Yama no Susume: Second Season

Apr 07, 2020 19:43

ヤマノススメ Encouragement of Climb セカンドシーズン



Жанр: сейнен, слайс, современность
Выходил: июль - декабрь 2014
Английское название: «Encouragement of Climb: Second Season»
Русское название: «В горы! / Радость подъёма - 2»
24 эпизода по 15 минут
Оценка: 8 из 10

…богатыри - не вы. (с)

Возвращаемся к истории уже четырёх увлекающихся альпинизмом подружек из города Ханно. Немного раскачавшись в первом сезоне и слазав на парочку довольно простых гор - наши девушки решают замахнуться на большее и встретить рассвет на вершине Фудзи. Но насколько это получится?

После первого сезона было понятно, что рано или поздно я досмотрю всё, что было снято про эту компанию. Другое дело, что достаточно долго не было подходящего настроения. Но - вот оно и случилось.

Итак, как обычно, технические аспекты: мне, конечно, очень понравилось, что длинна серий выросла. Теперь, если посчитать экранное время сюжета (опенинги-то с эндингами здесь теперь как в стандартных сериях, по полторы минуты), то получается что-то около обычного сериала на один сезон, 13-14 серий. Это мой размерчик!

Как и первый, совсем корометражный сериал, этот нарисован довольно простенько, но с большой любовью. Причём как к пейзажам на фоне, так и ко всяким интересными деталям. Причём здесь оба этих аспекта заиграли с особой силой. Очень здорово, что во второй половине появилась ещё одна героиня, Куросаки Хонока, вооружённая фотоаппаратом. Причём оказалось, что она не в традиционном стиле бабахает миллионы кадров убогого качества и композиции «для памяти», а действительно ответственно и вдумчиво относится к этому делу. В результате чего совершенно замечательных стоп-кадров стало очень много.

С деталями же тоже очень забавно, если в первом сезоне нам было показано и рассказано очень много о снаряжении и традициях, то здесь реализм с экрана идёт просто непрекращающимся потоком. И не только в смысле силуэтов гор, что как бы и не вызывает сомнения, но и в любых других деталях. Вот, есть замечательный материал об реальных местах, показанных в сериале. А есть и кучи мелочей, которые просто мелькают. Причём, что удивительно для 2014 года - никакого смущения авторы по поводу всяких копирайтов не испытывают, поэтому если у Хинатиного папы Nissan Patrol IV серии, то на нём и шильдик ниссановский. И если у Аой в руках смартфон, то он безошибочно узнаётся как iPhone, причём конкретно опять же четвёртый. Не пятый и не третий. И так далее.

Музыка довольно приятная, плюс её для такого небольшого сериала, да в наши-то годы - прямо-таки много. Два опенинга, три эндинга, две песни внутри (одна из них - так же эндинг). Это очень приятно. Да и сейю постарались, ну так они вообще-то из довольно известных уже нынче. Огура Юи мне как-то не очень запомнилась (хотя я её видела не в одной роли), а вот Игучи Юка - это, между прочим, Индекс. И вечно сонная танкистка Мако. Асуми Кана - Юно в «Хидамари скетч» и все Арнивали в «Busou Shinki». А уж Хикаса Ёко, наша дорогая кейонная Мио-тян - известна очень многим. В общем - достойные сейю.

Так что технически, не смотря на некую простоватость картинки - сериал очень достойный.

В смысле сюжета он тоже довольно хорош, но несколько нареканий у меня всё же возникло.

Во-первых, я понимаю, что Ханно - городок с населением меньше ста тысяч человек (81 на 2016 год). И с не слишком большой плотностью населения (на порядок меньше, чем в мегаполисах типа Токио или Москвы). Но всё равно я была поражена, в каких эпичеких хоромах живут все героини. Впрочем, здесь есть и наоборот очень тонко подчёркнутая социальная деталька: а вот Кокона-тян с матерью-одиночкой как раз живут в классическом апато, чуть ли не натурально на 4.5 татами. Ну правильно, откуда у матери-одиночки деньги, да в маленьком городке?

Во-вторых, меня несколько удивило поведение девушек в процессе. Особенно в самом конце ссора Хинаты и Аой. Нет, понятно, что люди ссорятся по пустякам совершенно запросто. Но как-то мне кажется, что вот собственно ведут они себя, поссорившись, достойно не своих пятнадцати лет, и даже не тринадцати Коконы. А где-то так десяти. Это что - в Нихонии девочки настолько инфантильны, или же это так нам показывают, рассчитывая, что мы ещё больше умилимся, гдядючи? Что так, что эдак - печально.

И в-третьих меня жутко бесил один феерический косяк. Бесил в первую очередь потому, что вообще-то всё, касающееся туризма с альпинизмом (я сейчас про спортивный туризм говорю, а не про «поехать в Турцию на пляж-всё-включено») - здесь рассказывается с полным и довольно глубоким знанием дела. И вдруг - у этих девиц напрочь отсутствует даже сама мысль о построении при движении в группе. То есть любой их поход выглядит как «Хината с Каэдэ бодрым галопом скачут впереди, где-то за ними тащится Кокона, а где Аой? Ну, где-то сзади была. Минут пятнадцать назад, кажется, отставала метров на триста». Вы с какого, простите, дуба рухнули? Особенно Каэдэ? Нет, и не надо мне тут говорить, что когда Аой совсем приплохело - Каэде же осталась с ней. Это уже из другой песни. Любому человеку, кто хоть раз ходил в горы (или даже по равнинам в группе и на десяток километров) очевидно, что Каэдэ гарантированно должна быть замыкающей, а Хината - направляющая. По идее можно бы и наоборот: пустить направляющей самую опытную Каэдэ, а Хинату поставить замыкающей, как раз к наиболее близкой с ней Аой. Но этот номер не прокатит, потому что Хината гарантированно ускачет вперёд. В общем - не было бы это настолько хорошо продуманно в остальных аспектах - ещё сошло бы. Но на фоне остального знания дела такое безобразие - откровенно бесит.

Ну, и ещё несколько… не столько нареканий, сколько мыслей вслух. Понятное дело, что девушки покамест ходят по самым лёгким маршрутам. Но, честно говоря - я как-то была разочарована. Такая благоустроенность всего вот этого всего - по-моему откровенно забирает половину прелести от этой «радости подъёма». Я, простите, в возрасте Коконы-тян с классом в недельные походы ходила. И далеко не все этапы были хотя бы в половину так вылизаны и благоустроены, как у них. Собственно - тут и второе нарекание: да, специфика альпинизма в том, что многие восхождения (особенно на горы, которые они пока что штурмуют) действительно занимают один-два дня. Но, считайте это вопросом моих личных пристрастий, но это не серьёзно мало. И в данном случае я имею в виду не серьёзность в смысле измерения кто там чем хвастается, а самим фактором времени: мало. Не успеешь проникнуться. Половину замечательных видов не оценишь, они смешаются в кашу. В общем, какое-то у них всё «лайтовое».

Сюда же следует отнести важную ремарку: не надо этих девушек называть скалолазками. Они конкретно альпинистки (хотя на данный момент и до горного туризма не слишком дотягивают). Это близкие, но различные дисциплины. Для желающих - разъяснение.

Теперь же поговорим о хорошем. Да, собственно я многое уже сказала выше: очень красивые кадры. Причём как-то так интересно получается, что в общем-то банальный кадр Хинаты и Аой, стоящих спиной к фотографу-Хоноке и лицом восходящему Солнцу буквально вышибает слезу. Отчасти, конечно, это за счёт того, что мы знаем, какая история связана с этим кадром. Но всё равно, он даже сам по себе - какой-то очень красивый и трогательный. Кстати, интересно, что этот кадр небезупречен с точки зрения композиции, но и не полная безвкусица. То есть ещё раз: Хонока реально думала о том, что и как она фотографирует. И таких там много, не только собственно фотографии, какие-то просто стоп-кадры, акцентирующие кадры - очень к месту и очень приятные.

Что ещё ужасно порадовало - это сам город Ханно. Я, конечно, ворчу на хоромы, в которых живут «полносемейные» девушки, но они весьма оригинальны и даже симпатичны с архитектурной точки зрения. А которые и не оригинальны - всё равно интересны с, так сказать, познавательного ракурса. Плюс… детская библиотека, в которую Кокона-тян зашла в новеньких ботиночках - меня поразила просто в самое сердце. Нет, я кроме шуток ахнула и захотела вот это обаятельное и совершенно непривычное, сказочное чудо увидеть своими глазами!

И, поскольку уж мы заговорили о Ханно, то надо отметить и ещё один момент: как и в первом сезоне, именно сами горные походы здесь занимают не так уж много времени. Но в целом - картина расширяется и мы видим всё больше и больше интересных деталей про «остальную» жизнь девушек. Да, походы всегда где-то в процессе наличествуют, но чаще всего в роли мотиватора для какой-то совершенно третьей деятельности. Чаще всего - вполне банальной, вроде как Аой боится, что мама ей запретит идти в очередной поход под соусом того, что та ещё не выполнила летнее домашнее задание. Или что надо устроиться на подработку, чтобы купить ветровку (надо сказать, ветровки они покупают моднюччие, явно гортексные. Хотя собственно название Gore-Tex, к моему удивлению, не прозвучало. А иногда и не столь банальное: скажем, поход в парк развлечений - как он связан с альпинизмом? Нет, Хината продумала маршрут таким образом, чтобы помочь Аой избавиться от акрофобии. Это было красиво. И попрыгать на этих горках я бы тоже вместе с этими девушками хотела.

Но что самое замечательное, что хотя сами походы занимают не столь уж много экранного времени, но вот что в них и вокруг них бывает - пронизывает весь сюжет. Когда я говорю про «вокруг» - я имею в виду не только зарабатывание денег на куртку и выполнения уроков за разрешение сходить. Но и взаимодействие с родителями, которые волнуются - и как их убедить, что всё будет хорошо. О, это на самом деле настолько небанальная тема, что здесь можно целый том написать. Понятное дело, задача в том, чтобы убедить их в том, что всё будет нормально, но как их убеждать, и какие страхи у них на самом деле превалируют? Естественно, самый очевидный ответ - это показать родителям, что всё спланировано и - дать им убедиться в том, что ты действительно умеешь планировать и воплощать эти планы. То есть тупо сходить с ними в какой-нибудь другой, совсем уж простенький поход, где можно наглядно продемонстрировать всё это. Но и то - надо всё равно понимать, что в первую очередь надо демонстрировать.

Сюда же относятся и важные психологические аспекты. И вот здесь наступает полное великолепие. И акрофобия Аой здесь лишь чуть-чуть более банальна, чем вопрос что испытывает человек, не осиливший запланированное. А с этим, кстати, там вообще очень милая история с не совсем банальным разрешением проблемы. Есть и более неожиданные моменты. Например, очень чётко подмечен подспудный страх достижения цели в последних сериях. Вот встретим мы рассвет с Хинатой на горе имени кошачьих ушек (обалденное название, кстати!) - и что дальше? Что мы будем делать, как взаимодействовать? Страх финала (любого) - очень интересный и редко освещаемый феномен. А уж когда Аой лезла в горы и ворчала, мол зачем она пошла в этот поход - я тут буквально вспомнила свой первый многодневный поход. Дождь, холодрыга, ноги гудят, на ботинках по килограмму грязи, тяжеленный и неудобный рюкзак на спине, а я иду и в голове моей одна-единственная мысль: «какого чёрта я ввязалась в эту авантюру?!» - честное слово, эту мысль и эту картину я помню детально и дословно, именно в такой формулировке я и думала. Просто один в один мои переживания. Впрочем, не могу не похвастаться - я всё-таки из другого теста слеплена. В тот день я ни разу не сказала этого вслух. С дистанции не сошла. И дойдя до стоянки не повалилась с нытьём и слезами, как половина нашей группы - а стала обустраивать лагерь вместе с другой половиной. Хотя, клянусь Тьмой, в тот день что-то подобное думал каждый из нас. Но кто-то смог, а кто-то сломался.

Я, кстати, не осуждаю Аой в истории с восхождением на Фудзи за то, что она на последнем приюте сошла с дистанции: в общем-то это была уже техническая причина. Тоже спорный вопрос, конечно, и зависит от характера. Я вот никогда не забуду, как в 2004 году на Кубке Кремля Николай Давыденко продолжил игру после травмы - и выиграл титул чемпиона! (Кстати, в том году - абсолютного). Но есть у меня подозрение, что Аой на самом деле сошла с дистанции чуть раньше. Потому что очень похоже, что за вечер в приюте она несколько пришла в себя, и технически, по своему физическому состоянию - таки могла бы пойти на последний этап. Как, наверняка, поступила бы и я. Потому что чудовищно упряма, если уж чего решу, в том числе и перед самой собой упряма. Но вот так, как случилось с Аой - очень бывеет. Это очень грустно. Но и очень здорово, что эту историю нам показали, обычно о таком как-то не рассказывают.

И, конечно, очень здорово было смотреть на всякие мелочи уже внутри походов. Интересные приюты (которые вообще очень своеобразный элемент в альпинизме). Забавные моменты с парочкой гайдзинов, слишком шумных с точки зрения нихонцев, но всё равно, прямо чувствуется - свои люди, альпинисты. И, конечно, было ужасно интересно узнать, даже до смешного - как всё-таки сходные увлечения заставляют сходно мыслить. Оказывается, у нихонских альпинистов тоже есть свой вариант «если друг оказался вдруг» или там «как здорово, что все мы здесь» - короче, буквально всем альпинистам известная песня про альпинистов же, которую на привале они будут петь хором не зависимо от того, кто в какой группе. Ах, это так мило! И так… ностальгично!

В общем, получился очень милый, крайне познавательный и выверенный (за исключением пары нареканий) сериал… как в СССР была книжка «Витя Малеев, в школе и дома» - так здесь «Девушки-альпинистки, на восхождении и дома».

slice, seinen, как это делается, anime

Previous post Next post
Up