Мысли о жизни, смерти, культуре и черном юморе.

Mar 18, 2014 01:01

Новые поколения в отличии от нас боятся проблем. Нам, пережившим СССР в котором проблемами было все - от обязанности изучать только предписанное и работать по распределению, до необходимости с боем добывать еду, одежду и даже туалетную бумагу, свойственно совершенно иное понимание мира. Новым поколениям не доступен наш способ совладания с безнадежной ситуацией - когда все так повернулось, что выхода нет, человек может снять напряжение только через юмор или приняв смерть (=отсутствие свободы выбора) как свершившийся факт. Безусловно, это будет тот ещё юмор и так себе принятие, но выбора-то изначально не предполагалось. Забрали тебя в армию, отправили в горячую точку, о которой на гражданке никто слыхом ни слыхивал, - все, ты пушечное мясо - или смейся над ситуацией или сдохни. Знамо дело, легче верить в то, что защищаешь правое дело и не включая голову ломиться в указанном направлении. Гораздо труднее осознав собственную смертность увидеть реальность и оказаться в плену всепоглощающего страха. Единственное, что психически здоровый человек может противопоставить осознанию смертности - это весьма специфический черный юмор, недоступный тем, у кого не было практики осознания смерти/несвободы.

Вижу как многих молодых шокирует моя способность шутить над некоторыми вещами, но практика всей жизни была такой, что если бы я не научилась смеяться, то не дожила бы до своих лет. Что там говорить об обычных людях, если даже среди людей, называющих себя шаманами, далеко не все способны представить что такое духовное умирание, которое неизбежно преодолевает человек на входе в эту духовную традицию. Шаманизм, вопреки представлениям большинства моих современников, это не повторение ритуалов, это иное знание выходящее за рамки того, что может вместить разум одного человека. Далеко не каждый способен пережить шаманскую болезнь - пройти через духовную смерть и остаться живым. Для того, чтобы пройти через этот опыт трансформаций необходимо познать две практики - практику жизни и практику смерти. Надо познать как быть живым и как умереть Это как война, только другая война - противостояние культурному контексту своего времени, такое по силам очень немногим.

Физическая смерть нечто иное - опыт столкновения со смертью тоже меняет человека, но не в такой степени. Выйти за рамки культурных стереотипов гораздо страшнее, по доброй воле в стандартных обстоятельствах обычной жизни такого сделать невозможно. Взрослому со сформировавшейся картиной мира такое не пережить, для этого нужна особая практика миропонимания, начало которой должно быть положено в раннем детстве. В любом обществе есть люди, которые с детства живут в смерти (несвободе) души и остаются живыми. При осознании полноты собственной несвободы существует только два пути - либо детка с самого начала научается преодолению, либо умирает в очень раннем возрасте. Тип первичного преодоления проблем задает все способы понимания дальнейших взаимодействий с окружением. Я осознала несвободу в возрасте около пяти лет и попыталась умереть через отит - мне не дали. Медицина нынче научилась оттормаживать желание детей покинуть токсичных родителей. После прохождения через реку - такой мощный был образ, что я до сих пор хорошо его помню, - пришлось научиться жить в тех условиях, которые заданы. Пришлось придумать куда и зачем жить, где находить поддержку и как справляться с условиями, которые даны. Черный юмор обладает огромным потенциалом, позволяющим сознанию сохранить себя при столкновении с условиями невыносимой реальности.

Нынешняя реальность предоставляет новым поколениям не особо богатый выбор.
Можно стать быдлом, спрятать голову в песок и не замечать обстоятельств, пока они совсем не раздавят - этот способ предписан и одобряется всей системой социализации. Конформисты демонстрируют друг другу оскаленную в фальшивой улыбке маску согласия и позитива, даже если за ней скрывается полное неприятие собеседника. Черное и белое не носить, да и нет не говорить - я не то, что я сказал и сделал, а Вы обо мне подумали, исходя из моих слов и действий - я хороший, потому что достиг совершенства в мастерстве быть фальшивым и скрывать себя даже от самого себя.

Можно быть честным с собой и противостоять системе. Тут несколько путей в зависимости от степени честности с собой и сформированности представлений о системе, но нет ни одного легкого или удобного пути. И все они поперек предписаний успешной социализации. Люди избравшие эти пути часто справляются с трудностями при помощи черного юмора, который в принципе недоступен всем, кто адекватен "нормальной" системе патологической социализации, внедряемой морально устаревшей системой воспитания и образования. В результате действия этой системы мы имеем молодое поколение которое боится проблем настолько, что отказывается их замечать. Это неизбежно гарантирует распад всех социальных институтов, начиная от института семьи, и кончая жизнеспособным аппаратом гос управления. Демонстрируя доброжелательность человек, фактически, вынужден противопоставлять себя, и своим, и чужим - ничего хорошего его душевному здоровью это не несет.

Люди по природе иные существа, нежели это предписывается существующей культурной традицией. Вся эволюция человека как индивидуальности имеет смысл только с учетом того, что индивидуальная уникальность реализует себя принося пользу социуму, в котором она существует. Реальное человеческое тепло и добрососедские отношения, возможность поддержать другого и знание о том, что ты можешь получить поддержку в трудные времена, каким то нелепым образом оказалось заменено на знание о том, что человек со своими проблемами (равно как и со своей попыткой помочь) никому не нужен. Когда я задаюсь вопросом о том, каким образом мифология о ценности личных границ заменила концепцию естественной взаимопомощи, я немедленно вспоминаю о искусственно культивируемой популярности якобы научной концепции Фрейда. Чудовищная культурная манипуляция приписавшая некорректной в научном отношении идее развития психики, превращающей патологию в норму, статус истины в последней инстанции. Выгодная для развития общества потребления растиражированная социальная мифология, сложившаяся вокруг психоанализа, крайне негативно отразились на "западной" культурной традиции ХХ века.

Самый острый вопрос современности - необходимость развития психологической науки как академической дисциплины, выполняющий свою стабилизирующую роль в развитии общества. Существует огромный социальный запрос на научное психологическое знание и научно обоснованные рекомендации. Именно поэтому я так заморачивалась с написанием своего диплома, который так и остался никем не прочитанным.

Невостребованность при колоссальной силы соц запросе на подобные работы. Да у меня просто мозг взрывается, когда я пытаюсь понять как такое в принципе возможно. Я искренне не понимаю, почему при возможности делать подобные штуки я должна искать работу начинающего кадровика или преподавателя или администратора, и не факт что без опыта возьмут. Социальная система разваливается, но при этом надо сильно напрячься чтобы хоть кто нибудь заметил готовое решение, поданное на блюдечке с голубой каемочкой, если оно предложено человеком без степеней и званий. Мне даже отзыва не написали на дипломную работу - её просто никто не читал.
Previous post Next post
Up