А не возродить ли нам Донецко-Криворожскую Республику ?

Jun 10, 2024 05:28



Бурные события на Юго-Востоке Украины и Специальная военная операция, проводимая в основном на этих землях, уже поставили ряд вопросов о будущем этих земель и возможном их территориальном существовании. Рассматривается несколько вариантов - в составе единой дружественной России Украине или в составе России в виде самостоятельных регионов. О существовании независимой так называемой Украины в любом составе можно уже забыть, речь может идти лишь о формате вхождения отдельных частей Украины в состав России.

Особенно всех волнует вопрос о будущем наиболее развитого промышленного кластера Украины, включающего Харьковскую, Донецкую, Днепропетровскую, Запорожскую и Луганскую области. Здесь еще с советских времен сосредоточены гиганты промышленности, составляющие гордость не только Украины, а и Советского Союза, включающие около полутора тысяч предприятий угольной, металлургической, оборонной, машиностроительной, химической, авиационной, двигателестроительной, ракетостроительной, ракетно-космического приборостроения, транспортного машиностроения, автомобилестроения, трубной, строительной, пищевой и легкой промышленности. Многие отрасли региона исторически были тесно увязаны между собой и несмотря на попытку в Украине провести там деиндустриализацию и ослабить регион, а также разрушений в результате боевых действий, все-таки промышленная и экономическая база во многом сохранилась.


При ближайшем освобождении оставшихся двух областей (Харьковской и Днепропетровской) неизбежно встанет вопрос как распорядиться этим еще советским гигантским наследием. В недалеком будущем предстоит интеграция этого промышленного кластера в промышленно-экономическое пространство России. Этот процесс может быть осуществлен как интеграцией каждого предприятия в родственные секторы российской экономики, так и созданием единого промышленного комплекса, обеспечивающего интеграцию между предприятиями, ориентированного на выпуск конечной высокотехнологичной продукции.

Второе естественно предпочтительнее и здесь стоит обратить внимание на методы интеграции этого Юго-Западного края Российской империи еще в конце XIX и в начале XX веков. Он всегда привлекал российских и западных промышленников своими запасами природных ресурсов, развитой промышленностью и хорошей транспортной инфраструктурой. Российских промышленников не устраивало разделение единого Донецко-Криворожского промышленного региона на три административные единицы - Екатеринославскую, Харьковскую губернии и части Области Войска Донского.

Уже с конца XIX в. предприниматели начали указывать на его «экономическую неделимость» в составе России. Постепенно в этом регионе сложился консенсус экономических и политических элит по поводу необходимости объединить угольные и металлургические районы края в единую область со столицей в Харькове.

В 1874 году в Таганроге был созван 1 Съезд углепромышленников Юга России, который положил начало регулярному созыву подобных съездов с задачей регулирования взаимоотношений между предприятиями каменноугольной промышленности и железными дорогами. Фактически Совет, названный в прессе «харьковским парламентом», был создан на 4 Съезде, проходившем в Харькове в 1877 году.
Он выполнял функции регионального представительства горнопромышленных предприятий Юга России и являлся первой и самой большой представительской организацией крупного капитала Российской империи, имеющей регионально-отраслевой характер.
Совет создавался для отстаивания экономических интересов промышленников региона перед правительством Российской империи, получения государственных заказов и поддержке от государства в экспорте своей продукции.
Для лучшего взаимодействия с правительством в состав Совета были введены представители государственных структур и принимали участие представители земских органов власти, железной дороги, научных и технических обществ и крупные потребители угля и металла.

В начале 1900-х годов Совет объединял более ста синдикатов и картелей Российской империи и способствовал формированию двух территориальных синдикатов - «Продуголь» по продаже угля и «Продамет» по продаже металла.

В начале Первой мировой войны Совет сосредоточил в своих руках управление распределением нормированных материалов (железа, кожи, динамита) между заводами и рудниками Донецко-Криворожского бассейна, После Февральской революции для отстаивания своих интересов Совет создает в марте 1917 года особый Донецкий комитет.

После Октябрьского переворота большинство подконтрольных Совету предприятий было закрыто в знак сопротивления установлению нового порядка на своих предприятиях и в декабре 1919 года Совет был закрыт окончательно.

Тем не менее организационный опыт промышленников юга России был использован большевиками при создании новой административной единицы. На этой территории 12 февраля 1918 года на съезде Советов рабочих депутатов Донецкого и Криворожского бассейнов в Харькове, была провозглашена Донецко-Криворожская Советская Республика в составе РСФСР. Сейчас это нынешние Харьковская, Донецкая, Луганская, Днепропетровская и Запорожская области, а также части Сумской, Херсонской и Ростовской областей.
Система управления была достаточно четкой: высший орган - Съезд Советов ДКР, Исполком Совета и 12 территориальных исполкома. Совнарком возглавил Федор Сергеев, больше известный по псевдониму «Артем».

Артем пытался отстоять республика в составе РСФСР, но Ленин и партийное руководство большевиков настояли на ее включении в состав Украины с целью усиления пролетарского влияния в только что созданной советской Украине. 19 марта 1918 года на Всеукраинском съезде советов в Екатеринославе было принято решение объединить все советские государственные образования в состав Украинской Советской Республики с целью создания «единого фронта». Так по политическим соображениям чисто русский регион оказался надолго в составе Украины и ДКР прекратила свое существование.

С тех пор прошло сто лет и вопрос будущего этого региона вновь стоит на повестке. Для оценки возможностей интеграции этого региона целесообразно еще раз посмотреть, чем же он ценен и как может быть полезен в становлении промышленного и экономического потенциала России.

Харьковская область
Харьковская область в Советском Союзе являлась крупнейшим промышленным и научным центром, в котором сосредоточены предприятия, проектные и исследовательские организации по многим отраслям промышленности. Харьковский регион обладает возможностями производства востребованной продукции во многих отраслях, которые формировались десятилетиями и образовались свои научные и производственные школы в таких отраслях как танкостроение, ракетно-космическое приборостроение, энергомашиностроение, производство медикаментов, имеющие серьезные заделы в своих отраслях.

В области около 300 предприятий в следующих отраслях: авиационная -7, военно-промышленный комплекс - 8, ракетно-космическое приборостроение - 4, машиностроение - 21, электротехническая промышленность - 14, энергомашиностроение - 2, фармацевтическая промышленность - 13, производство медицинского оборудования - 3, производство стройматериалов - 27, пищевая промышленность - 64, химическая промышленность - 12, производство спирта - 4, ликеро-водочное производство - 10, местная промышленность - 8, хранение зерновых и производство кормов - 8.

Крупнейшие предприятия региона - Завод «Турбоатом», Завод Малышева, НПО «Хартрон», Харьковский тракторный завод.

Донецкая область
Основными отраслями промышленности являются угольная, горнодобывающая, черная и цветная металлургия, коксохимическая, химическая, тяжёлое машиностроение, производство стройматериалов,. металлообработка, электроэнергетическая, стекольная, производство соли, а также лёгкой, пищевой, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности.

В области порядка 250 предприятий в следующих отраслях: черная металлургия - 9, цветная металлургия - 6, угольная промышленность- 60, горнодобывающая - 20, химическая -14, машиностроение (транспортное, энергетическое, химическое, станкостроение, пищевое и бытовое) - 34, трубное - 3, приборостроение - 4, электротехника - 5, промышленность стройматериалов - 39, стекольная и фарфоро-фаянсовая - 8, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная - 7, лёгкая - 17, пищевая - 28.

Крупнейшие предприятия: Авдеевский коксохим, Харцизский трубный завод, Азовмаш, Азовсталь, Стирол, Старокраматорский машиностроительный завод.

Луганская область
Основными отраслями являются угольная, черная металлургия, тяжелое машиностроение, химическая, производство стройматериалов, легкая, пищевая, целлюлезно-бумажная, фармацевтика.

В области порядка 300 предприятий: металлургия - 59, машиностроение - 84, легкая - 38, целлюлезно-бумажная - 4, производство стройматериалов - 39, химическая - 60, фармацевтика - 5.

Крупнейшие предприятия: Лугансктепловоз, Северодонецкий Азот, Алчевский меткомбинат, Стахановский вагоностроительный завод.

Днепропетровская область
Основными отраслями являются горнорудная, угольная, металлургическая, ракетно-космическая, машиностроение, приборостроение. химическая, производство стройматериалов, легкая, пищевая.

В области более 300 предприятий: горорудная - 37, машиностроение - 78, производство труб - 4, химическая - 36, производство стройматеиалов -17, приборосроение -12, целлюлезно-бумажная - 6, фармацевтика - 5, легкая - 36, пищевая - 64.

В области уникальные месторождения полезных ископаемых, добывается 39 видов минерального сырья - магнезиты, каолины, молибден, вольфрам, золото, неметаллические полезные ископаемые.

Крупнейшие предприятия: Южмаш, Днепровский металлургический комбинат, Никопольский ферросплавный завод, Марганцевскрий горно-обогатительный комбинат.

Запорожская область
Основными отраслями являются горнообывающая, чёрная и цветная металлургия, машиностроение, автомобильная, авиационная, химическая и нефтехимическая, пищевая, лёгкая, фармацевтическая.

В области более 200 предприятий: горнодобывающая - 14, металлургия - 13, машиностроение - 86, автомобильная - 20, пищевая - 18, иные отрасли -63.

В области работают сотни предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, в основном это субъекты хозяйствования в сфере «малого предпринимательства», ориентированные на производство и реализацию продуктах питания.

Крупнейшие предприятия области - «Мотор Сич», «Запорожсталь», Запорожский автомобильный завод, Запорожский алюминиевый комбинат.

На территории региона находится около полутора тысяч промышленных предприятий, из них десятки крупнейших в своих отраслях. Таким богатейшим наследством российская власть должна с умом распорядиться и встроить в промышленный комплекс России.

На нескольких примерах интеграции сложившихся в регионе производственных площадок способных создавать мощные комплексы, ориентированные на выпуск конечной высокотехнологичной продукции, можно увидеть, насколько в перспективе может быть эффективен этот регион.

Например, в сфере авиационной промышленности в Харькове четыре предприятия, в том числе Харьковский авиационный завод и завод по производству авиационных гидравлических систем, а в Запорожье «Мотор Сич», разрабатывающий и производящий авиационные двигатели. Объединение усилий этих предприятий позволит успешно создавать конкурентноспособные самолеты.
В Днепропетровске «Южмаш» способен разрабатывать и производить стратегические ракеты, а в Харькове НПО Хартрон и НИИРИ разрабатывают ракетно - космическую аппаратуру, а «Коммунар» и завод Шевченко ее производят. Интеграция этих предприятий позволит очень серьезно усилить российскую ракетно-космическую программу.
В Харькове на заводе Малышева и ХТЗ разрабатываются и производятся танки и БТР, броню и литье башни может производить «Азовмаш» в Мариуполе, а сварку корпусов бронетехники осуществлять в Лозовском кузнечно-механическом заводе.
В Луганске разрабатывали и производили тепловозы, а двигатель для них может поставлять завод Малышева в Харькове, который в свое время вырос на тепловозных двигателях.

Производство черного и цветного металла любых сортов и марок, производимого в регионе, вполне хватит для удовлетворения потребностей многих машиностроительных предприятий региона.
На этих примерах видно, что в рамках региона возможна организация многочисленных производственных циклов с удобной и продуманной логистикой.

Следует также отметить, что помимо гандиозного промышленного потенциала регион обладает еще одним лакомым куском - сельскохозяйственным комплексом со своими колоссальными возможностями. На тарритории региона 10,1 млн га сельхозугодий с плодоронейшими завпасами чернозема, с множеством рек и водоемов, уникальным климатом средней полосы, позволяющим выращивать множество сельхокультур, пользующихся спросом на мировом рынке. Здесь уже сотни предприятий по хранению и переработке выращенной продукции и создана база для дальнейшего развития сельского хозяйства, которую многократно можно наращивать и развивать.

До войны в пяти областях проживало 14,1 млн жителей, русских по духу людей, в основном хорошо образованных и обладающих специальностями, это не Богом забытая селюковская Галиция с бендеровским и хуторским менталитетом. К тому же из четырех городов миллионников Украины три находятся в регионе.
Эти люди по своему потенциалу способны на многое и задача российской власти дать им возможность реализовать себя. Сейчас из-за боевых действий значительная часть из них покинула регион, но при создании приемлемых условий они вернутся и принесут много пользы.
Регион насыщен транспортной инфраструктурой, здесь самая густая и развитая со времен Союза сеть автомобильных, железнодорожных и воздушных транспортных коммуникаций, позволяющих организовать логистические цепочки между субъектами хозяйствования. На побережье Азовского моря здесь три порта, Мариупольский можно ориентировать на вывоз металла и металлоизделий, а Бердянский и Генический на перевалку зерна.
Регион с избытком обеспечен электроэнергией, здесь находится 17 эдектростанций (1 атомная, 15 тепловых и 1 гидростанция), вырабатывающих 27,9 Гвт электроэнергии. Этих мощностей более чем достаточно для обеспечения развития региона. Сейчас значительная часть из них повреждена в результате вооруженного конфликта и предстоит реализовывать серьезную программу по их восстановлению.
Здесь громадные запасы природных ресурсов и сырья, высокая плотность населения и наличие квалифицированных кадров, близость рынков сбыта и доступная транспортная инфраструктура, что значительно облегчает экономическое развитие региона.

Как видно из приведенного регион обладает колоссальными промышленными и сельскохозяйтсвенными ресурсами практически во всех отраслях экономики, играющих огромную роль в будущем их становлении в составе России. Это клондайк для реализации программ развития России, опробывания новых механизмов интеграции, пректов инвестирования и возрождения промышленного потенциая Союза, так бездарно утерянного в 90-е. От того, как ими распорядиться, во многом будет зависеть эффективность интеграции региона в российскую политическую и экономическую среду.

В настоящее время не чувствуется четкой государственой программы как поступить с этими пятью областями, хотя уже создана свободная экономическая зона для четырех областей. Каждая из них пока живет самостоятельно и в меру своих возможностей и связей с московскими чиновниками пытается решать насущные проблемы. Не надо забывать, что значительная часть территрии региона еще находится под оккупацией укров и там осложнена оценка текущего состояния и пока нет админитсративных и политических ресурсов для квалифицироаанной разработки программы их развития. При этом надо также учитывать, что серьезная часть промыленного потенциала пострадала из-за политики украинских властей по деиндустриализации региона и в результате боевых действий.

Не за горами уже освобождение всей территории региона, вслед за которым придется принимать решение как его интерировать и развивать. Учитывая колоссальный потенциал региона и неизбежную смену собствеников активов, на этой территории имеется уникальная возможность отрабатывать механизмы вососстановления промышленного потенциала России, необходимость которого уже стоит в полный рост в связи с обострившимся противостоянием и жесткими санкциями Запада.

На территории региона может реализовываться пилотный проект будущих индустриальных парков России, где может отрабатываться технология их становления, развития и степень государственно-частного партнерства с привлечением инвестиций российского и иностранного бизнеса. У российской властии меется возможность не только интегрировать новые регионы, а и использовать их для отработки механизмов восстановления утерянного промышленного потенциала России.
https://apuhtin18.livejournal.com/132061.html

Донбасс, ДКР, История Донбасса

Previous post Next post
Up