацусу именно потому, что поблизости не было никого другого с кем он был бы на более-менее одной волне. То есть он закономерно такой же несдержанный болван местами, как и Тацуса - несдержанная дура.

Есть масса других сомнительны моментов. Начиная с чисто технического: Пит более-менее вписывается в плане образа мышления, поведения в заявленный возраст. Но «нарисованная» ему карьера - нет. Ну банально: частный пилот в 16 лет не бывает. По закону. Даже канадскому (который мягче российского).

А есть и моменты другого свойства. Класса «Зачем?» То есть понятно = зачем это так сделано. Но вот зачем, стоило ли вводить этот сомнительный момент? Конечно же, два любимых юмористических и держащих в напряжении приёма. Во-первых, тренер, играющий стандартную для анимэ с девочкой - главной героиней роль папаши. «Что? У Тацусы появился парень?! Оужос!!!» Ну ребята, надоела уже эта шутка хуже горькой редьки! Кстати, зачем Тацусу было определять в миссионерскую школу? Опять дурацкий штамп? Во-вторых, это рояль в кустах посреди разговора. Это уже не просто надоело, а откровенно задолбало, когда в анимэ по десять раз герои собираются что-то важное сказать, но тут вдруг открывается дверь, другой герой отвлекается на какую-то мелочь… Это, кстати, особенно бесит, поскольку этот другой герой вполне понимает, что сейчас явно готовиться быть произнесено что-то важное. Но всё равно хамски и по-идиотски отвлекается на какую-то ерунду.

В-третьих, и это комплекс из во-вторых и моих общих нареканий к Тацусе - просто уже навяз в зубах типа юмористический приём, когда эта гениальная девушка в полный голос скандалит с призраком - и тут, конечно, за углом оказывается тренер или одноклассница Мика, которые всю ругань Тацусы на призрака воспринимают на свой счёт. Ну пару раз это было смешно, а постоянный повтор одной и той же ситуации - это как-то уже чересчур.

Кстати, о чересчур. Шутки, переходящие грань тут тоже есть. Я, положим, вполне понимаю Тацусу. Да, призрак бодрствует всегда, когда бодрствует она. Видит, слышит, чувствует то же - в общем, он имеет полный доступ к её нервным окончаниям. Поэтому я вполне понимаю её смущение и желание переодеваться с закрытыми глазами. Это был неплохой юмор. Но вот зачем было показывать, что она в туалет бегает, нацепив наушники с громкой музыкой?! Нет, почему она это делает - я её тоже прекрасно понимаю. Ибо принцессы тоже… ну, вы знаете. Но показывать-то это зачем? Это, по-вашему, так смешно?

Какие-то мелочи тоже вызывают удивление. На дворе 2005 год, а у Тацусы нет мобильного - и она исчезает из дому надолго, заставляя всех волноваться. Она валится на кровать (на втором этаже дома!) в уличных сапогах. Она живёт совершенно обычной жизнью, не морально, ни технически не готовая к тому, что она - знаменитость. Общение с журналюгами не отработано, схем избегания внимания (типа автомобиля с тёмными стёклами в гараже) не предусмотрено… Детский сад какой-то. Кстати, туда же меня удивляет, что наряды ей проектирует и шьёт одноклассница. Что, спортсменке национального уровня? Серьёзно?

И, наконец, вообще ключевой момент сюжета. Как мы помним, Пит здесь временно. На сто дней. Это повод для переживаний. Но каких? Какого ангела нам постоянно показывают затухающий призрачный огонёк и делают из его ухода вселенскую трагедию? Как раз здесь мы все (и Пит в первую очередь) достоверно знаем: рай есть, его там ждут в определённый день. То есть, конечно, для них с Тацусой это расставание навсегда, больше они не встретятся. И это правда очень грустно. Но он не прекратит существование! Он совершенно точно будет где-то там, в другом и вполне симпатичном месте! Это в общем-то совсем другая история и совсем другой, извините, накал страстей.

И, так, со смехом, я должна удивиться: как можно настолько не любить помидоры? По-моему, без помидоров вообще жизнь невозможна. Я понимаю людей, которые к ним более-менее равнодушны. Но настолько, как Пит, не любить?! А на этом построен целый пласт сюжетов. Точнее - это единственная гадость, которую Тацуса может ему сделать, не делая гадости себе: удар по лбу они почувствуют оба, а вот помидоры она любит, а он - ненавидит. Соответственно угроза даже выпить томатного соку - вполне действенна.

Как видите, я уже подошла к вопросам, которые вызывают двойственное отношение. Что-то в них хорошо, а что-то - не очень. Таких в нём тоже изрядное количество.

Вот я ругалась, что Тацуса никак не может сообразить, что надо бы с призраком пообщаться. Но и здесь есть приятный момент: а вот что он таки есть - она признаёт довольно быстро. От подобного сериала я бы ожидала непрекращающейся истерики «я сошла с ума» и беготни по психиатрам. Но Тацуса разумно выбирает более выгодную стратегию: быстро признать и как-то с этим жить. Правда, как она выстраивает эту жизнь - очень глупо, но первый шаг - отличный.

Во время скандалов в нихонском олимпийском комитете тоже вызывает удивление поведение участников. Ну ведь истерит этот заместитель председателя как больной. Явно с ним что-то не так, и весьма вероятно, что он из личных побуждений хочет Тацусу «утопить». Тем не менее - во время этих скандалов никто его на место не ставит. Это очень странно, но уже неплохо сразу по двум причинам: во-первых, сама-то Тацуса его на место поставить и не может. Опыт и возраст у неё не тот, чтобы правильно реагировать на такое. Так что это хорошо - в сериале правильно показана её реакция. И во-вторых - это демонстрация кое-какого другого феномена. И я чудовищно рада, что в этом сериале он так хорошо показан. Но об этом чуть позже.

Или вот с другой стороны - очень богатая идея предположить, что стодневный срок Пита неспроста заканчивается в тот же день, когда Тацуса исполнит произвольную программу в Турине и будет окончательно понятно, какое место она займёт в общем зачёте. Идея красивая, и более того - в самом начале было сказано, что Пит, как пилот - хорошо умеет чувствовать, хорошо ли идёт движение. О, на этом можно было бы прекрасно сыграть, дать ему в решающий момент помочь Тацусе, хотя бы крикнуть «чуть шире руки раскинь» или вроде того. Но нет. Такой шикарный сюжетный ход напрашивался, но в результате его прохлопали.

Или вот, обсуждая то, что он хочет, чтобы Тацуса поехала таки на Олимпиаду - тоже можно было бы хорошо обыграть, что он хочет, и чтобы Тацуса хорошо выступила и не гробила свою карьеру, и для себя, как пилота - он ведь получает удовольствие от хороших движений… Хороший такой, разумный эгоизм получился бы. И этот момент тоже прохлопали, но почти. Всё же тема «дадим Питу завершить его полёт» - прозвучала. То есть вот хороший момент, но с огрехами.

И, наконец, то, что мне понравилось безусловно. И в первую очередь, чтобы не томить, я скажу о том моменте, что мне понравился в скандале в нихонском Олимпийском комитете. Это можно озаглавить фразой самой Тацусы: «Олимпийские игры как фильм ужасов». Она, правда говорила немного о другом. Но я с огромным удовольствием наблюдала демонстрацию того, какой фильм ужасов есть Олимпиада на самом деле. О, здесь было великолепно показано всё. Заместитель и правда «топит» Тацусу в пользу её конкурентки Кёко. И не стесняется заплатить акулам пера за сбор сомнительных материалов о Тацусе. А как хорошо и напрямую было показано, как журналисты ловко умеют обрезать цитату и обрамить её вполне реальными фактами, придав нужную окраску… О, тёмная сторона журналистики и большого спорта здесь показаны очень чётко и прямо. Опять же, я уже много-много лет крайне негативно отношусь ко всем этим олимпиадами и чемпионатам, очень настороженно тоже часто крайне недобро - к журналистам. Именно потому, что из первых рук прекрасно знаю, что это такое на самом деле. Не та яркая обёртка для наивных идиотов, а что за дрянь это в реальности. (Так что не надо приписывать мне следование современным трендам, типа России запретили то да сё, стало модно говорить, мол это нам и не надо - и ты туда же. Ребята, я ненавидела «большой спорт» и «чёрную» журналистику задолго до того, как это стало мэйнстримом!)

Туда же можно и отнести постоянную высокомерную стервозность американки. Три раза она появляется на экране - и три раза ведёт себя… Ожидаемо. Не хорошо такому радоваться, но правильно показаны «дружелюбная атмосфера» олимпийских соревнований и мнение американцев (не всех, конечно) об их месте и месте их страны в жизни - а также о месте остальных.

Примерно в эту же сторону есть целая пачка более позитивных сюжетов. А именно - основанных на своеобразном характере Тацусы. Журналист Ниттта (ах, какой красавчик, мотоциклист, с хвостиком, всегда приходит Тацусе на помощь в проблемах с его коллегами) - ну должен же быть хоть один хороший журналист, правда? А этот получился прямо ах, обожаю таких мужчин! Так вот - он очень коварно сводит Тацусу и Кёко вместе поговорить. Чтобы по результатам этого разговора Тацуса воспылала и раскрыла свой потенциал по полной программе. Точно так же, очень изящно и если не быть Тацусой, а внимательно разобраться в том, что, когда и как сделано и сказано - её манипулирует и «мегера» из Олимпийского комитета… Да что там говорить, одни только моменты, когда Тацуса сталкивается с Кёко во время отборочных - просто шикарны. Просто чувствуется, как наша красотка ждёт какой-нибудь шпильки от соперницы… и получает совсем не то, что ожидает, причём каждый раз - другое!

Да и Пит регулярно радует. Он ведь не просто старается поддерживать своего «хоста» морально, не только помогает с нарядами и программами выступления… Он ещё и постоянно находит очень правильные слова и мысли. Вот, нам отлично показывают, как действует общественное внушение. Тацусе все повторяют: «То, что случилось дважды, случится и трижды!» - и Тацуса действительно заваливает прыжок и в третий раз. А Пит, молодчина, говорит: всё верно, трижды. А вот про четвёртый раз никто не говорит, серия закончена. Или вот его идея, что раз время расставания известно, то надо до него брать от жизни всё - не так уж и плоха, хотя тут тоже не надо увлекаться. Потому что (кажется, это тоже он правильную идею вбросил) важно не прошлое, а будущее.

Хотя и Тацуса чем дальше, тем больше молодец. Как я ей аплодировала, когда она заявила: «Смогу я или нет - зависит от меня.» Это правильно! И с журналистами она регулярно говорит отлично. Да, в результате её слова очень легко вырезать очень поганеньким образом, но если смотреть в целом - то просто молодцом!

Да, так я тут про выступления обмолвилась. Вообще, короткая программа, которая результат в первую очередь творчества Пита - один из лучших сюжетов всего сериала. Начиная с того, что это единственное выступление, в котором виден именно он, сюжет. И куча прекрасных деталей вокруг. Это чертовски забавно, что Пит, конечно, отталкивался в дизайне костюма и общей канве сюжета от личной эмблемы на самолёте. Но получился-то у него наряд не официантки, а махо-сёдзи. Забавно. Они (наша парочка со…тельников) наконец пришли к правильному пониманию: работать надо с удовольствием, в охотку, и делать с полной отдачей, но именно то, что нравится. Ну, и какая получилась у нас из Тацусы официантка? Ох, это смешно: у нихонцев постоянный спрос на самовлюблённых, эгоистичных, хамоватых официанток. В поздний СССР бы их, в общепит отправить!

Всё же есть и просто красивые моменты. Как в седьмой серии очень хорошо выдержана пауза перед началом выступления. Очень красиво, хотя приём довольно банальный. Но смогли.

Есть моменты, которые интересны если рассматривать сериал то снаружи, то изнутри. К примеру, если смотреть «снаружи» - то мы ведь прекрасно понимаем, что Тацуса таки поедет на Олимпиаду. Но её переживания и нервы - совершенно закономерны. Она-то живёт в реальной жизни, а не в сериале. И в реальной жизни такой сюжетный поворот отнюдь не предрешён.

А есть и наоборот. Интересно, что в реальности-то в Турине на короткой программе золото взяла американка Саша Коэн (а не россиянка Рита Зайцева), россиянка Ирина Слуцкая была второй (а не японка Сакурано Тацуса), и японка Аакава Шизука третья (а не итальянка Габриэлла Поццо). А в результате золото взяла именно Аракава ( а не Сакурано четвёртая, и Зайцева - первая), Слуцкая была с бронзой, потому что и программа слабее, и не идеально выступила, как в анимэ. А вот серебро - Коэн и действительно фатально падала. Но сериал ведь отражает то, что ожидали в качестве расклада в 2005 году, когда его снимали, по крайней мере в отношении русская\японка. Что в реальности на Олимпиаде было - отдельная и захватывающая история.

Ну, и немного про самый финал: умение отбросить не важное, поставить цель. И цель - не медаль или карьера. Золотые слова. Ну, и цель тоже романтичная - последний танец с Питом, завершение его полёта. Вообще в последних сериях Тацусу и правда прощаешь за все её выходки до того. И, как я уже говорила, я надеялась, что Пит поможет Тацусе в выступлении именно как пилот. Чего не случилось И надеялась на хэппиэндовый твист, который был бы несколько натянут, но вполне допустим и предсказуем. Но и так весьма неплохо. Финал очень красивый и трогательный.

В общем - странненький сериал. Местами - очень хорошие мысли. Очень правильные темы освещены. Род спорта, опять же приятный, да и нарисован неплохо. Если бы не начало…. Эх… Состоял бы он из второй половины - было бы очень здорово, даже не смотря на техническую слабость. А так - всё таки вышел середнячок. Десять баллов за хорошее, два балла за всякую ерунду и недоработки. В среднем - шесть. Ну, максимум семь.

P.S. Эк я, однако, расписалась!

fantasy, seinen, как это делается, action, anime

Previous post Next post
Up