Когда меня начали спрашивать после окончания спектакля "ну как?" я отвечала только одно - "Уникальный спектакль", вкладывая в это понятие довольно емкое и понятное мне чувство. Спектакль, которого доселе еще не было, и аналогов которому наверно никогда не будет. Уникальный, единичный случай в истории. Можно на это возразить, что в общем-то каждый спектакль является единичным случаем, что тем спектакль и ценен, что искусство всегда творится "здесь и сейчас", но ТАКИХ чувств героев по крайней мере я, еще не переживала.
Это на мой взгляд была история для двоих человек в зале: собственно для Сережи и Наташи. Я уверена, что по идее эти двое получили максимальное количество удовольствия из всех находившихся в зале. несмотря на все овации, воздыхания и дифирамбы. Это была реальная любовь. Как говорил Хью грант "любовь повсюду". Она настолько заполонила всю сцену, весь зрительный зал, казалось всю Москву, что я уже от театра в 600-х километрах, а кажется увезла ее с собой в Питер.
Наташа делает невероятное. Она что называется работает по Станиславскому. Уж если испытывать чувства, так по максимому и наверняка. Она является уже второй раз центром балетной пары, когда зритель в зале не может дышать от переполняющих чувств. Только на мой взгляд если ранее это было с Васильевым бравурно и "по-донкихотовски", то теперь это невероятно нежно и тепло и бережно. Современные Фонтейн и Нуриев. Словно созданные для этого дуэта и так долго к нему шедшие через какие-то препятствия.
Надо сказать о самом спектакле: для меня Жизель вообще является очень сильным спектаклем драматически, в этот же вечер она СТАЛА именно драматическим, а не балетным спектаклем вовсе, но при этом с высочайшей техникой главных героев. Было ощущение, что они словно не задумываются как раз об этой технике (нет-нет, я нисколько не говорю ни о каком автопилоте), но казалось, что они полностью сконцентрированы только на драматической части происходящего. Жизнь играть легко. Влюбленная Жизель с непосредственными улыбками, расстройствами, поджиманиями губ. Какая была ромашка! (Да, забегая вперед, наверно именно в этом моменте можно считать обман Альберта, и все-таки это не было обманом, это была попытка не задеть ее чувства, ведь он тоже так увлекся ею.) А Альберт: столько нежных воздушных поцелуев я не видела никогда в этом балете. Все по жизни, все только для них двоих. Первая часть первого акта до появления матери и невесты для меня была идеальным воплощением спектакля. А вот дальше у меня возник некие диссонанс в сюжете именно из-за Сергея, потому что если со стороны Наташи все ясно - она влюблена и сходит с ума от обмана, то сюжетную часть обмана со стороны главного героя в такой любовной трактовке мне конечно понять тяжело. Ну то есть на мой взгляд в этом спектакле герой должен был богатую невесту послать куда подальше и остаться с этой прекрасной непосредственной девушкой. Возможно, он не успел принять никакого решения, а события слишком быстро развивались. Возможно он испугался столь великой силы любви, которая проявилась в нем. Но в любом случае это было интересно. Он словно бы заигрался и забыл, что живет-то совсем по-другому, не в лесу. Все закончилось для него как-то слишком быстро и он просто не смог понять, что это не игра.
Второй акт был полностью идеальным, и если принять за данность, что Жизель один из моих любимых балетных спектаклей, то исходя из этой логики наверно это был мой лучший балетный вечер и в частности второй акт в жизни. Неземная Наташа, действительно потустороннее существо, и полностью склоненный горем Сергей. Его Альберт на мой взгляд уже и не хотел жить, если бы можно было остаться в загробной жизни с ней. Глупо писать о том, сколь высочайшую техническую планку они задали всему спектаклю. Это бессмысленно и займет тома. Я остановлюсь на моменте, который почему-то на меня никогда не производил такого впечатления. когда светает и Жизель возвращается к кресту. КАК они не могли расцепить объятия. КАК они касались друг друга руками и не могли отпустить друг друга словно и правда больше никогда не увидятся. Эти прикосновения были наиболее чувственными во всем спектакле. Я смотрела и сдерживала безумный ком в горле, осознавая, что волшебство и правда заканчивается. Что Жизель сейчас уйдет, и все, занавес. Не хотелось в этот момент точно также их обоих отпускать и позволить им расходиться в разные стороны сцены.
Да собственно столько, сколько их не отпускали со сцены после окончания спектакля, я такого никогда не видела и не слышала. Усталые артисты, но безумно счастливые и благодарные зрителю, мне кажется чуть ли не меньше, чем мы им.
Не хочу обойти стороной второстепенных героев, которые были очень на уровне главных. Ганса Сергея Мануйлова и Мирта Оксаны Кардаш. она мне напомнила нашу Катю Кандаурову и была просто прекрасна, властна и холодна в меру. Что характерно, я Кандаурову тоже сначала увидела в характерной стервозной роли, как и кардаш в понедельник в борделе. А второй ролью была также Мирта. И сравнение родилось само собой. Оксана прерасно создала оба образа, крайне противоположные и сложные.
После спектакля мне случайно сказали, что будет автограф-сессия. Удивительно, что сначала мы хотели уйти, но меня вдруг остановила мысль, что ни одно заведение Москвы не сравнится потом в моем сердце с тем, что я могу почувствовать на этой сессии. И дело было собственно не в закорючке их подписи, а в чем-то значительно большем. Хотелось заглянуть за рамки спектакля, увидеть эту потустороннюю Жизель с Альбертом вне сцены, мягких, добрых, улыбчивых и на удивление стеснительных. Два лучших танцовщика мира так нежно смущались при всех вопросах, аплодисментах и восторгах. Я желаю им как можно более долгого творческого тандема и сохранить вот это чувство парения как можно дольше, не скатиться в рутину и обыденность профессии.
Возвращаясь к началу я правда считаю, что это был уникальный спектакль именно потому, что зарождающееся чувство любви - оно уникально. Оно больше не повторится между двумя людьми. И мы были свидетелями уникального его прочтения в рамках сценария и сцены. Спасибо огромное!