Boogiepop wa Warawanai: Boogiepop Phantom

May 01, 2019 13:42

ブギーポップは笑わない Boogiepop Phantom



Жанр: ангст, фэнтези, сейнен, насилие, современность
Выходил: январь - март 2000
Английское название: “Boogiepop Phantom”
Русское название: “Бугипоп < Фантом \ [Никогда не смеётся] > ”
12 серий
Оценка: 6 из 10

Шизяк бывает весёлый, а бывает мрачный. Но атмосферный.

По городу ходят мрачные легенды: внезапно исчезающие школьники вовсе не пустились в бега вроде без особых причин. Нет, за ними пришла Смерть. Вполне персонифицированная, в виде некоего (или некоей) Бугипоп. Но по каким критериям Бугипоп выбирает свои жертвы? Никто не знает. Да и в остальном как-то всё странно в этом городе. То северное сияние на широте… Японских островов, то какие-то вспышки света, то серийный убийца, а то и загадочные самоубийства. И вроде бы странноватая девушка Кирима Наги пытается во всём этом безобразии разобраться и прекратить… А на самом деле - ангел её знает, что она делает. Не понятно. Всё в этом городе непонятно.

Тут недавно кто-то из моих друзей похвалил недавний сериал «Бугипоп», да так, что в общем-то заинтересовал меня. Сдаётся мне, это был Циля cilya13 или Спутник Стэн sputnik_stan. Я же, как та ещё зануда, полезла сначала немножко разобраться в теме и обнаружила, что закончившаяся в марте сего года трансляция - это уже вторая экранизация той же новеллы. Что удивительно - между экранизациями прошло почти аж 20 лет. Видала я разные «перезапуски», но с таким огромным разрывом - вспомню разве что « Сэйлор Мун». Даже « Алхимики» сняты с разрывом в шесть, а четвёртый сезон обожаемой моей « Адской девочки» в девять лет (или двенадцать, если считать от первого сезона). «Интересно, - подумала я, - что ж это за шедевр такой?» И решила для начала ознакомиться с первой версией.

Что же можно про неё сказать? Во-первых, он довольно интересен с технической точки зрения. Прямо скажем - там очень много всякого, может быть и не столь оригинального… но это если по отдельности. А вот в таком сочетании, да в таком количестве - мало где я такое видела. Или нигде. И получилось местами очень неплохо, а местами скорее наоборот. То есть это очень здорово, что весь сериал поделён на отдельные истории-арки, причём развивающиеся около пяти лет. Соответственно, разделение на сцены типа «Сцена 1, пять лет назад». Это само по себе бывает довольно интересно, а здесь ещё и особенно хорошо, что сцены не обязательно расположены в хронологическом порядке. Вообще-то это приём хотя и давно известный, но по сути - сложный. Подобные скачки по времени надо очень акуратно располагать так, чтобы каждый переход был сюжетно обоснован, экскурс в историю или наоборот - прыжок в будущее должен быть именно там, где должен. Уж простите за тавтологию. Так вот, здесь это сделать сумели и очень хорошо.

Заодно, такая компоновка здорово помогает объединять разные истории воедино. Когда в одной истории мы вдруг наблюдаем несколько кадров из другой. Например, в одной арке полиция «винтит» слетевшего с катушек героя этого сюжета, а в другой причина его помешательства является главной героиней и собственно проходит мимо него по другой стороне улицы, ведомая своим сюжетом - и вызывающая тем самым вспышку истерики, из-за которой гражданина и повинтили. Тоже приём довольно сложный, поскольку в таком случае надо каждую историю давать вполне законченно, а пересечение не даёт отгадку, что на самом деле произошло, а дополняет её. Как в этом примере: что гражданин свихнулся мы видим в его истории. Почему у него так радостно крыша поплыла - тоже. Окончание истории совершенно закономерное и тоже показано в его истории. А вот почему он именно в этот момент столкнулся с той героиней - показано в её истории. Причём по сути дела это ничего не значит. Вспышка истерики могла случиться и без встречи. Встреча совершенно случайная… То есть по сути, про каждого героя уже сказано всё именно в его собственной арке. Фактически, все эти переплетения имеют значение для «над-истории». То есть истории про Бугипоп, Кириму и других. (Кстати, современное «переиздание» так и называется: «Бугипоп и все-все-все», но об этом я расскажу поподробнее чуть позже.)

Есть и заметные «технические» вещи и другого порядка. Музыка. Понятное дело, в эти годы к ней относились серьёзнее, чем нынче. Впрочем, не могу сказать, что заметила так уж много фоновой. С другой стороны - опенинг и эндинг очень даже неплохие и своеобразные, а кое-какие музыкальные темы имеют реальную сюжетную нагрузку. Это я люблю. Ну и так, чисто в мою личную копилочку: опять я услышала подозрительно знакомый голос, заглянула в выходные данные… Ещё одну, пусть и весьма эпизодическую роль обожаемой Ното Мамико-сама я услышала!

Главная же и очень бросающаяся в глаза особенность сериала - это картинка. Да, он нарисован во вполне стандартном для своего времени стиле и, так сказать, качестве. То есть лица «вот такие», фонов «вот столько», прорисовано «вот настолько тщательно» и т.п. Выделяется картинка в целом. Дело в том, что бОльшая часть сериала не просто довольно тёмная, но ещё и немного заретуширована так, что по углам всё совсем тёмное и размытое. Как будто мы смотрим через подзорную трубу. Точнее - на самом деле именно такую картинку мы видим всегда сами, своими глазами. Плюс ещё нос. Но наш мозг автоматически «прибавляет яркости» по краям, да и мы больше обращаем внимание на более чёткую часть поля зрения, а «изображение носа» наш мозг так же автоматически вырезает. Честно говоря, я не совсем поняла резон для именно такой картинки, ведь сериал мы видим явно не от первого лица (это вам не Doom какой-нибудь), и не наблюдение города издалека каким-нибудь секретным агентом. Но атмосферы добавляет. Честно говоря, я сначала грешила на свой действительно почтенного возраста телевизор (и в результате таки раскачалась купить новый, давно собиралась). Но проверила картинку на нормальном мониторе и до покупки (собственно, я его ещё не купила, а только решилась и выбрала модель) - нет, всё так же темно, размыто по краям и в целом много нечёткости. Тогда я подумала на поганую оцифровку. Но и тут сразу засомневалась - кое-что нарисовано сразу вполне ярко и чётко. И окончательно я убедилась в своём подозрении, что это «творческая находка», долженствующая как-то усиливать мрачную атмосферу этого города в самом финале. Когда вся эта загадочная история закончилась - как я и ожидала, резкость и яркость вернулись «к норме». В общем-то получилось вполне удачно.

С другой стороны - кое-что здесь нарисовано и вроде бы с такой-эдакой задумкой, но лично у меня вызывало изрядное отващение. Вся вот эта расчленёнка - ладно, с ней ещё всё нормально. А вот мерзкие тентакли изо ртов, повторяющееся алчное, с чавканием пожирание пауков, текущие безумные слюни… Фу-у-у-у! Омерзительно! Вот это - зачем всё это было?! Нет, я понимаю на самом деле. Вся эта мерзость в общем-то подтверждает некий философский посыл общего сюжета. Но и посыл-то довольно спорный, и показывать всю эту мерзость с таким болезненным сладострастием было совершенно не обязательно.

Раз я уж заговорила про общий сюжет, то пора заняться им вплотную. Честно говоря, он тоже по ряду параметров меня разочаровал. Начиная с одного глобального лейтмотива. Понимаете, в хорошем сюжете вполне нормально, если не «обязательно» чувство непонимания у зрителя. «Что здесь происходит?» - отличный вопрос. Отличный вообще по жизни. Я, например, для себя в своё время чётко поняла, что основным критерием хорошей работы, да и жизни вообще для меня является познавательный интерес: «А что это тут делается, а как это вы делаете? А почему оно так выходит? А можно я тоже научусь так делать?» Но непонимание бывает разное. И здесь это не «что это тут происходит?», а «что, блин, за мерзкий шизяк у вас тут, мать вашу, творится?» И сыграно на этом тоже не очень удачно. Я помню, мне встречались произведения, где окончательно не было понятно, чья трактовка верная, или они как-то укладываются в единую общую картину - и это было здорово! Здесь же часть моментов осталась под вопросом и совершенно непонятно не только насколько это соответствует истине, но и зачем оно вообще тут всё. Ну, например, концепция секретной организации. Да, криптоложество - это наше многое. Человечество обожает себе придумывать жутчайшие и сверхмогущественные заговоры тамплиеров, сионских мудрецоа, жидомасонов, «кровавой гэбни» и всяческих «Аненнербе». И чаще всего обнаруживается как и положено, что если заговор и есть, то совсем не настолько могущественный, а в основном придуманный самим человеком для оправдания собственной убогости. Мол, не я ленивый идиот, а проклятые жЫды всю воду в кране выпили, и слесаря тоже они споили. Но в сериале как-то вышло уж совсем криво. С одной стороны - эту тайненькую организацию можно списать на паранойю некоторых персонажей. Но вывода о том, что выдумывание таких оправданий - это очень глупо и убого (о чём я только что писала) - в результате не прозвучало. Более того, некоторые вполне вещественные факты вроде бы как говорят, что оужас! - организация таки есть! Но зачем она? Более того, получается, что организация сама производит то, с чем и борется. Нет не с последствиями вышедшего из под контроля эксперимента, наоборот, эксперимент стопроцентно удачный. Но всё равно с ним борется. Как будто у организации у самой шизофрения. В общем - бред.

И электромагнитная эта ерундистика - совершенная именно что ерундистика ненужная. Решили сделать весь сюжет с закосом под научную фантастику, вспомнили, что деятельность мозга - процесс в том числе и электромагнитный и навернули… межгалактический паровой гипердвигатель. Вообще, наукообразие там довольно печальное каждый раз, когда вылезает.

Так же я хотела немного поругаться на философские идеи. Точнее - на одну из них. Предположим, ты получаешь некоторые штуки, отличающиеся от того, что есть у окружающих. Становишься не таким, как они. Естественно, это вызывает некоторое отдаление в отношениях с окружающими. Естественно, это вызывает определённый дискомфорт. Но, кстати, претензия номер один: для этого не обязательно, чтобы эти отличия были каким-то сверхъестественными возможностями. Любое отличие даёт такой эффект. Более умный, более глупый, сильный, слабый, богатый, бедный, чем окружающие со свистом влетает в проблему приятия его этими окружающими таким, какой он есть. Это дискомфортно. От этого можно сойти с ума, причём в великую кучу всяких направлений. Вообразить себя великим повелителем и благодетелем этих несчастных, сгинуть в пучине самоуничижения из-за своей инаковости, ещё сотни вариантов.

Но здесь вылезает претензия номер два: почему-то в сериале запостулировано, что вариантов реакции человека на свою инаковость только два: либо он немедленно ставит себя над обществом и требует признания собственной инаковости, причём обязательно - инаковости во всём. То есть, условно говоря, если я самая умная среди людей, то мне не только надо доказать всем, что я самая умная, но ещё и доказать, что из этого неизбежно следует неприменимость ко мне любых и всех критериев. Что бы я ни делела - я имею на это право и все должны соответствовать и радоваться. Грубо говоря - если я умнее всех, то я имею полное право обманывать этих дураков как хочу, а они должны быть благодарны… ну, что не убила, наверное.

Либо же, признавая свою инаковость - я точно так же выношу себя за рамки окружающих, но с обратным знаком. Немедленно и в панике считаю себя не такой, вообще караул-кошмар и прочее «ах, убейте меня!».

Извините, но это бред. Вариантов, что делать и как жить со своей инаковостью - масса. И более того, подобные экстремальные проявления - удел меньшинства. В том числе и потому, что на самом деле люди разные вообще все. И абсолютно среднестатистического человека не существует. Хотя по каждому параметру можно с хорошей долей вероятности (именно так - с хорошей вероятностью, а не «обязательно») считать, что стоящий перед тобой (или даже в зеркале) человек - в этом вопросе не отличается от этой средней статистической величины. А может быть и нет. И как раз со стопроцентной вероятностью по каким-то параметрам от неё таки отличается. Соответственно, все люди обладают некоей инаковостью и тем не менее прекрасно с этим живут, в петлю не лезут, да и на трон Всевышнего тоже. Причём как они с этой инаковостью обходятся - вариантов столько же, сколько людей.

Впрочем, я не совсем права. В сериале есть ещё один вариант, чего делать с этой инаковостью, который связан со вторым философским лейтмотивом - памятью и прошлым. Да, натурально, есть ещё такой вариант: отказаться от этой инаковости. И тут как раз сериал дивно хорош. В первую очередь потому, что действительно, очень много людей поступает именно так. Закрывают и для окружающих, и для себя самого эту инаковость в самом тёмном уголке своего сознания. А потом в результате типа живут себе вполне счастливо. Но это, как нам теперь уже совершенно справедливо показывают - весьма хреновый выбор. Нет, понятное дело, есть вещи строго невозможные. Не знаю там, вот сюжет про девочку-пианистку. Невозможно сделать карьеру великой пианистки даже если ты очень любишь музыку, имеешь абсолютный слух и готова заниматься днями и ночами… но имеешь маленькие даже для женщины кисти. Потому что размеры клавиш на всех роялях стандартные. (Кстати, это известный факт нашей истории: многие произведения Ф. Листа практически никогда не исполняются ровно потому, что пальцы у него были совершенно фантастической длинны и придуманные им аккорды на стандартном рояле мало кто физически способен взять). Вроде всё так? То есть надо зарыть талант в землю. И что из этого выйдет? Ничего хорошего, поверьте мне. Может быть и не настолько кошмарное, как в сериале, но ничего хорошего. Однако - зарыть талант не единственный вариант. Есть другие решения. Можно переключиться с пианино на гитару. Они бывают с довольно узким грифом. Можно (я придумываю чисто «с потолка») - построить себе рояль с нестандартными клавишами. Можно, да я не знаю, обратиться к Адептус Механикус и сделать себе бионику с во-о-о-от такенными пальцами (шучу, сейчас пока ещё не возможно). Есть миллион путей. Но в этом сериале нам показывают один. Который чаще всего - самый очевидный и неправильный.

Кстати, вот интересно - я просто обожаю «Адскую Девочку». В которой большинство сюжетов показывают именно то, что избираемый такими же школьниками (в большинстве своём - школьниками) очевидные пути не являются правильными, оптимальными или хотя бы единственными. Но почему-то там это показано просто великолепно, а здесь… как показано.

Но мы же начали с памяти? В сущности, вот такое зарывание своего таланта - это вполне себе добровольная амнезия. И совершенно научный факт, человек легче забывает какие-то отрицательные моменты, это нормальная функция мозга, необходимая для собственного выживания. А здесь мы рассматриваем как раз те варианты, когда память о таланте вроде как является негативной вещью. Так стоит ли забывать плохое? Ответ далеко не так очевиден. Дело в том, что мы - и есть наша память. Да, конечно, мы меняемся каждое мгновение. И забываем что-то каждое мгновение. Но очень сложный момент - как мы это делаем. Если не вдаваться в суровые философии, то это совершенно нормально, если мы принимаем решение что-то забыть. Если взвесив все «за» и «против» отдаём команду мозгу заблокировать какое-то воспоминание. Даже, может быть - заблокировать его с чьей-то сторонней помощью. Гипнотизёра, скажем. Даже (как оно чаще и бывает), если это решение принято неосознанно, большинство решений о блокировке воспоминание человеческий мозг принимает действительно на подсознательном уровне. Но это должно быть такое… продуманное решение. Продуманный вывод: это мы помнить не хотим, нам без этого лучше будет. Мы должны быть твёрдо убеждены, что будет лучше. Твёрдо, без этого никак. А если так, по минутному настроению, а то и вообще без спроса - то лишившись воспоминания человек и правда становится кем-то очень сильно другим. Первый сюжет нам даёт самый простой и наглядный пример - насколько другим, и насколько не здОрово это. А ведь дальше вокруг памяти накручено ещё очень и очень много. И совершенно правильно.

Ещё надо отметить, как раз плавным переходом от памяти - хороший пласт отсылок к литературе. И если сюжет с «Гаммельским крысоловом» в сущности очень вспомогательный по отношунию к арке, где он всплывает, то вот Питер Пэн… О, история с переосмыслением сказки про Питера Пэна здесь совершенно прекрасна! Причём по целому ряду великолепнейших оттенков, да и идёт она - уже как раз важным для сюжета пластом - в нескольких историях, включая глобальную. Да, конечно, он фигурирует под другим именем. Да и действует немного иначе и с иными целями. Но здесь реально было просто шикарно, и от фразы Киримы, что Пом-пом (хи-хи, тоже мне, пушка!) на самом деле ведёт себя взрослее большинства взрослых мне в откровенный восторг привела.

Да, лейтмотив памяти и все ветви сюжета вокруг Пом-Пома и его первой девочки-подружки здесь однозначно хороши!

В общем - странненький сериал. Однозначно неглупый, безусловно завораживающий. Смотрится может и не «запоем», но отрываешься подчас с трудом, а в атмосферу ныряешь мгновенно. И атмосфера мощная. Правда, отчасти мерзковатая, так что наслаждение своеобразное. Но посмотреть стоит. Может быть даже и несколько раз, для более чёткого понимания «что всё это было?!»

А недавнее переиздание я посмотрю чуть позже.

fantasy, angst, seinen, anime

Previous post Next post
Up