Kuroshitsuji

Feb 16, 2020 02:03

黒執事 [II]





Жанр: экшен, ангст, комедия, фэнтези, сёнен?, сёдзе?, сверх-способности, бисёнены
Выходил: октябрь 2008 - март 2009, июль - сентябрь 2010 (май 2011)
Английское название: «Black Butler [II]»
Русское название: “Тёмный дворецкий [II]”
24 эпизода, 12 эпизодов, 6 DVD-Special по 25 минут
Оценка: 6,7 из 10

Фансервис ради фансервиса

Граф Сиэль Фантомхайв происходит из довольно интересной семьи, с давних пор решавших тёмные проблемки и участвовавшие в тёмных делишках британской Короны. Что вполне закономерно окончилось убийством действующей четы, похищением их единственного сына и сжиганием дотла поместья. Но наш Сиэль внезапно вынырнул из безвестности через несколько лет. Отстроил поместье заново и занял отцовский пост в неофициальной иерархии Великобритании. Не один, конечно, а с помощью загадочного дворецкого Себастьяна Михаэлиса. Каковому, по слухам, заложил душу. И который, по его собственным заявлениям, и демон, и дворецкий.

Очередное «нельзя быть анимэшницей и не посмотреть...» в данном случае обрело форму «Тёмный дворецкий». Причём как и с «Сэйлор мун» - про этот сериал я начала слышать практически сразу же, как только увлеклась анимэ (ну, «СМ» ещё до того), а раскачивалась посмотреть - больше чем лет через десять. И была весьма удивлена.

Во-первых, чисто технически, меня удивило, что он везде записан как сёнен. При том, что башню выносит от как раз исключительно у сёдзей. Причём выносит совершенно закономерно. Но тем не менее, с официальным тэгом не поспоришь.

Если продолжать технические обсуждения, то нарисован он совершенно замечательно и стильно. Причём опять же, все эти стилистические красоты куда больше соответствуют жанру «сёдзе», а не сёнен. Разве что стилистика женских лиц не «сёдзевая». А так - мужчины всё сплошь бисёнены преизящные, дети - симпатичные, но тоже довольно стройные. И миллионы переодеваний. Кстати, надо отметить, что манера одевать детей там совершенно к сёнену никакого отношения не имеет. Сплошные чулки, высокие обтяжные сапоги на изящных каблуках и всё такое. В общем, всё что нарисовано имеет огромное отношение ко вкусам дамской половины населения, а вот ко всему остальному - от весьма опосредованного до вообще нулевого. Да, с фонами та же ерунда: Лондон имеет отношение к Лондону потому что Биг Бэн, а Париж к Парижу - потому что Эйфелева башня. Но красиво и стильно, не поспоришь. А, вспомнила! Вот что в картинке имеет отношение к сёнену: заметное количество огромных... бюстов.

В смысле звука - тоже, вообще-то не сёнен. К примеру, даже во время боевых эпизодов никто особо не орёт. А вот по набору сейю - просто обалдеть и не встать. Паку Роми, Сакомото Майа, Нана Мизуки, Хирано Айя, Инное Марина, Ицуки Юи, Оно Дайсуке и Фукуяма Дзюн - совершенно звёздный набор. И музыка... Нет, с нею всё в порядке, опенинги две штуки, эндинги три штуки, внутренние песни ещё с десяток - уже хорошо. Но, честно говоря, на мой вкус - довольно средне. Не ужас, но и не восторг. Однако... есть не просто восторг, а просто «восторжище»: там две песни «Калафины»! А это, не побоюсь таких слов, абсолютно шедеврально. Кадзиюра Юки - гений. Так что вот если все остальные музыкальные темы здесь дают ну четвёрку с плюсом, то результат - твёрдая, просто стальная пятёрка.

И ещё один момент по технике. Я смотрела эти в разных переводах, всё через группу Dreamers Team, но по качеству они различались. И если там, где участвовал Sten Warhammer всё было неплохо, сборник ОВА от разных авторов был приличен, но часть мне попалась в переводе некоего Барни. А вот этому надмозгу я могу пожелать только литр прометиума наружным применением из огнемёта. Мало того, что у него перед «н» в конце слова всегда «Й», то есть не только «воЙн», но и «хозяЙн», и далее везде (да-да, хозяином он издевательство над орфографией не ограничил), но и перевод с английского (там именно английское слово употреблено)... Каким-то образом пироженное с blackberry у него оказалось с чёрной смородиной. Нет, мало того, что бэлкберри - это ежевика, посмотрите в любом словаре. Но она, ёлки, была собрана с близлежащих болот! Чёрная смородина на болоте - это, блин, прорыв, Мичурин нервно стреляет чинарики у Хрущёва! А вот ежевика сизая - очень любит овраги, ручьи, в общем на британских подболоченных холмистых равнинах растёт прекрасно. Ну вот в одном слове сразу две подсказки, что переведено не так: и словарь, и понимание что за ягоды, где они растут. Так что чего ещё этот надмозг напереводил - я просто боюсь даже представить. Старалась слушать нихонский и переводить сама. А персонажу Барни - следует забыть вообще о мысли переводить что-либо, пока мозг не вырастет в голове. Но ведь не вырастет. Значит - прометиум.

Теперь вернёмся к удивлениям. Настало время «во-вторых». И оно относится к сюжету. Прямо скажем, бОльшего разочарования я очень давно не испытывала, причём во все поля. Хорошо, сюжетная линия с местью Сиэля. По сути начинается он где-то хорошо если с середины первого сезона. И сводится к тому, что «на верху» кое-кто двинулся крышей и решил всё сжечь. Причём зачем-то Фантомхайвов сначала, а вообще всё - через несколько лет. Ну, больные на всю голову же, какой логики с них спрашивать? До того, как эта линия хоть как-то начинает развиваться - бессвязный слайс «дел», поручаемых Сиэлю. Дела совершенно неинтересные, столь же бредовые и... к викторианской Англии имеющие отношения лишь в том ключе, что авторы их там расположили. С большим трудом, надо отметить, поскольку они в ту цивилизацию и в тот исторический период вообще не лезут. Я приведу один пример, который довольно легко парировать: у нас же фантастика, и Королева Виктория - не Виктория. Но, ёлки, королева Великобритании собирается приехать на Всемирную Выставку в Париже (под которую, как раз Эйфель башню-то и строил). Вы о чём?! Её официально игнорировали все королевские дома Европы именно с формулировкой что она приурочена к годовщине казни короля. Делегации от страны - это одно, а представитель королевской фамилии с официальным визитом?! Это не лезет ни в какие ворота. Впрочем, я уже говорила: весь бред, который происходит в сериале имеет отношение к чему бы то ни было ровно такое, как и утверждение что в земном году 18 месяцев. Ну а что? Земля есть. Год у Земли есть. Делится на некоторое количество месяцев. Автору нравится число 18.

Разрешения глобальных конфликтов - тоже от рояля в кустах. Блин, раздавили ангела мостом ангелов (что за чушь?) Вы хоть немного хоть какими мифологиями занимались?!

Но может быть там какие-то интересные персонажи? Да, вот с персонажами там всё не так просто. Однако, пока я ещё не перешла к той части, где радуюсь - посмотрим, что здесь плохого. Его очень много. Прямо скажем, по большому счёту - сериал названи совершенно справедливо. «Тёмный дворецкий» - это чуть ли не единственный интересный и как-то приятный персонаж. Ну, положим, мне ужасно нравится Ран Мао, ну и Лянь тоже ничего, будь я Ран Мао - с удовольствием его обнимала так же. Всё. Остальное - чудовищный парад фриков и долбанавтов. Нет, вы скажете - Сиэль? А что там Сиэль? Ультраэгоистичный безмозглый мальчик с чувством собственного... э-э-э, не величия, а Высокой Тёмной Судьбы Справедливого Мстителя, Пожертвовавшего Ради Этого Вообще Всем. (Именно так, всё с большой буквы). Хотя в конечном счёте я кое-что интересное скажу и про него, но в целом он меня преизрядно бесил. Ну, хорошо. Главный герой сёнена меня бесит почти всегда.

Но гораздо хуже всё с остальными персонажами. Складывается впечатление, что их основная задача - наиболее дурацким образом мешать выполнению Великой Мести Сиэля. Основная задача Лиззи - мешать своим абсолютно незамутнённым «давайте развеселим Сиэля». Задача остальной прислуги - ронять, крушить и взрывать всё в самый неподходящий для Великой Мести момент. И что Мэйрин (какого она Мэй Лин?) - крутая ганфайтерша - здесь не важно. Настоящее использования прислуги имело место быть лишь один раз, в остальном они не просто мешают, но и гиперактивные идиоты. В дополнение к этому ещё - даже здесь реализовано через пень-колоду, поскольку пехотный сержант занимается снайпингом, а снайперша - CQB в стиле "ганфайт". То есть на самом деле - они просто типа для смеха, авторы об них иначе думать просто ленились. Я уж молчу про всяких Грэйлей и виконтов. Нет, про них есть у меня чёткое понимание, зачем они, и что в них хорошего. Но это будет опять же - позже. Но в целом - они в первую голову бесят. И, кстати, совершенно непонятно, как Грэйль Сатклифф с его интересной самоидетнификацией (точнее - с интересным аспектом её отсутствия) попал в сёнен?

Ну, и с гримдарком тоже как-то не получилось. Не грим он. И не дарк. А клоунада.

Последнее, что меня откровенно раздражало, а в одном моменте - выбешивающее удивило. Это общий паттерн. Есть проблема. Её надо решать. Как вы думаете, какие варианты у нас имеются? Правильно: один. Получив приказ, её решает Себастьян. Нет, я бы поняла, если бы там рассматривались другие варианты и признано, что только Себастьян нас спасёт. Я бы поняла, если бы было хотя бы подумано «что делать»? Нет, думать не надо. Себастьян спасёт по приказу «спасай, точка». Не надо думать, за нас подумает Себас. Особенно меня взбесил тут эпизод в поезде. Когда как раз нарисовался альтернативный вариант решения проблемы... Но нет, идите нафиг. Вы не нужны. Всё будет делать Себас. Причём я бы сказала, что в этом мета-сюжете меня раздражает даже не один аспект, а два. Не только, что он до безобразия однообразен. Ещё и, так сказать, педалированием безмерной крутости Себастьяна. Одно и то же, к тому же переслащённое пироженое. Напоминает китайскую национальную казнь варёным мясом.

А теперь я отступлю от сложившейся традиции структуры своих обзоров и внесу раздел, которому самое место как раз здесь - между возмущениями и восторгами. Это мои размышления, почему это понравилось зрителям и каким.

Собственно, при всех заявлениях на сёнен - статистика в данном случае не даёт соврать: сериал популярен в первую очередь среди юных девушек. И надо сказать - удивляться тут совершенно нечему. Уже было сказано и про внешние атрибуты, но есть и ещё сюжетные моменты, которые бьют эту аудиторию прямо в сердце.

Совершенно очевидно, что даже по самым внешним признакам это довольно сложный по мотивации, но типичный сёнен-ай. Вещь, на которую делает стойку чуть ли не каждая девушка на определённой стадии взросления. Когда уже понятно, что мальчики прекрасны, но не понятно, что с ними делать. И целый букет концепций, растущих отсюда. Ну хотя бы из заметного - всё тот же Грейль. Для юной девчёнки он смешной, и вполне понятно увлекается классными мужчинами. И всё такое. Чуть более взрослой девушке его увлечение классными мужчинами так же понятно, да и к вопросам направления сексуальности женщины вообще по сути своей относятся с большим пониманием, чем мужчины. Но смешным он уже не кажется. Равно как и некоторые более-менее взрослые мужчины могут его понять. Но смешно? Нет. А девочке-подростку - «зайдёт» на отлично.

Опять же в эту сторону - кроссдрессинг Сиэля. То есть когда его переодевают в девочковую одежду. (Обратного кроссдрессинга нету, девочек в мужском тут не предусмотрено). Понятное дело, мы... э-э-э, пардон, не расписываюсь за всю сеть... переформулирую: большинство девушек к этому относится спокойнее и даже с некоторым одобрением подчас. Но как ни парадоксально - вот когда такое переодевание случалось, это было довольно забавно и симпатично для взгляда девушки-подростка, но не взрослой. Почему? Да потому что в обоих случаях ничего, кроме самого факта кросс-дресса тут никакого смысла нету. Ну, если им надо подсунуть кому-то красивую девчёнку, а никого под рукой нету, значит роль девчёнки будет играть Сиэль - то бухтёж Сиэля тут уже не вяжется: парень, ты уже согласился, работай давай! А в ОВАшках - ну типа сделали Алису. Типа смешно. Типа.

Однако, в этом кроется один довольно интересный нюанс. Почему это дело нравится юным девочкам. Дело в том, что отношения Себас+Сиэль - это просто воплощённая мечта именно юной девушки об «отношениях». Полный набор: она будет капризничать, попадать в опасные ситуации, пороть чушь... а её буду почтительно носить на руках и вытаскивать из всех передряг. То есть Сиэль действительно типичная дамзелька в дистрессе, а Себастьян - преданный рыцарь. Который видит в ней каки-то скрытые достоинства. Ну, понятное дело, это только с некоторым жизненным опытом мы задумываемся и о том, что скрытые достоинства всё-таки быть должны и в действительности, а не просто голословно утверждаться. И что настолько сервильный рыцарь... с ним просто будет скучно - это не партнёр в жизненном пути. Всё, что угодно, но не партнёр. То есть на самом деле переодевания Сиэля в платье и восторги девушек по поводу Себастьяна - они совершенно... да просто неизбежны. Проблема в том, что первый - это действительно девица, но в худшей форме самовлюблённой бабищи, а Себастьян - уныл как заведомо крутой и беспредельно преданный. И все его подколки (да и что собственно он хочет Сиэля сожрать) уже не спасают. Хотя и должны заставить задуматься.

Строго говоря, сюда же можно отнести и довольно раздражающих Гэйля и этого виконта, и парочку индусов. Они раздражают именно черезмерной штампованностью, но в определённом возрасте идёт отлично, их штампованность и вообще нездоровье ещё не отслеживается такой зрительницей. А ещё - второй сериал. В котором... пожалуй, вместо викторианского хоррора, который авторы себе просто не представляют, вполне получилась тёмная мерзость, но скорее французского разлива. Ну, хоть уже где-то Европа. Я про всю эту паучью. Она ужасна, но ужасна скорее отвратительными психическими извращениями в головах «паучьей» тусовки, вполне достойными девочковоми адаптациями книжонок мерзейшего французского маркиза. Но так или иначе - тягучий страх уже немного получился. Хотя скорее омерзение, не на физическом уровне, от общения с отвратительными моральными калеками.

И здесь, собственно, можно наконец перейти к части восторгов. Да, вот второй сезон, который с «пауками» - он и сюжетно более слитен. И Сиэль вдруг наконец-то предпринял усилие над собой и решил проблему сам. Впрочем, тут иначе и быть не могло: он решал вопрос, напрямую связанный с Себастьяном, то есть Себастьяном он решаться и не может по сути своей. Решил, кстати, изящно... но тоже не особо-то самостоятельно. Впрочем, это уже прогресс.

С другой стороны, я вполне отдаю себе отчёт, что девочки конечно взрослеют, меняют мировоззрения, но девочками остаются. И на какие-то крючочки ловятся независимо от возраста. Временами - на совершенно банальные. Как я с огромным восторгам всегда смотрела на разные пироженки, которые обязательно один раз в серию скармливаются Сиэлю и чаи, которые ему завариваются. Вот здесь авторы как раз подошли со знанием дела. Поскольку я и пироженки люблю, и в чае разбираюсь - мне было очень интересно и приятно смотреть это, думать - хочу ли я это попробовать (ну или съесть прямо сейчас, если я уже пробовала). Одёжки опять же - отлично. Обожаю анимэ с красивой и разнообразной одеждой. Хотя викторианская эпоха - не мой любимый момент в европейской моде, да и её (викторианскую моду) авторы изучали хуже, чем пироженки - всё же очень иящно, даже есть над чем подумать.

Ну и главное - таки Себастьян. Который в общем-то и был единственным персонажем, который вошёл в культуру. Ну, хорошо, в субкультуру, о культуре говорить всё же рановато. Причём опять же, если я не до конца понимаю (и это лично моя проблема: я смотрела этот сериал не в том возрасте и не с тем жизненным опытом, в котором его надо смотреть) почему Себастьян так взорвал.... ну, всё взорвал. Короче - в первом сезоне он был интересен, но всё же как-то так, очень отстранённо. Во втором сезоне он раскрылся намного интереснее именно в плане своих устремлений, да и в плане своих отношений. В общем, стала получаться интересная картина: во всём этом кратоне не только начала появляться какая-то глубина, но уже мой собственный интерес, как зрительницы-меня. Он вышел из шаблона всепобедительного дворецкого (в котором лейтмотив сожрать вообще-то и не чувствуется), а начал как-то оживать. И становиться интересен.

К тому же, есть подозрение, что в данном случае мы имеем случай грамотной работы коммерческих аналитиков, которые посчитали (вполне заметные) переменные кому и чем понравился первый сезон, сделали работу. И сделали ещё одну работу - обобщили данные, сделали выводы. И выстрелили вторым сезоном с грамотным учётом этих выводов. Это, друзья мои, хорошая работа. А хорошая работа меня радует всегда.

По части хорошей работы ещё хочется отметить две ОВА ко второму сезону. Ту, что про съёмки. Я впервые такой подохд видела в «Фушиги Юги» (кстати, как раз изначально сёдзе), где сейю в образе героев чего-то тусуются. Здесь поначалу взяли обратный вариант, изобразив это как съёмки игрового фильма, где все герои просто выглядят так же, но одеваются по-современному. Ну и как будто трюки снимаются в стиле кино, там каскадёры, канаты и всё такое. Это выглядело глупо. Но забавно временами. А к середине начался уже такой трэш, что я сползала со стула, валялась на полу и колотила кулаками по полу. О-о-о-о, собирающийся боевой робот с Королевой, начальником Скотленд-Ярда и ещё кем-то... в виде рояльного гварейца по рельсам летит останавливать падающую Луну! О-о-о, я немогу! (В «Сиэль в стране чудес» тоже были классные моменты, типа отсылки на «Галактический экспресс», но это меня порадовало меньше). И на этом моменте как раз вся картонность сериалов получила завершение. Штампы, штампы, ещё больше штампов! Это нравится публике, да-а-а!

А вот ОВАшка про визит в поместье Фантомхайвов - это почти шедевр. Да, она именно ОВА, она не имеет смысла без понимания сериала и культурных феноменов вокруг него. Но вот здесь я была в восторге, это совершенно шикарная находка: снять ОВА практически целиком в стиле «от первого лица», причём аккуратно, то есть если если Себастьян наклоняется чтобы услышать негромкий ответ от главной героини - он натурально занимает ухом весь экран, а ответ... не слышен! Потому что это от пераого лица. Что было ответом - это я произнесла. Ну, или другая зрительница. И тут да, полный восторг. Лично я попалась на все крючки, которые только можно. Да, по дальнейшему развитию событий было понятно, что «гостья» (которая вроде бы я) повела себя не так, как я. В примерно трёх случаях. С натяжкой - в четырёх, там спорно. Но вот тут был и полный восторг как ходом авторов, так и происходящим, так и... Себастьяном. Хи-хи, вот пожалуй, после этой ОВА - меня стало можно присовокупить к сонму девиц, восторгающихся Себастьяном. Правда, немного в другом смысле, чем они: а вот теперь я увидела в нём самостоятельную личность, идея о партнёрстве с которой вызывает восторг... и даже некоторые физиологические реакции. И смотрела, да, натурально от своего лица… и, гм, тела.

Резюме у нас будет такое. Основатель сети “McDonalds” - был несомненным гением. Он собрал в композицию целый ряд великолепных чаяний, не побоюсь это сказать, народа. И получилось круто. Но мечта «каждый день ходить в Макдак» - присуща только определённому возрасту. Другие тоже иногда туда заходят и, что характерно - таки получают удовольствие. Но не каждый день. И другое. И не от каждого вот такого бургеристого бургера. Эх, где мои 11 лет, пустая голова и гормональные перемены? У мальчиков тоже гормональные перемены бывают, но им это смотреть лучше уже наоборот. Когда с партнёром уже всё наладится. Или вообще не смотреть. Это фансервис. Гениальный, но фансервис ради фансервиса.

fantasy, angst, shounen, shoujo, юмор и вообще забавное, action, anime

Previous post Next post
Up