НЕИСТОВ И УПРЯМ. ЧАСТЬ 1. НЕИСТОВ И УПРЯМ. ЧАСТЬ 2. НЕИСТОВ И УПРЯМ. ЧАСТЬ 3. 3. КАМБОДЖА
Я покидала Сингапур с глубоким сожалением. Уж на что я свободолюбивое животное, но мне показалось, что не будь у меня МОЕЙ СТРАНЫ, я смогла бы там жить. И это чувство сильнее, чем то, что охватило меня в Португалии.
Мало мест на земле, которые оказали бы на меня вот такое действие.
Прожив полжизни в России, я так и не научилась ее любить и полностью понимать. Поверьте, я побывала кое-где в мире. Да, интересно, да, красиво, да, высокий уровень жизни... Поехать посмотреть, впечатлиться архитектурой, музеями, жрачкой и шматьем в конце концов (ничто человеческое мне не чуждо). Но жить? Нет. Не смогла бы. Я не знаю, как, но Сингапур перевернул мое сознание, поставил с ног на голову все мои представления о том, как правильно должен быть обустроен мир. И я понимаю, что несбыточно, но я бы хотела поехать туда на подольше. У меня создалось впечатление, что вот такой почти коммунизм не сможет длиться долго. Человечество просто не готово к подобному образу жизни. Первой моей мыслью было, вот бы нам, в Израиль, такую чистоту, порядок и благоденствие. А второй... ни хуя не получится. Для этого мы не достаточно азиаты, мы не сумеем соблюдать все заветы гения Ю Кван Ли, а без этого, какк ни крути, получится "Квартет". Попробуй заставить всех поголовно израильтян не плевать на улицах, не бросать окурки мимо урны, не ездить, как ненормальные, не подрезать, не стоять посреди перекрестка, собирать говно за своими собачками и не открывать дверь в стоящую рядом машину. Попробуй, а я посмотрю и тихонько похихикаю в кулачок.
Мы тоже азиаты, но совершенно не такие, как японцы или сингапурцы, не умеем подчиняться и ходить строем. Кстати, японцев люто ненавидят практически на всем Дальнем Востоке. Они во многих местах потоптались от всей своей японаматерной души. Но умные. Всего пары американских бомб хватило, чтобы они сменили милитаризм на созидание и творчество. Вот бы наши двоюродные поучились.
Не могу удержаться, прислали чудную презентацию Сингапура.
https://drive.google.com/file/d/0B5P3JWshAJlwbzdNdVhGLW9BVnBiN0RUZWQ0aUdpWUl4VmQ4/view?usp=sharing Ладно, это было лирическое отступление.
А теперь Камбоджа.
Мне было жутко интересно. Наша дочь вернулась из шляний по этому региону влюбленной в Камбоджу и камбоджийцев. Она целый месяц промиссионерствовала в глухой камбоджийской деревне, обучая тамошних детишек английскому языку и полюбив их при этом всем сердцем. А любовь моего ребенка не так просто завоевать.
Итак, мы перелетели из самой развитой и богатой страны на востоке в самую бедную и отсталую. Выходим на паспортный контроль и... А вот еще картиночка, достойная пера, малюточка сардиночка насилует кита. Не уверена, что я когда-то охуевала сильнее. Мы были подготовлены и имели с собой фотографию и наличные без сдачи для оплаты визы. Сдачу в Камбодже вообще давать не очень любят. Свою валюту тоже. Принимают доллары, поэтому надо иметь мелкие деньги. Но у нас с собой было.
Так вот, картина, представшая перед нашими глазами, достойна целой главы. Представьте себе огромный угловой дальпак. За ним располагаются человек 20 пограничников или таможенников - морды чайником. Ты отдаешь свой паспорт и бабки первому, а дальше они идут по рукам остальных чиновников, причем, каждый вносит в них какую-то свою лепту-закорючку. У последнего чиновника все уже перепутано. Читать по-аглицки они не умеют, поэтому раздать паспорта по назначению задача на уровне всемирной математической олимпиады. А уж время жрет просто и ртом и жопом. Я было полезла за мобильником, но мне быстренько объяснили, что фотографировать запрещено. Так что, верьте мне, люди, на слово!
А вот и доказательство. Не все такие послушные, как я.
(с) Фото Р.Марков
Ну, вы поняли, что вся эта толпа обслуживает одного клиента. Правда, не видно того, что за углом. Там начало этого дальпака.
Как-то так получилось, что мы с Мишкой (я подумала, что все прошли) выскочили из аэропорта первыми. А обратно хрен. Кое-как показала знаками, что мы тут вот, и чтобы не искали. И пошла курить. В благословенной Камбодже курить можно где попало, но я, вкусившая синготреннинга, отправилась к урне, где мы мило поболтали с местным мужичком, пришедшем встречать родственников. Мой английский на его английский породил отличное понимание в общении на ограниченные темы. Кроме прочего, он мне сообщил, что нам несказанно повезло с погодой. Гриль закончился и снова начнется через неделю. И действительно, погода была чудесная, что большая редкость для этого региона. Обычно там 35 с дождем или 35 без дождя, но влажно, как при дожде. Мы же получили 26-29, вполне терпимую влажность и прохладные вечера.
Прибыли мы в городок Сием Рип с целью посмотреть на камбоджийские храмы и капельку познакомиться с культурой.
Гостиница в Сием Рип очень милая и симпатичная, сервис нормальный, а мальчики на рецепшене подскакивают при нашем появлении и рысью бегут открывать дверь. Плохо только, что в холле воняет какими-то мерзковониями. Может, от комаров?
Кхмерское государство существует с I века нашей многострадальной эры. И было оно самым богатым, большим и могущественным в регионе. Расцвет Кхмерской империи или Ангкорского государства пришелся на IX-XIII века. Государство со столицей в городе Ангкоре включало в себя территории современных Камбоджи, Таиланда и Лаоса.
Постепенная потеря могущества привела к тому, что в 1353 году Ангкор пал под напором тайской армии (тогдашнее государство Аютия). Город столько раз захватывался и переходил из рук в руки, что столицу перенесли в Пномпень, а Ангкор постепенно хирел, пока не преваратился в исторический центр.
Постоянные междоусобицы с Аютией (Сиамом, который в последствии превратился в Тайланд) и Дайвьетом (Вьетнамом), оттяпывающими у Камбоджи территории, привели в конце концов к тому, что король попросил защиты и помощи у французов. Все мы знаем, где бывает бесплатный сыр. Франция взяла Комбоджу под свое крылышко отнюдь не бескорыстно. Альтруизм в нашем мире вообще не в почете. Цена защиты - потеря независимости. Так Камбоджа стала лягушачьей колонией, стыдливо называемой французским протекторатом. Однако, кое-что хорошее от французкой помощи все-таки было. А именно, отмена пожизненного рабства, появление законодательных органов и развитие рыночной экономики. Правда, все ресурсы от налогов, как понятно, французы сосредоточили в своих лягушачьих лапках, и король оказался в полнейшей финансовой зависимости от франзузской администрации.
С 1897 года король по факту перестал быть главой государства, оставаясь им номинально. Единственная функция, которая ему была оставлена, это управление буддийским духовенством. То есть, де юро - король, де факто - дерьмо в проруби.
Постепенно французская администрация стала вводить элементы демократии. Теперь-то, особенно отчетливо после Сингапура, мы понимаем, что демократия - это палка о двух концах. В Камбодже она поспособствовала появлению коммунистической партии со знакомым сценарием борьбы рабочего класса за социальную справедливость.
Вторая Мировая сильно поколебала позиции Франции на Востоке. Японцы тут же всунули ножки и в камбоджийские сапожки. С 42 по 45 годы французам было не до Камбоджи, поэтому японцам никто не мешал делать тут топ-топ. Однако, топ-топ, но после поражения Японии во Второй Мировой Войне уже перетоптались, на сцене снова появились французы.
Тем временем, посаженные еще до войны демократические всходы, пробились наружу в виде прокоммунистического партизанского движения
Кхмер Иссарак, бодавшегося с лягушатниками до ноября 1949-го , когда Камбоджа высвистала себе независимость, тем не менее добровольно присоединившись к
Французскому союзу.
Французы, типа, ушли, а в стране типа воцарился бардак. Коммунисты у власти, монарх при них, а в оппозиции националисты, создавшие на территории Тайланда боевую антикоммунистическую организацию
Кхмер Серей.
В результате конформистской политики царствовавшего в то время не то королька, не то все еще принца Народома Сианука между националистами и коммунистами произошло замирение, Народом отрекся от престола, а французам окончательно дали под зад коленом. Сианук, однако, еще лет пять правил в качестве главы кабинета или что-то в этом роде. Но, похоже, кхмерам никогда не везло с правителями. Завирально-эклектическая идея Сианука создать в Камбодже национально-буддистский либеральный монархический социализм (звучит угрожающе нелепо) привела к нестабильности и частой смене кабинета.
Несмотря на то, что первая попытка государственного переворота в 1959 году оказалась неудачной, переворотные всходы попали на благодатную почву.
Катализатором стала Вторая Индокитайская война. Это название объединяет три различные войны - Вьетнамскую войну, гражданскую войну в Лаосе и гражданскую войну в Камбодже. Ее можно определить, как борьбу местных правительств Южного Вьетнама, Лаоса и Камбоджи (при поддержке США) против местных коммунистических повстанцев (при поддержке Северного Вьетнама, Китая и СССР). Лично я имела некоторое представление о всех этих событиях в основном в свете войны во Въетнаме. Как выясняется, эта война была гораздо масштабнее, но сейчас в общем-то не она является темой моего рассказа. Так вот, Сианук (1966 год) заключил с Китаем, поддерживавшим Северный Вьетнам в войне, соглашение о присутствии северовьетнамских войск в Камбодже, что фактически нарушило нейтралитет Камбоджи, через которую по так называемому "пути Сианука" осуществлялось снабжение коммунистических сил, задействованных в войне. Тем самым, как показали последующие события, он попросту отстриг тот маленький сучок, на котором и так едва держался.
Новая вспышка гражданской войны в этой многострадальной стране произошла после победы правых в выборах в Национальное собрание. И тут на сцену выступили (вы, наверно, уже заждались) Красные Кхмеры, возглавляемые коммунистами вооруженные повстанческие отряды. И снова гражданская война.
Пытаясь быть, как говорится, и нашим и вашим, Сианук сам вызвал государственный переворот, возглавляемый премьер-министром Камбоджи Лол Нолом. Он запретил партизанам переправлять через Сиануквиль оружие и боеприпасы. Одновременно потребовал от северных вьетнамцев выйти вон. Только силы не рассчитал. Несмотря на американскую (400 убитых) и южновьетнамскую (800 убитых) поддержку, Красные Кхмеры при поддержке северовьетнамской армии (13 тысяч убитых и попавших в плен, но кто ж их считает...) одержали победу. Таким образом, в 1975 году Кхмерская республика прекратила свое существование, а на ее месте родился монстр под названием Демократическая Кампучия.
Начался обратный отсчет. 1975 год был объявлен нулевым.
Сианука, типа, вернули в кресло, однако, власть полностью перешла в руки к диктатору Пол Поту, начавшему строительство коммунизма с восточным уклоном в одной отдельно взятой несчастной стране.
Заебу, замучаю,
Как Пол Пот Кампучию.
Поначалу Советы очень даже поддержали революционную Кампучию. В советской прессе Пол Поту пели дефирамбы, приглашали в Москву и обещали всяческую помощь. И готовы были ее оказать, как оказывали другим революционным режимам для поддержания коммунистической идеи. Но очень скоро заткнулись, и молчок.
Помощью своей Советам велели подавиться, а сама Кампучия отгородилась от всего мира не то, что железным, стальным занавесом. Некие контакты поддерживались с весьма ограниченным кругом стран, а именно, с Китаем, Албанией, Северной Кореей и малек с Румынией и Францией. И ага..
Самое смешное, что Режим красных ублюдков был признан ООН. Впрочем, чего ждать от этой организации...
Имена и портреты руководителей страны (
Пол Пот - официально Брат № 1,
Нуон Чеа - Брат № 2,
Иенг Сари - Брат № 3,
Та Мок - Брат № 4,
Кхиеу Сампхан - Брат № 5) держались в тайне от населения.
За неполных четыре года своего существования режим умудрился убить более 200 тысяч и оставить инвалидами 142 тысячи человек. Итог правления этих бандитов исчислялся не только безумными человеческими жертвами, замученными с изощренной жестокостью, но и полным экономическим крахом и абсолютно истощенным населением. Варварским режимом было разрушено более 600 тысяч зданий, из них около 6 тысяч школ , около 1000 больниц и 1968 храмов, часть которых использовались в качестве складов, тюрем и помещений для скота. С какого-то перепуга, а может по своей бандитской сучности, эти уроды уничтожили скот и сельскохозяйственную технику. Короче, в рекордный срок более менее нормальное государство оказалось лежащим в руинах.
Пол Пот считается одним из самых кровавых диктаторов прошлого столетия.
Видимо, он был способным человеком, этот восьмой ребенок в крестьянской семье, поскольку получил грант на обучение во Франции в Париже. Его бы энергию, да в мирных целях, но именно во Франции он приобщился к марксистскому движению и добрался по карьерно-партийной лестнице до генерального секретаря партии. Именно тогда Салор Сар и превратился в Пол Пота, что является сокращением от французского «politique potentielle» - «политика возможного».
Мы рождены, чтоб сказку сделать былью...
Сказка, однако, превратилась в весьма страшновастенькую быль. Рядом с восточным тираном слава Сталина блекнет.
Начал он весьма скромно, выселив городское население в деревню в связи с "американской угрозой" (ой, американская угроза чтой-то мне напоминает) и уничтожив всех чиновников и военных, служивших прежнему режиму. Религию запретили, а монахов пустили на мыло.
Строительству светлого будущего по-полпотовски достаточно было всего лишь миллиона преданных коммунистов. Осталные шесть с лишним, не особо преданных режиму, стали не нужны. Со всеми вытекающими...
Вся страна была превращена в трудовые сельхозкоммуны, в которых работали по 20 часов в день на высаживании риса. Детей вывозили в концлагеря, где им прививали любовь к действующему режиму и самому Пол Поту и ненависть к родителям.
Подростки подлежали мобилизации в армию красных ублюдков. Их наделяли властью, подкрепленной оружием. Этот полпотюгенд надзирал за работой на плантациях, осуществлял пытки и казни.
Медицина и образование были ликвидированы, как класс. Режим ввел запрет на все иностранное. На деньги, кстати, тоже. Зачем при коммунизме деньги? Писать разрешалось только партийным функционерам и только указы. Даже очки оказались признаком неблагонадежности, а их обладатель подлежал расстрелу. Смертная казнь за все, от воровства до несанкционированной беременности. Геноцид всего некхмерского населения.
Я не знаю, сколько бы это могло продлиться. Например, советский режим продержался довольно долго, да и вернулся в не самом лучшем своем проявлении. Красным ублюдкам Кхмерам мало было крови своего безответного народа. Все подобные режимы имеют имперские амбиции, а кроме того, война это чудесная прачечная-хуячечная, и нет лучше способа для отмывания бабулек, чем война. Короче, начиная с мая 1975 года эти безумные краснопопые дебилы устраивали множественные пограничные провокации. Темпы росли, а когда в 1978 году они уничтожили целую деревню, около 3000 жителей, вьетнамцы сначала потихоньку дали по носу зарвавшимся кхмерам. Когда же и это не помогло, вошли на территорию Кампучии и дали Пол Поту под зад коленом вместе со всем его режимом.
Камбоджийцы были и до сих пор рады освобождению. Их сердце сжирает лишь одно - так сильно желаемое освобождение пришло от рук ненавистных вьетнамцев.
Пол Пот бежал с остатками своих приспешников и укрылся в деревне в джунглях, пытаясь организовать сопротивление. Однако, попытка не удалась, вьетнамцы - серьезные вояки. Это вам не собственный народ гнобить!
Вьетнамское присутствие продолжалось на камбоджийской земле еще лет 10, а мирный договор между Красным отродьем и действующим правительством Камбоджи был подписан только в 1991 году. При этом, Пол Пота не повесили за яйца, как он того заслуживал, а поместили под домашний арест, где он тихо помер через год или чуть больше. Говорят, при загадочных обстоятельствах, не говорят, при каких.
Но еще более удивительно, что остатки Красных Кхмеров умудрились создать оппозиционную партию. Правда, после смерти Брата № 2, ошметки оппозиции из числа Красных Кхмеров были арестованы.
За сим, краткий экскурс в историю можем считать законченным, а мы перейдем к впечатлям.
Что вам сказать? Бедность в Камбодже ужасная. И очень неприятно, что они посылают детей просить милостыню. А с другой стороны, когда внутренности сворачиваются в трубочку от голода, все более-менее легитимные средства выживания хороши.
И тем не менее, они очень стараются заработать. На сегодняшний день достаточно большая часть шматья, продаваемого в Европах и по всему миру, шьется именно в Камбодже. На рынке в Сием Рипе можно купить вполне пристойные и дешевые хлопковые шмотки, а штанцы Колумбия, которые у нас стоят 500 шекелей, разве что найдете по скидке за 300, там можно купить за 16 баксов. И не волнуйтесь, я потом не поленилась проверить. Один в один.
Какие-то свои деньги там есть, но никто не заморачивается их обменивать. Везде принимают доллары, поэтому надо наменять много мелких, и будет вам щасте.
Я не ожидала, но сервис вполне приличный. Скромный, но вполне... Еда никакая, но не противная.
Все время в Камбодже лично я, и не одна я, маялась животом. Похоже, это не еда, а вода. Хотя из крана мы не пили.
Городок Сием Рип превратился из провинциального захолустья в туристический город-праздник.
Эти свисающие электропровода мы впервые увидели здесь. В Тайланде то же самое.
Сюда слетаются со всего света, чтобы посмотреть на развалины древней столицы Ангкор и на храмовые комплексы вокруг Ангкора.
Хотела уместить всю Камбоджу в один пост, но не получается.
Так что, следите за моей рукой, если еще не отсох интерес.
This entry was originally posted at
http://ya-tanechka.dreamwidth.org/495956.html