Почему нельзя терять детей специально

Aug 06, 2017 13:05

Убегает, уходит далеко сам, не оглядывается, сидит копошится, увлекается, не понимает, что может потеряться. Нам страшно - ребенку нет. Нам хотелось бы, чтобы у ребенка был страх потеряться, который бы помогал ему следовать за нами. Если уж выбирать между бесстрашием и пугливостью. Пусть бы лучше боялся, пусть бы лучше шел за мамой не отступая.

Не знаю, естественное ли это #доверие к миру и ситуации или полное недоверие конкретному родителя в вашей ситуации - надо разбираться более подробно. Но сегодня я хочу написать не об этом.
В нашем сообществе встретила совет - потерять ребенка, а потом воссоединиться с ним, чтобы знал и не убегал. Как модератор Заботливая альфа. Alpha parenting . я начала дискуссию с таким мнением, но когда речь о тревоге родительской, всегда непросто показать очевидные противоречия подходу привязанности. Пишу подробнее про этот прием.

Да, иногда ребенок не следует за мамой и может потеряться из виду как раз по той причине, что просто еще не осознает возможность потеряться. И у него нет страха. Он полностью доверяет маме себя, мама для него еще его неотъемлемая часть, он доверяет ей отвечать за связь с собой. Он в два и три года просто не думает о настолько глобальной, всеобъемлющей непереносимой потере, как потеря родителя.

В 4, в 5 лет, к сожалению, это изменится, вот увидите, (или позже) придет понимание грядущего будущего, не зависимого от родителей, того, что может случиться что-то страшное, страх смерти. Там не добавлять страха, там спасать от него может быть нужно будет, убеждать в том, в чем даже сами не уверены. (Я всегда буду твоей мамой, я очень молодая, что ты, мы здоровы, и нам еще долго жить, встретимся на небесах и будет всегда вместе и тд.)

Но в два, три года может страха такого и не быть. Не стоит менять то, что задумано самой природой.
Тем более, что, в контексте иерархии привязанности, где взрослый всегда ответственный, а ребенок доверяющийся, это неведение очень поддерживает нашу власть, иерархическую вертикаль в семье. Облегчает ребенку процесс зависимости от родителей.

Чтобы ребенок не терялся - не нужно давать ему потеряться. Нужно лучше следить за ним, до тех пор, пока он сам не будет искать вас и держать в поле зрения. И то не факт, что став постарше, он будет это делать постоянно. Заигравшись и забегавшись, он может оказаться далеко от вас и не заметить.
Ресурсы его идут на развитие, а не на обслуживание потребности не потеряться, и это правильное распределение в детстве, не стоит менять это и перенаправлять его силы туда, где полностью ответственность родителя.
Лучше научить ребенка, как действовать в ситуации, когда он уже потерялся. А также надеть gps, положить номер телефона в карман.

Почему внушать ребенку страх, что он потеряется, чтобы он боялся и не терялся противоречит теории привязанности?

Это не то же самое, что страх дотрагиваться до горячей трубы.
Это очень сильное разделение - потеря родителей. #Ребенок защищен от осознавания до какого-то возраста, так как не может это пережить и адаптироваться - это первое. Второе, если вы открываете ему глаза, вы буквально сталкиваете его с сепарацией раньше времени. Третье - вы сталкиваете его с ужасом там, где это было необязательно. Это просто #предательство и #манипуляция, перекладывание ответственности с больной головы на здоровую.
Конечно, эффект какой-то будет, ваша #двухлетка перестанет теряться. Ни на шаг в магазине, ни на шаг на улице. (Ну как перестанет теряться? В моем понимании тут только страдательный залог может быть использован - мама перестала терять двухлетку)
Но вся теория развития говорит нам о том, за счет чего те или иные динамики происходят. Так вот, поступая так со своими детьми, задумайтесь, а за счет чего теперь мой ребенок все время контролирует далеко ли он ушел от мамы. За счет чего он выполняет функции присмотра за самим собой?
К тому же, мы против манипуляций, и запугиваний в воспитании детей. Относитесь к детям так, как и к себе хотели бы, чтобы относились люди, это было бы как минимум гуманно, и сразу понятно, стоит ли применять те или иные методы:
Представьте себе, что бабуля соседка решила вас научить не терять детей, и, когда вы читали книжку на площадке, увела бы одного из них. И потом, через пол часа спасла бы вас, приведя его обратно. Вам каково? Научились теперь не терять детей? Как спать-то будете? Хорошо? Наверное, энергии будет уйма на развитие и познание мира.

Почему нельзя внушать ребенку страх того, что он потеряется с точки зрения развития?

Почему нельзя терять его специально, находить и говорить, вот виииидишь, что бывает? Это действия слона в посудной лавке.
Если у ребенка уже проблемы с поведением… то у него уже перегружена система тревоги. А вы добавляете тревоги туда, где нужно давать чувство защищенности.
Или же у него еще нет страха потеряться, но есть другие страхи, тогда вы не вовремя нагружаете его систему тревоги, повторяюсь, речь про двух, трехлеток, за которых полностью отвечают родители.
В каждом ребенке есть встроенная система тревоги. Мы можем их встревоживать, чтобы избегать опасностей.
Крикнуть, поднять бровь, но не логически обосновать опасность чего-либо, а только сиюминутно воздействовать, если есть контакт, они услышат нас, они станут осторожнее.
Работающая система оповещения об опасности очень важна, чтобы мы могли ее задействовать, встревожить ребенка и спасти в опасности, грубо говоря. Для этого ребенок должен мочь ощущать тревогу. Не быть против нее психологически защищенным.

Это очень тонкая система. У детей, у которых все работает так как надо нет и проблем с поведением - мама зарычала, он уже настороже - “что там? что я сделал не так? куда бежать?” Это очень хороший природный механизм. Нам не стоит с ним что-то делать.
Только лишь уберегать систему оповещения об опасности от перегрузок.
Если ребенок сталкивается со слишком большим разделением, то не может его вынести, происходит расстройство этой системы.
И выглядеть оно может по-разному, в зависимости от степени расстройства. Например, ребенок получает фоновую тревожность, сканирует пространство, имеет проблемы со вниманием на этом фоне. Или он становится бесстрашным и везде лезет несмотря на орущую мать, не чувствует, где #опасность.
В любом случае, в нашем подходе мы считаем, что потеря родителя в младшем возрасте - это вполне себе сильная сепарация, это вызовет массу эмоций, по-ньюфелду:
  • фрустрацию,
  • тревогу,
  • стремление к близости.
И это то, от чего мы вообще стараемся защитить, оберегать детей. А не демонстрировать им эту возможность. Мы хотим сокращать #разделение, а не выставлять напоказ, не смаковать, спрятавшись за кустами. Особенно невыносимо ранящее разделение, чтобы не дай бог ребенок не защитился так, что его система оповещения о тревоге перестанет работать как надо, а перейдет в извращенный режим, влияющий на все его #развитие.

Валентина Ячичурова.

#Ребенок, #двухлетка, рефлексия, психология Владивосток, психолог, #манипуляция, #развитие, #разделение, альфа, родители, дошкольники, #опасность, тревога, психология развития, #предательство, развитие, дети, Ньюфелд, психология, тревожность, #доверие

Previous post Next post
Up