Arte

Oct 03, 2020 23:33

アルテ



Жанр: слайс, искусство, исторический, сейнен, сёдзе, дзёсей
Выходил: апрель - июнь 2020
Английское название: совпадает с нихонским
Русское название: «Арте»
12 эпизодов
Оценка: 9 из 10

Может ли слайс быть увлекательным?

Юная флорентийская дворянка Артэ (хочу так писать и буду, потому что «Т» в этом слове - твёрдое) очень увлекалась изобразительным искусством. Что в принципе не удивительно, на дворе начало 16го века, Высокий Ренессанс вообще-то. А папаша тому потворствовал, учителей нанимал. Но все мы смертны, а папы - ещё и внезапно смертны. И выяснилось такое, что род-то их - нищ. Приданого за Артэ нету. И чтобы удачно выйти замуж - надо бросать эту малеванщину и заняться манерами. Слово за слово, матушка попробовала сжечь мазню, на что Артэ ответила сбором манаток и пошла по гильдейским художникам, проситься в ученицы. С трудом, у буквально последнего, но получилось. Только ведь это - настолько начало, что даже почти и не начало. 16й век на дворе, напоминаю.

На этот сериал я зуб точила ещё с анонса. И как только нашла перевод - скачала… и, как со мной бывает - никак не могла решиться начать просмотр. То настроение не то, а если честно - то с трусостью своею я бороться научилась, но это не значит, что перестала быть трусихой. А значит, с боязнью первого шага всё в порядке. Она есть. Поэтому решилась я только вчера… И силой удержала себя от того, чтобы не просмотреть всю эту прелесть залпом.

То есть тут оно довольно странно, конечно, получается. Сериал вроде бы про изобразительное искусство, однако, именно с визуальной точки зрения его идеальным не назовёшь. Во всём виновата последняя стадия. Потому что над видами городов (помимо Флоренции есть ещё сюжет в Венеции) поработали, над мужскими и женскими модами - тоже. Причём даже не упустили разницу в модах между городами. И что самые изящные кружева в то время шили (да-да, тогда кружева именно шили) ровно в Венеции - даже этого не забыли. Хотя у меня есть смутное подозрение, что всё же одежду там нарисовали чуть более позднюю (к примеру - где треугольный вырез лифа на спине?), но всё равно, подошли явно с вниманием. И лица очень симпатично нарисовали, причём иногда - даже очень удачно, и в некоторых случаях разные суб-этносы читаются буквально по глазам. Был там, например, момент, где я только глянула на девушку - и сразу подумала: ага, а вот это из тех итальянок, которые почти как цыганки.

Картины опять же - типично ренессансные, и вполне по времени: с одной стороны уже начинаются все вот эти пухленькие ангелочки , а с другой стороны взрослые люди ещё более антично-правильного сложения.

Ну и вообще - мне нравится такой стиль картинки и в фоне, и в изображении людей. То есть всё бы очень хорошо, но окончательная прорисовка чуть-чуть подкачала. Плюс иногда чибизация глаз. И, честно говоря, во многих других вопросах я временами обоснованно, а временами - и нет (занудно проверила что вспомнила), но я подозревала определённые исторические ляпы. Впрочем, для анимэ - уровень погружения в тему всё равно великолепный.

Хорошая музыка в сериале, и удивительно мощный состав сейю. Комацу Микако в главной роли - это неплохо, хотя я её и не очень отличаю, не смотря на роль великолепнейшей Селезии в «Re:Creators». А вот Оохара Саяка - мне давно знакома и узнаваема. Как же, и Алисия в «Арии», и Юуко-сама в «Трипл-холике», и капитан Кобаяши в «Сидонии». Очень мощная сейю. И Томацу Харука давно работает, и Мао. В общем - много серьёзных таких ветеранов. Так что и слушать игру тоже очень интересно и приятно.

Кстати, об интересном, но на сей раз - забавном. Довольно интересно и забавно наблюдать, как авторы по ходу действия погружаются в эпоху и чем дальше, тем с одной стороны и сама я втягиваюсь в истории, а с другой стороны - становится всё меньше режущих глаз ляпов. Как в самой первой серии была целая куча типично японских жестов: например, в Европе, протягивая что-то с поклоном - делают это не так. Не двумя прямыми руками, и не сгибаясь в поясе так, что протягивающие руки чуть ли не вдоль шеи. Дальше - жесты становятся всё более и более европейскими. Или вот в прекрасной истории знакомства с Вероникой - что в Италии об то время было два, кардинально различных в общественном положении статуса куртизанок авторы узнали, но вот определённые тонкости в общении с мужчинами у них - не уточнили. В результате Вероника там делает пару поступков, совершенно недопустимых для «честной». То есть где-то первые серии три я вообще считала, что здесь полное незнание европейского этикета при попытке историчности. Но чем дальше - тем всё становится лучше. Причём именно в отношении историчности.

Как, например, я сначала, конечно, повздыхала, когда гильдейские художники судачат о кризисе флорентийской гильдии из-за того, что, мол, Рим стал сильно вкладываться в искусство и потому у них отток заказов и учеников. Нет, друзья мои, это не Рим виноват. Это Ренессанс. Гильдиям вообще конец настаёт, по экономическим причинам. И у вас это тоже уже началось: Лео заключает контракт с Артэ. То есть это уже излёт гильдейской системы и начало капиталистического найма. Но… задумалась: а ведь это-то у меня типичное послезнание. Да ещё и очень базовые, но всё же знания одной интересной экономической теории, которая была написана через три века после жизни этих художников. А Рим и правда в то время начал активно вкладываться в искусство. Ну Микеланджело же как раз в то время между Римом и Флоренцией перемещался! Так что для них кризис вполне себе выглядит как результат римских происков.

А если вернуться к Веронике - так там вообще всё в остальном прекрасно. Связи в высоких кругах и влияние? Пожалуйста! Но при этом - всё же довольно осторожное отношение, особенно со стороны женщин. И пусть Артэ не понимает давнего психологического трюка «чтобы сделать человека счастливым надо сначала у него что-то отобрать, а потом вернуть» и пеняет Веронике на то, что та причиняет людям боль… но именно в этом и есть большая часть работы куртизанки из «честных». Она-то даёт не столько «ножки врозь», а общение с прекрасной, образованной, изящной собой. Поэтому и читает со страшной силой, и психологические приёмы пытается систематизировать… Ой, отвлекусь, как она учила Артэ вести переговоры, и что из этого вышло - отдельная великолепная история! Да, и при этом - Вероника содержит своих родителей и поддерживает братьев. В это время - иначе и быть не могло. Потому что «честная» - это действительно очень специфичный, но высокий социальный статус. Личность на виду и с обязательствами, накладываемыми положением.

Да, очень много шикарных моментов из профессиональной деятельности. Вот я вспомнила про переговоры (естественно, с заказчиком). Опять же - это у нас уже Ренессанс. И тонко подмечено, что некоторые художники ведут их «по старинке», а некоторые уже начинают переговоры как торговлю, с чувством собственного достоинства, счётом денег с обоих сторон, со включением дополнительных опций (как Артэ в довесок к картине, чтобы выбить из Убертино нужную сумму, продала ему несколько дизайнов кружев).

Тоже правда, не без греха. Почему-то в обсуждении фона для портрета прозвучала концепция, что художник всё же должен угодить заказчику, поэтому нельзя делать фон слишком ярким, нельзя, чтобы заказчик на фоне терялся. Но что это в принципе - портрет, а не пейзаж, то есть человек на переднем плане является, в сущности, единственной фигурой (группой фигур) на картине просто по сути жанра - как-то забыли сказать. А этот момент тогда уже был давно систематизирован.

Почему-то совершенно не прозвучал казалось бы напрашивающийся лейтмотив верности при первом предложении на индивидуальную работу к Артэ. Вот тут я просто теряюсь, это авторы так знатно ушами прохлопали, или же это такой очередной намёк на смену парадигм, присущую Ренессансу. И что верность учителю или даже гильдии (которая натурально сюзерен для членов и объект феодального права) - уже не котируются в сознании современного европейца?

Вообще, сериал конечно чудовищно прекрасен темой революции, которая нет-нет и всплывает. Собственно говоря, тут один из самых шикарных лейтмотивов - это такой правильный, внятный феминизм. Слом шаблона кирхе-кюхле-киндер. И он не только в том, что Артэ собрала вещички и стала художником. Нет, различные связанные с этим предрассудки вылезают постоянно, и не только вокруг самой Артэ, которой постоянно приходится доказывать свою состоятельность как профессионального художника то перед коллегами-подмастерьями, то перед полноправными членами гильдии, то перед заказчиками… но и в случае, например, с маленькой Катариной, ведь она по факту тоже заложник шаблона «чего бабе для счастья надо». И тоже, кстати, не на одном уровне. Не только того, что её отец считает, что знает чего надо. Но и следующей производной от того: считая, что он знает, что надо женщинам - не задумывается уже о том, может ли чего-то хотеться дочери? Она не может не хотеть другого ведь, правда? Прекрасный образчик стереотипного расчеловечивания женщины. М-да, вот этот дяденька как раз застрял в позднем Средневековье (в раннем-то у женщин с правами и обязанностями было всё… вы не поверите, насколько богато).

Забавно, между прочим, здесь сыграл момент с расхожим нынче выражением «сильная женщина». Безусловно, Артэ - это она. Но… вплоть до буквального смысла. А вы как думали? Мешки с краской, известью для фресок, ведра с водой таскать - тут волей-неволей накачаешься. Если хочешь, конечно, действительно состояться в профессии, а не для галочки позаниматься с учителем рисования. Да, насчёт занятий с учителем рисования тоже очень много изящных моментов. Правда я о смысле большинства из них догадывалась раньше, чем они были расшифрованы. К примеру, что если учитель одного ученика ругает за ошибки, а других - нет, это весьма вероятно значит, что «а смысл указывать на ошибки тем, кто не желает учиться?»

Хотя в некоторых случаях я и не смогла угадать, как ситуация разрешиться. Ещё один спойлер. Совсем уж спойлер. Когда от Артэ потребовали перенести десяток мешков, которые не очень-то радостно тащили по двое подмастерьев - я, со свойственной мне изворотливостью, принялась думать, как бы я решила эту задачу. Восприняв её «мешки должны быть перемещены из точки А в точку Б». Да, честно следуя условию - никого не «припахивать». Кое-какие мысли были. Примерно в этом же направлении думали и переводчики, оставив ехидный комментарий: «А волоком не пробовала? Или испачкать боишься?». Артэ, несгибаемая прямолинейная оптимистка (вообще, от типичной героини сёдзе её отличает только ум и художественный талант) - пытается именно переносить их. Кстати, об уме: например, оба раза, когда ей предстоят силовые упражнения - она анализирует, как их выполняют другие и соображает, что надо работать спиной и не гнуть её, там всё в порядке с мозгами. И вот сижу я и удивляюсь: но зачем же было именно так таскать? А потом до меня доходит: нет, а иначе было нельзя. Именно в данном конкретном случае решение класса «я могу сделать ту же работу другим способом» - не подходит. Необходимо было сделать её именно так.

Или я совершенно пропустила прекрасный нюанс в напутствии Лео при отправлении в Венецию. А почему он её отпустил, мотивов-то больше одного. Впрочем, тут оно понятно, хотя я очень легко могу проассоциировать себя с Артэ, но разница между нами всё-таки очень большая. И дело тут даже не в том, что рисую я как курица лапой и вообще о карьере в «конвенционных» искусствах никогда всерьёз не задумывалась, хотя кое-как писать умею и слух есть. И дело не в оптимизме. Вообще-то я тоже страшно оптимистичная личность. Но вот так уметь радоваться всему! И главное… это потрясающее весёлое упорство! Обычно упорство скорее мрачное, как у меня. А у Артэ - весёлое, с радостным взглядом вперёд. Это потрясающе, и этому надо учиться. Всем без исключения! Но, о чём я? Многие вещи догадаться всё же не получается. Почти все решения ситуаций с Катариной - просто смотришь, радуешься и обалдеваешь. Да, это может прийти в голову только такому замечательному и светлому человеку, как Артэ. Изящное решение, вроде бы практически лобовое и очевидное. Но… только пост-фактум.

При этом нельзя сказать, что она не расстраивается, не переживает (ну, собственно, что переживает - уже понятно из размышлений о причинах разрешения на поездку). Нет, и жестокие слова её расстраивают. И дилеммы в жизни возникают. С дилеммами в жизни там вообще всё прекрасно, начиная с первой же серии, где оказывается, что Лео и Артэ стартовали с чуть ли не диаметрально противоположных позиций, но пришли к одному и тому же решению, к одной и той же философии. Впрочем, для меня это не настолько удивительно, потому что я ещё когда про «Red Garden» писала - говорила, что у стоящих на разных краях общества на самом деле больше общего, чем у тех, что «с краю» с теми, что «посередине». И очень интересно Артэ их всё-таки решает. Ах, какая красота была со вторым профессиональным выбором в самом конце! А уж постепенное осознание всех аспектов, как играющих на руку, так и мешающих - и превращение слабых сторон в сильные в действительно странном для того общества сочетании женщина из дворянского рода - гильдейский художник… У-у-у, это такой великолепный, развивающийся понемножку то тут, то там, и вдруг резко выскакивающий на первый план сюжет! Восторг!

И всё вот это неиллюзорное великолепие - таки действительно slice of life. Практически бессюжетный набор из маленьких историй, длинной в одну серию. Да, в отличие от рафинированного слайса здесь маленькие истории объединены в «арки» побольше, да и некоторые мета-сюжеты, вроде становления Артэ как художницы - тоже есть. Но всё же никакого именно общего сюжета нет. Что на самом деле очень здорово: и повествование всё-таки ровное, и финал - вполне себе точка в конце главы. Но именно главы. Хочется продолжения, ведь главная цель ещё не достигнута. Да и манга ещё не завершена.

Кстати, с мангой я не совсем поняла. Почему это сейнен? Опять по основному направлению публикующего журнала? Ведь главная героиня - девушка. И переживания, кстати, романтические тоже - у неё имеются, описаны, показаны, проговорены. Более того, даже некоторые совершенно не характерные для мужских и нормальные для женских произведений моменты здесь имеются. Дзёсей это, или по крайней мере сёдзе (ну, Артэ у нас как раз и по возрасту, и по месту в социуме на переходе между этими категориями). Но почему-то сейнен.

В общем, - упорно идти к мечте, превращая недостатки в достоинства. И мечта здесь действительно прекрасная и у прекрасного человека (а не тот бред, что нам в «Чёрной пуле» задвигают). И правильный, не истеричный, не фанатичный, а именно в исконном смысле этого слова вдумчивый феминизм. Кстати, ещё раз о мечте: теперь я мечтаю о втором сезоне этой прелести.

slice, shoujo, show-biz, seinen, josei, anime

Previous post Next post
Up