БЛЕСК И НИЩЕТА КУРТИЗАНОК. ГЛАВА 2. ЗЛАТЫЕ КУЩИ.

Feb 23, 2020 11:59

БЛЕСК И НИЩЕТА КУРТИЗАНОК. ГЛАВА 1. ПОНЕМНОГУ О РАЗНОМ.

Я стою у ресторана -
Замуж поздно, сдохнуть рано.

Это я все думаю, не сменить ли мне и ориентацию тоже. Хронологию я давно не соблюдаю. Может и по городам разделять не надо?
Ладно, пойдем более менее традиционным путем.

ГОРОД ЯНГОН
Если просто побегать по городу, то вы обнаружите некое сходство с Великим Мухасранском. Но это только на первый взгляд.
Если народ живет в грязи и нищете, это совершенно не значит, что об одной из трех столиц совсем нечего рассказать.

Где мы были, мы не скажем,
А что делали, покажем.

Для начала я отведу вас в парк Маха Бандула, героя англо-бирманской войны, генерала, погибшего в бою. Центральной фигурой этого места является белая 46-метровая стелла за Независимость, установленная на месте памятника королеве Виктории. Викторию смвергли с пьедестала после того, как английские символы власти перестали быть популярными в этой стране.


Вы не поверите, но это вот оказалось штыками. Большой в центре олицетворяет страну, а пять мелких вокруг - народы. Мне осталось непонятным, почему штыков всего пять, а народностей, заселяющих Мьянмар 120. Ну, видимо, таков удел малых народностей - ассимилироваться в титульных нациях.

На подступах к Независимости стоят львы.
Львы - часть охранной системы местных святынь. Полурябчик-полуконь Полулев-полусобака, помесь таксы с мотоциклом - это та еще ледянящая душу история. В давние времена на востоке зоофилия не считалась извращением, и одной принцессе лев приглянулся настолько, что она на нем женилась. Видимо, были у льва преимущества перед человеком. От этого брака родился мальчик, который впоследствии убил своего папашу. Триллер. Отлученный от тела лев (похоже, достоинства со временем поблекли), стал из гадости слегка мстить бымшей супруге и ее стране. Ну, мальчик и решил постоять на страже закона. Когда же узнал, что прибил родного папашу, он во искупление греха отцеубийства сваял статуй льва-чинте, который каким-то боком размножился и хранит если не все, то большинство храмов Мьянмара. Ну и тут тоже ажно 4 штука на боевом посту.


Как оказалось, деньги на прошлые и настоящие монументы этого парка выделила армянская община Янгона. Оспаде, а армяне-то здесь откуда взялись? Или армяне, как и евреи, везде.
Если встать к стелле минусом, а к городу плюсом, то видна самая старейшая пагода в стране - Суле, построенная где-то как-то вокруг 500 года до н.э.
У буддистов все через жопу, даже еще более через жопу, чем у нас, евреев. Если у нас понедельник начинается в воскресенье, то у бирманских буддистов еще чудесатее. У них восьмидневная неделя. Это получается за счет среды, поделенной на полупам. И не надо искать логику там, где она не соответствует логике западной цивилизации. Только могу повторить старый мем, "Восток - дело тонкое, Петруха!"


Вот по этой самой восьмидневной причине постамент пагоды имеет восем углов. По дню на каждый угол. Зачем? Нельзя понять непонятное...
Пагода названа в честь некого не то джинна, не то человека Суле Бо Бо Джи. Суле каким-то третьим оком провидел, что на этом месте должен храниться один из волосиков одного из будд, и люди народности мон в это верят. Про остальных не знаю. О волосках Гаутамы я расскажу чуть позже. Но, похоже, вся эта восьмидневная неделя и восьмиуголный постамент Суле имеют отношение к тем самым 8 волоскам Гаутамы.
И да, буддистом Суле Бо Бо Джи стал намного позже, когда Четвертый Будда (будду выбирали после смерти предыдущего по определенным признакам) обратил его в истинную веру, запретив жрать слонов, коими Бо Джи питался до момента обращения.
Подробнее вы можете прочитать у Ирины Афремовой, которая проделала титаническую работу по розыску фактов и легенд.
https://www.facebook.com/irina.afremova/posts/2618514174954846
Чуть дальше за Сулой располагается янгонский белый дом, то есть мерия под названием Сити_Холл. Здание построили англичане в 1925 году по всем законам аглицкого градостроительства. Однако, с обретением независимости, здание обрасло бирманскими символами в виде львов, драконов и прочей фауны.


Свято-Троицкий собор в Янгоне принадлежит Англиканской церкви. Епархия архиепископа Стивена Чем Минт Оо. Судя по имени, он имеет и английские и бирманские корни. Сейчас церковь носит название Церковь провинции Мьянмар. Вообще, у англиканской церкви в Мьянмаре длинная история, естественно, уходящая истоками к началу британской экспансии юго-восточной Азии. Но рамки данного отчета не позволяют мне в нее углубиться. Иначе, мне никогда этот отчет не закончить.


Здание Верховного апелляционного суда Мьянмара.


Брожение по Скотт-маркету, названному в честь инициатора постройки этого рынка чиновника английской администрации Гэвина Скотта, дало мне представление о масштабах залежей камней в недрах этой дивной страны. Основная специализация бирманскиой ювелирной проьышленности - рубины и сапфиры. Причем, рубины высокого качества, лучше южноафриканских. Да и сапфиры бесподобные. Кроме драгоценных камней, здесь добывают мрамор, жадеит и нефрит. Я так полагаю, другие драгоценные и полудрагоценные камни тоже есть, но эти основные. Ну и, естественно, золото и серебро. Мой муж пополнил свою коллекцию каменными яйцами и камнями. С кусочком мрамора у нас случился казус на таможне при выезде из страны. Камень был куплен в Мандалае, но не суть. А суть в том, что таможенные правила Мьянмара не разрешают вывозить драгоценные камни (рубины и сапфиры) без сертификата из магазина. Купленный нами на рынке кусок мрамора, сертификата не имел. Ну и... На белом мраморе были красненькие вкрапления, оказавшиеся рубиновыми. Во-первых, отыскивая именно этот камень, вытряхнули все. Во-вторых, потребовали сертификат... Правда, после переговоров с гидом удовлетворились другой бумажкой, к делу не относящейся.



По четвергам на волю выпускают из монастыря девочек-монашек. Нам повезло увидеть их на Скотт-маркете, просящими подаяние.




В 1948 году рынок переименовали в Боджок Аун Сан зэй в честь убиенного Аун Сана, о котором я рассказывала в первой главе.

И всюду куклы-марионетки в человеческий рост и выше. На рынке, в лавках, везде. В ресторане нам даже некое действо-спектакль предъявили.





А кстати, Ганеша (не путать с ганашем, который крем)- полумальчик-полуслон, олицетворение терпения и благополучия. Бог низшего сословия, сын Шивы.





Историю бирманского театра марионеток вы можете прочесть у Ирины Афремовой. Там вам и марионетки и история в одном флаконе и чудесном изложении.
https://www.facebook.com/irina.afremova/posts/2629493303856933

ЛЕЖАЧИЙ БУДДА
Каждый турист желает знать, где лежит будда. Палитру я испортила, но красок добавлю.
Теперь я знаю, что Будда лежит в пагоде Чаутхачжи пайя в Янгоне.

Лежит будда вовсе не от того, что он помер, а потому что оне в нирване, которая, типа, состояние чистого и наивысшего блаженства.
И тут во мне совершенно безвоздмездно родилось... короче, Остапа понесло.

Пытаясь испытать нирвану,
Заснул я в ванне.

Мы спросили у козла и у барана,
Что те думают по поводу нирваны?
На ответы не хватила зла,
Но баран ответит за козла.

Статуй вполне себе никчемно и очень долго валялся в джунглях, пока англичане не решили прокласть, в смысле проложить, через те джунгли железную дорогу. Начали бурить туннель и сделали Будде минет. Случайно попали буром ему в рот.
Достали, почистили, облагородили. Обогрели, приласкали... но положили как-то не так. Да и морду его слегка перекосило от злости. Поэтому, кажется, в 1965 году бирманские мастера сваяли нового-старого Будду, лежащего удобно, и от того добродушного.
Зато теперь его без стыда за свое божество можно показывать туристам за большую денужку. Ну и поклоняться само собом.
Почему-то вспомнился тост-притча.
Once upon a time... жил могущественный шейх. Однажды он разгневался на джинна и заключил его в амфору.
Лет этак через 3000 колхозница тетя Надя ковырялась в земле на своем персональном огородике в надежде посадить и вырастить что-то съедобное.
Вдруг тюк, лопатка на что-то наткнулась. Вытаскивает Надя кувшин и, естественно, вынимает из него пробочку.
Над кувшином вьется дым,
Из кувшина вылез джинн.
- Спасибо тебе, уважаемая колхозница Надя - говорит джинн. - Я сидел в заточении 3000 лет, за каждые 100 лет я должен исполнить по одному твоему желанию, итого 30. Привалило тебе! Загадывай, все исполню.
Подумала Надя, подумала и говорит,
- Вот на хрена мне 30 желаний? Ты лучше 30 раз одно мое желание исполни!
Начал джинн исполнять и на седьмом разе помер. Так выпьем же за то, чтобы наши желания совпадали с их возможностями.
Да, Будда большенький такой, 55м Х 15м.



Лежит наш Будда
В златО одетый,
А возле Будды
Стоят кадеты.
Ну, кадеты - не кадеты, И не стоят, а сидят в разных позах маленькие будды. Ручки в бок, ручки вниз, пальчик так или сяк. Каждая поза что-то обозначает.


Все в пагоде Чаутхачжи пайя, а особенно стопы Лежачего Будды, имеет сложнейшую топологию, в которой отразилось житие и предназначение Будды.
Предсказание великих деяний навеки отпечаталось на буддиных ступнях.


А вот картины на стенах пагоды повествуют о бытие досточтимого персонажа. Похоже, и в буддизме бытие определяет сознание.




Сама пагода тоже необыкновенна красива. Ее уже потом построили в качестве величественной усыпальницы для Будды.



Ну так, чуток, для общего представления.



А лежачих будд до хреновой матери по всему Востоку. В Бангкоке тоже лежит.

ШВЕДАГОН
Шве - по-бирмански золото. Поскольку золотом покрыты многие пагоды, то они часто имеют в своем названии слово "шве" или золотой.
Город Янгон несколько раз менял свое название. Я уже писала, что если евреи имеют пристрастие к перемене мест, то бирманцы к смене названий городов и страны. Первоначально это место называлось Оуккала, с одиннадцатого века Дагон, потом Рангул, а сейчас Янгон.
Если все-таки вкратце, то два местных купца, гуляя по Индии повстречали Будду Гаутаму.


В порыве божественной страсти бирманцы наклеивают на него золотые бумажки, поэтому к нему не пробьешься.
Так вот, дабы достичь просветления прижизненной нирваны, Гаутама 6 лет провел без еды и питья (наверняка жрал, пока никто не видел). При встрече с бирманскими купцами он выдрал из своей шевелюры 8 золотых волосков и отдал им для того, чтобы они пристроили эти волоса в провиденном им месте. Купцы поперли эти волосы домой. По дороге их дважды обокрали. Два золотых волоса спер некий король, а два - повелитель драконов. Остальные донесли до цели. Не знаю, есть там под Сулой волос или нет, но основным местом для их хранения повелитель небес Сакка указал то, на котором впоследствии и возвели Шведагон или "Золотой Дагон". По бирманской логике я бы переименовала Шведагон в Швеянгон. Но нет...
Ну, что вам рассказать про Шведагон? Это вам ЗРЕЛИЩЕ необыкновенной мощи и красоты. После него уже было очень сложно оценивать увиденное далее.


(с) Фото из интернета.
Комплекс включает в себя 64 маленькие ступы, украшенные золотом и драгоценными камнямим, и большой, 98-метровой. Форма ступы напоминает перевернутую чашу для подаяний, с которой просят милостыню монахи. Или наеборот, чаша длшя подаяний сделана в форме ступы.
На облицовку центральной ступы один из королей государства пожертвовал 3 собственных веса золота плюс вес своей жены. (Спрашивается, сколько весила его жена?). Один из последующих королей, решив переплюнуть не то папашу, не то деда, отдал и того больше. На ее шпиле установлен бриллиантище весом 76 карата. Кроме того, верх ступы украшают еще 5500 брюликов поменьше, а также 2000 рубинов, сапфиров, изумрудов и прочих драгоценных каменьев. Количество камней и их вес варьируется в зависимости от источника, так что не придирайтесь к словам. Подходит слово "очень много". Шпиль еще увешан звенящими на ветру колокольчиками, но я их не разглядела. Не орлиное у меня зрение, да и сама я не орлица. Зато есть фото шпиля. Говорят, в лучах солнца или прожектора можно увидеть блеск драг.камней.



А народ в нищете... Ради всего святого, накормите этих людей, отберите у них наркотик и заставьте, наконец, работать!

Главная ступа.


Кроме того, Шведагон охраняют шаловливые духи, которым благодарные бирманцы приносят покурить и оставляют у статуй. Ну, чтобы духи побаловались.


В итоге в пагоде Шведагон содержатся реликвии не только Гаукамы, но и еще трех будд.
Посох Какусандхи, водяной фильтр Конагаманы и часть туники Кассапы, про которые я ни слова не нашла, кроме упоминаний.
Мы приехали туда специально в предзакатные часы, чтобы увидеть комплекс во всей красе: до и на закате.
Я понимаю, что наш глаз режет такое количество слитков золота-каратов.
Мы ж как привыкли?
Стоит статУя в лучах заката,
А вместо хуя у ней граната.

Простенько и без затей. А тут такое богатство. И тем не менее, монументальное вывеличие поражает воображение. Да и работа уникальная.

Это образчик шанского народного зодчества. Резьба по дереву.










Вот опять лев на страже.










Закатный Шведагон еще красивее дневного.










КОЛОКОЛ ДХАММАЗЕДИ
Король Дхаммазеди, царствовавший в середине 15-го века, приказал провести перепись населения. Проводившие перепись чиновники до кучи еще и стребовали с народа бабки. Дхаммазеди, мягко говоря, не одобрил несанкционированные поборы. Дабы ублажить разгневанного короля, решили на эти средства отлить колокол.
Однако, предсказание астролога было неблагоприятным для колокола. Астрология - наука точная. И по ней вышло, что работы по отливке начались во время тлетворного влияния на страну созвездия Крокодила. Слушайте, а где это созвездие? Что-то я о нем ничего не слыхала... Так вот, астрологи предсказали, что звучать сей струмент не будет.
Кстати, звучал этот колокол так себе, хотя на него и пошло почти триста тонн серебра, золота, меди и олова. Инкрустирован он был изумрудами и сапфирами. Размеры колокола 6 Х3.6 метров. Что сказать, неплохие подати содрали чиновники с населения!
В конце 16-го века сюда заявился португальский авантюрист Филипе де Бриту-э-Никоте. При поддержке португальского правительства он возглавил войнушку араканской части бирманцев против тогдашних правителей Бирмы. Победив, он стал наместником араканского короля в Дагоне. Утвердившись в должности, эта тля поперла араканского короля мешалкой по гениталиям. Де Бриту объявил очередную независимость от араканского короля. Независимостью это назвать сложно, поскольку он передал бразды правления вице-королю Португальской Индии Айресу де Салдана.
Короче, к колоколу это имело весьма опосредованное отношение - его было решено переплавить на пушки. Для этого колокольчик весом почти в 300 тонн потащили на плоту через реку Янгон. Не удивительно, что плот перевернулся, а колокольчик утоп.
Когда статус кво восстановился, и Де Бриту казнили, достать колокол из реки не получилось. Да и до сих пор так и не удалось.
Бирманцы не успокоились и отлили другой колокол, 23-тонный Сингумин. Ну, попроще конечно, но тоже не просто так. В 1825 году англичане положили на него глаз и решили вывезти из Шведагона в Калькутту. Авотхрен! Он тоже утоп. Британцы отказались от притязаний на Сингумин, а бирманцы смогли достать его со дна, подложив под него бамбуковые бревна. И отнесли обратно в Шведагон, где он и находится.


По периметру платформы главной ступы комплекса Шведагон установлено 8 (по дням недели, помните?) храмов. Каждый должен знать день недели, когда он родился. А у каждого дня есть свой нат (тотем), покровитель. Если его задобрить, то он выполнит твое желание.
Мое еврейское счастье было родиться в тот самый 8-й день, то есть, в среду после полудня. И своего ната, слона без бивней, я так и не нашла. С бивнями сколько угодно, а без бивней нет. Так что полить нат водичкой мне не удалось, и желание я не загадывала.
Где уж нам уж
Выйти замуж,
Мы и так уж,
Как-нибудь!
Вот на этом фото видно, как кто-то собирается удобрить своего ната.


(с) Фото интернет.
Че-то притомилась я, ребяты! А материала еще валом. Ждите и следите за моей рукой.

Мьянмар, путешествия

Previous post Next post
Up