Гибсон - весь.

Nov 09, 2017 10:52

Закончилась своеобразная эпоха в моей жизни. Сегодня ночью я дочитала "Zero History", и весь fiction, написанный Вильямом Гибсоном (или им в соавторстве) мною теперь прочитан хотя бы по разу



Я - существо безусловно запойное. То же относится к книгам: если мне вдруг понравился какой-то автор - я обязательно стремлюсь прочитать все его произведения. Так у меня было с Гоголем, Булгаковым, Стругацкими, Азимовым, Дивовым и вот Гибсон. Про свои "романы" с каждым автором я могу порассказывать, повспоминать... Но, пожалуй, самые мощные отношения у меня сложились с двумя последними. Да, определённые книги у всех я перечитывала по много раз и напротяжении долгих лет. Но если говорить о "настольной книге", или книгах, которые непременно закачиваются на каждый компьютер и наладонник/телефон/планшет - то их две: дивовский "Лучший экипаж Солнечной" и гибсоновская "Мона-Лиза овердрайв" (англоязычных авторов я всегда стараюсь прочитать в оригинале, но по первому разу это может быть и перевод, он же и при повторных перечитываниях). Собственно и сейчас я не могу сказать - что я читала "Zero History" или "Нулевое досье", поскольку оригинал не всегда был под рукой. Интересно так же, что оба этих автора у меня появились сравнительно недавно, и по рекомендации друзей. Остальные как-то были со мной с довольно раннего детства, и пришли через семью и школу. Но это так, факты биографии. Лучше всё-таки про Гибсона.

Кто он такой и чем прославлен - рассказывать не надо. Точнее - это рассказано миллион раз и без меня. Но всё же не упомянуть, что он является "отцом" жанра "киберпанк" - как-то даже стыдно было бы. Собственно, моё знакомство с ним началось с прочитанной в фэнском журнале "Сожжение Хром". Правда, надо сказать, что тогда я не очень вдохновилась, но вскоре мне попалась книга с "Нейромантом" и полным набором рассказов. И вот тут я пропала навсегда. Кстати, в первую очередь именно из-за рассказов. Над "Фрагментами голографической розы" я и посейчас реву, стоит лишь их открыть. Но в целом Гибсон знаменит всё-таки своими повестями. Которых у него две самостоятельные, и девять - объединены в три трилогии. Да, я знаю, что насчёт прочитала "всего" - это я малость не точна. И Гибсон и Дивов ещё живы и пишут радостно. Вот, Гибсон анонсировал повесть "Агентство" на следующий год. Но поговорим о том, что уже вышло.

Очень сильно заметно, что со временем Гибсон всё больше и больше дрейфует в сторону нашей с вами реальности. Впрочем, это он сам признаёт, заявляя, что поскольку он всегда писал именно о людях (а это истиная правда) - его всё меньше и меньше интересует придумывать какие-то миры, какие-то общества, мол и вокруг нас столько интересных людей... Я, конечно, чудовищно перевираю его слова и даже ставлю лишние акценты, но суть идеи именно такова. И если трилогия Муравейника происходит в не слишком отдалённом киберпанковском будущем, то трилогия Моста - это тоже киберпанковская фантастика, но по ощущению - совсем уже близко. А трилогия Голубого Муравья - это откровенное наше настоящее. Фантастики там нет совсем. Ну, если не считать фантастикой какие-нибудь сюжетные допущения вроде дикой эффективности систем типа СОРМ2. А так - всё что угодно. Включая Дарта Пу и "зелёный квартал" в Багдаде.

Ещё интересно, что все трилогии написаны по одному и тому же принципу. Хотя это, быть может, я так воспринимаю это. Первая книга - всегда очень неплоха и весьма интересна. Так было с "Нейромантом", так было с "Виртуальным светом", так было и с "Распознаванием образов". Вторая книга - всегда слабее первой. Ну, положим, "Идору" не намного слабее "Света". А вот "Графа" я хоть как-то оценила, перечитав в третий раз - и лет через семь после первых двух. Так же и здесь, "Страна призраков" мне показалась совершенно "никакой". Зато в третьей повести Гибсон бомбит на всю катушку. Ну, "Мона-Лиза" у меня вообще настольная, я уже говорила. "Все вечеринки завтрашнего дня" - шикарная вещь (и особенно я рада за Рэй Тоеи). "Нулевое досье" тоже не подкачало. Я собиралась вчера вечером дочитать где-нибудь до половины, ну двух третей и лечь спать часов в одинадцать. Ибо спать хотелось весь день. Ангела с два! Я запихала себя в кровать в начале третьего, дочитав книгу до конца (и, признаюсь, пролив не одну счастливую слезинку в финале).

Вообще, ещё забавно, как выглядит реальность в восприятии Гибсона. Тут я говорю больше о второй и третьей трилогиях, которые с нашей реальностью связаны неплохо, а то и вообще хорошо. Ну какой смысл хихикать над уже ставшими притчей во языцех микрософтах из хардкорно-киберпанковского будущего, описанного им? Ну и в целом, чем дальше, тем сильнее чувствуется, что он знает (ну или думает, что знает) о чём пишет. И если раньше лишь в названиях глав проскальзывали аллюзии на любимые песни, ну, и чуть-чуть в тексте... То чем дальше, тем больше прямых цитат отовсюду, больше понимания разных народов, городов, да и вообще окружающей реальности. Впрочем, в последней трилогии это обретает уже какие-то чудовищные объёмы... и не всегда приятные.

Нет, я понимаю, Гибсон - тотально американец. Поэтому что он пишет о русских - надо рассматривать именно через такую призму. Уже хорошо, что он про советские десантные экранопланы знает. Хотя и не удерживается от ехидства, обозвав их "странными советскими гибридами". Ну и вообще, много чего он там про русских пишет вроде как и по делу, но постоянно выскакивают какие-то личностные дела, делающие описываемое не слишком симпатичным. А ещё в этой трилогии он просто заколебал с продакт-плэйсментом. Откровенно заколебал. И ладно бы рассказы про всякие знаменитые шифровальные машинки, первые персональные компьютеры. Ладно бы там экскурсы в мир моды (совершенно оправданные). Но какого ангела у него все мобилки вдруг оказываются айфонами? Это что, в США теперь так принято, произошла слэнговая подмена понятий и любой мобильник, не зависимо от производителя, называют айфоном? Да и дифирамбы макбук эйру малость раздражали. Продался, продался старик Гибсон несъедобному яблоку!

А ещё интересно, как у Гибсона из книги в книгу кочуют лейтмотивы и даже персонажи. Осколки прошлого - вспомните половички в коридорах виллы "Блуждающий огонёк"? Мучительное собирание осколков прошлого в попытке самореализации? Шкатулки и Старик Моны в "Муравейнике", Скиннер и Фонтэйн в "Мосте", сёстры-киношницы (жуткая по мощности сюжетнаяя лиия), Войтек и остальные коллекционеры арифмометров и Спектрумов вокруг него в "Муравье"... И персонажи. Пожалуй, Шеветта всё же далеко не Салли\Молли. Зато здесь у нас их аж две, и обе классные (хотя, быть может и не настолько) - Хайди и Фиона. Кстати, когда появилась Фиона - я вообще ахнула. Ну просто европейская сестра-близнец Нохацу моей! Или другой образ. Сама Мона. Маленький, психологически травмерованый (и не только), вынужденный подчиняться, но очень симпатичный и светлый человек. В "Мосте" - это в первую очередь тот мальчишка, которого в результате приютил Фонтэйн. А здесь - прямо всю трилогию вылитая Мона. Только мужчина и очень умный. Милгрим. Кстати, и Милгрим, и Мона наркоманят по примерно сходным причинам. И тоже ужасно радуешься, когда они вылечиваются, выходят из тяжёлой ситуации, изменяются и начинают новую, счастливую жизнь. Вообще, Гибсон мастер по части персонажей, их всегда много, всегда повествование идёт то от лица одного, то другого. Очень много симпатичных. И очень много переплетений. К примеру, я была в диком восторге, когда в "Досье" внезапно, неожиданно всплыла Кейс (фактически главная героиня "Распознавания")...

Но главное - Гибсон пишет именно про людей. И про обретение людьми свободы. Это прекрасно!

angst, computers, travel, sci-fi, show-biz, romance, きもち, action

Previous post Next post
Up