В 1493 году, как раз в то время, когда Колумб шастал по Карибским островам в поисках Китая, Америка еще не была открыта, а Россия только-только превратилась в единое мощное государство, в Германии вышел первый географический атлас под названием «Нюрнбергская хроника всего света». И в этом атласе конкретно было указано государство Россия. Была на карте и Тартария, которую многие любители истории часто отождествляют с древней Русью, но составитель первого печатного атласа так не считал.
Русские в Тартарии. Представления о России средневековых европейцев
Эта публикация будет небольшой - в ней я хочу поделиться со своими читателями раритетными сведениями, которые я случайно обнаружил в своем старом бумажном архиве в журнале «Наука и жизнь», №7 за 1964 год.
В предлагаемой мной заметке рассказывается о совершенно уникальном событии - о первом упоминании России в западной печатной прессе. Среди многих любителей истории, которые историей только интересуются, но не занимаются, ходит легенда, что до того, как Русь на Западе появилась в виде России, она там фигурировала в виде некоей Тартарии. Однако в первом западном печатном источнике географической тематики имеется карта, на которой существуют одновременно и Тартария, и Россия.
Мало того, по карте прекрасно видно, что это две совершенно разные страны, причем Тартария - это часть Крымского ханства, поэтому очевидна неправомерность обозначения Руси в виде Тартарии, так как Тартария - это скорее тюркская Татария, чем славянская Россия, а то, что потом Россия завоевала всю эту Тартарию, никак ее Тартарией не делает.
"Нюрнбергская хроника всего света", 1493 г., переплет, титульный лист и один из листов с изображением Константинополя
В общем, в заметке рассказывается о древней печатной книге 1493 года под названием «Liber chronicarum cum figuris et ymaginibus ab inicio mundi», что в переводе с латинского - «Нюрнбергская хроника всего света». Составлялся материал для этой книги с полным знанием дела, то есть на самом высшем уровне представлений тогдашних европейцев о географии мира. И если уж на этой серьезной книге, получившей в конце XV века чуть ли не бешеную популярность не только среди любителей познавательного чтения, но и среди географов и мореплавателей, Россия и Тартария не отождествляются, значит, все просвещенные европейцы прекрасно знали, что Россия и Тартария - страны совершенно разные.
А почему мы считает совсем по другому?
Итак, давайте прочтем эту короткую заметку, посмотрим на прилагаемую карту и приведем свои представления об истории нашего Отечества в полный порядок.
Одна из карт в атласе "Нюрнбергская хроника всего света", 1493 г., слово "Россия" - два раза в верхнем правом углу, "Тартария" - справа под Россией
Кстати, если углубиться в тему и снова поглядеть на карту, то можно увидеть, какие сегодня события происходят в этой древней Тартарии. Сегодня за некогда утерянную Россией Тартарию идет отчаянная борьба между потомками первого «собирателя земель русских» - Ивана III, во времена которого прилагаемая карта была составлена, и потомками того немца, который выпустил «Нюрнбергскую хронику всего света» более 500 лет назад, и которые уже несколько раз пытались эту Тартарию прибрать к рукам совсем недавно - уже в XX веке.
За кем на этот раз останется Тартария - гадать не будем, потому что и так всё уже ясно.
Полный скрин заметки "Первое упоминание в печати о России. Детали - ниже
ПЕРВОЕ УПОМИНАНИЕ В ПЕЧАТИ О РОССИИ
Автор: М. АСТАФЬЕВА
Инкунабула - по-латыни колыбель. Так называют книги, напечатанные до 1500 года. «Liber chronicorum», или «Нюрнбергская хроника всего света», - одна из инкунабул. Эта книга написана Г. Шеделем. Экземпляр ее есть в библиотеке Московского архитектурного института.
На титульном листе книги, набранном крупными готическими буквами, стоит дата - 1493 год. Всего пятьдесят лет отделяют «Нюрнбергскую хронику» от «Сивиллиной книги» - первой книги, напечатанной Иоганном Гутенбергом.
Несмотря на строжайшую тайну, которой было окутано типографское дело, книгопечатание довольно быстро распространилось по городам Европы. До 1500 года было издано около 30 тысяч книг (названий), однако сейчас во всем мире насчитывается едва ли более 40 тысяч экземпляров инкунабул.
Изображения книги "Нюрнбергская хроника всего света", помещенное в журнальной заметке
Одной из крупнейших типографий Средневековья была типография в г. Нюрнберге. Владельца ее, Антона Кобергера, называли «князем печатников» за красоту и многочисленность созданных им книг. На 24 печатных станках с утра до ночи трудилось более 100 подмастерьев. Именно там и была отпечатана «Нюрнбергская хроника всего света».
Книга отличается от современных ей изданий большим количеством иллюстраций. Более 2 тысяч гравюр на дереве украшают ее несколько хрупкие от времени листы. Эти прекрасные гравюры, выполненные немецкими художниками Вильгельмом Плейденвюрфом и учителем знаменитого Альбрехта Дюрера Михаилом Вольгемутом, делают книгу настоящим музеем граверного искусства и Рисунка XV века.
Сочинение представляет собой свод географических и исторических познаний того времени. Гравюры изображают библейских, исторических и мифологических лиц, виды разных городов, часть которых (в том числе Нюрнберга) правильно передает расположение и архитектуру зданий. Большинство человеческих фигур, даже относящихся к древнейшему времени, одето в костюмы XV века. Точное и яркое воспроизведение средневековых легенд, суеверий, костюмов делает книгу драгоценным источником знаний для историка.
Карта Европы - тоже из журнала, менее четкая, чем та, которую я представил выше
Для нас хроника представляет интерес еще и потому, что в ней содержится, по-видимому, первое упоминание в печати о России. Кроме того, на обороте 286-го листа помещена первая печатная карта Европы, на которой обозначена Россия с городами Псковом и Новгородом.
Чрезвычайно интересна также «карта всего света». На ней нет, например, Америки: ведь корабли Колумба пристали к берегам Кубы лишь за год до выхода в свет хроники.
Экземпляр, хранящийся в библиотеке Московского архитектурного института, редкой сохранности. В нем не утеряно ни одного листа, листы не обрезаны - у них неровные края, свойственные бумаге ручной отливки. Великолепно сохранились заглавные буквы в первой части издания, выполненные красной и синей темперой от руки. Это делает книгу еще более ценной - листы, оставленные наборщиками для ручной разрисовки, нередко так и не попадали в руки художников, и книга выходила в свет с пустыми местами.
Переплет книги современен изданию: деревянные доски обтянуты тисненой кожей. Углы окованы медью. На внутренней стороне переплета наклеено 2 экслибриса. Один - барона Де Бартенштейна, на французском языке, который можно датировать ХVІІІ веком, другой - Н. Н. Бирукова, 1899 года. У последнего владельца книга и была приобретена Московским архитектурным институтом.
https://dzen.ru/a/ZWU0HOrHuRxdK0Zn