1. СТАРЬЕ БЕРЕМ И ШПАГИ РАСЧЕХЛЯЕМ
Песня горячо любимого мною Юрия Аделунга наиболее точно описывает наше состояние в последнее время.
Click to view
В Европе Дунька уже была. Впрочем, в обеих Америках, Азии и даже в Африке тоже.
Но тут нам сделали предложение, от которого мы не смогли отказаться. Забыв о болячках и преклонных годах, буквально заголив зад и сломя голову, мы помчались на кудыкину гору.
Давай команду, капитан!
Со всей дури заплатили бабки, и только потоооом...
Алеф. Нас начали пугать мошкой и горняжкой, экстримом и прочими измами.
Бет. И тут еще до полной кучи мамка схватила уросепсис. Развлекаясь с мамо в больничке, уже я поимела (или меня поимел) сильный простудифилис, переходящий в бронхитис. Я естебственно заразила Мышку, у которого моментально захрипело в том месте, где у людев легкие.
Но поезд ушел, бабки уплочены, значит, едем, предварительно нажрамшись антибиотиков. Вот точно, как говорила моя бабушка, с козАми на торг.
На легком пару,
В холод и жару!
Не веря в муру,
Сдуру в Перу.
И вот, практически не приходя в сознание, мы очутились в Лиме.
Группа - душеведы-психиатры составляют большинство. Может, и не большинство, но держатся кучно.
Не в обиду будь сказано, но вертится на языке...
Долго поживши, однажды я заметила,
Больной любит лечиться, а доктор лечить.
Скольких эскулапов в своей жизни встретила,
Мне давно пора уже орден получить.
Психиатры любят собираться в стаю,
Впереди главный - стать его видна.
В детстве я не верила, что психом стану,
Столько душеведов, а я совсем одна.
Ах, детские сны мои, какая ошибка,
В каких облаках я по глупости плыла!
У природы на устах коварная улыбка,
Ни хрена в той жизни я не поняла...
А псих в одиночестве гуляет кругами,
Он ценит одиночество превыше всего.
И его так просто взять голыми руками,
Скоро нас повыловят всех до одного.
Когда ж нас всех повыловят, настанет эпоха,
Которую не выдумать и не описать.
С психом - хлопотно, с психиатром - стремно.
Нужно что-то среднее, да где ж его взять?
Психиатром быть выгодно, да очень не хочется.
Психом не выгодно, и кончится битьем...
У природы на устах коварные пророчества.
Но может быть, когда-нибудь к среднему придем?
(с) Перефраз Б. Окуджавы
По крайней мере, лечили нас не только и не столько от душевных напастей, а скорее от прочих случившихся хворей. И свой кардиолог тоже не лишний в нашем-то возрасте. Короче, остальная неорганизованная часть группы была обеспечена врачебной заботой. Так что, мы живы и почти здоровы - спасибо докторам!
Наш групповод - замечательный парень Леня Борин, получивший по молодости лет (для нашего контингента) прозвище "сын полка".
Местные экскурсоводы имеют лицензию только в определенном округе. Это и хорошо и плохо одновременно. Если попадется хороший экскурсовод, то ты кум королю в данном департаменте. А если нет? Тогда есть шанец получить кого-то классного в другом округе.
Экскурсовод в Лиме оставляла желать. Группа попросила ее заменить, когда вернемся в последний день в Лиму. Нашу просьбу удовлетворили. Мой муж посчитал это изощренной местью компании. Вторая была ничуть не лучше. Но ее и винить сложно. Девочка только 2 года живет в Перу. Успела выучить всего одно слово - "конкистодорцы". Высшее гуманитарное образование... Эмигрантцы с бымшей родинки, мать вашу...
Короче, Лимы мы практически не увидели.
И да, чтобы дважды не вставать, сразу прошу прощения за поганое качество фотографий. Мой дорогой муж где-то пролюбил фотоаппарат, а из меня, как вы знаете, фотограф, как из говна пуля.
Но уж коль пошла такая пьянка, режь последний огурец.
Начнем с того, о чем нам поведали весьма неотчетливо. Без ложной скромности постараюсь, насколько это возможно, упорядочить некую сумятицу сведений и впечатлений.
2. Республика Перу.
Название страны происходит от реки Пиру, что на языке местных индейцев означает «река».
На самом деле, индейцами жителей этой страны можно назвать весьма условно. Большая часть населения почти 14 млн. человек зовется Ке́чуа (кечуа Qhichwa runa) и является наследником культурной традиции государства инков Тауантинсуйю. Кечуа составляют практически половину жителей Перу.
По большей части это метисы, поскольку на этой территории хорошо потоптались испанцы, ага, те самые "конкистодорцы". Испанские католики не только оставили тут свои гены, но и язык и религию. Кечуа приняли Христа на голубом глазу и практически не приходя в сознание от нахлынувших на них перемен. Приняли-то приняли, однако приспособили к собственной культуре способом, который я бы охарактеризовала выражением "Не пришей кобыле хвост". Но об этом малек позднее.
Живут в Перу и прямые потомки испанцев - креолы, но их значительно меньше.
Республика Перу имеет президентское правление и разделена на 25 департаментов. Валюта для нас очень удобная. Соль чуть чуть не дотягивает до шекеля. В бакс помещается приблизительно 3.2 соля.
Несмотря на то, что перуанцы избавились от испанского ига 28 июля 1821 года, государственным языком так и остался испанский.Все живущие тут племена, включая Кучуа, имеют свои собственные языки, однако, пользуются ими в основном сельские жители.
Сегодня в Перу новый президент Мартин Альберто Вискарра Корнехо, сменивший на посту обвиненного в коррупции или, как у нас говорят, проворовавшегося Пабло Кучинского, отбывающего наказание на киче.
Это теперь так модно - менять трон на нары. Посидел сам - дай сесть товарищу!
Перу - одно из самых удивительных и загадочных мест на нашем шарике, где воображение навевает мысли о наличии в прошлом иных цивилизаций или даже пришельцев из космоса, оставивших зримые следы, но не оставивших никаких письменных доказательств своего существования или пришествия.
С запада на восток страна как бы разделена на три крупных природных области: Коста - прибрежная пустыня, Сьерра - высокогорье Анд и Сельва - восточные склоны Анд и прилежащие равнины бассейна Амазонки. Перуанские Анды, достигающие 320 км в ширину, занимают более трети площади страны.
Мы, кстати, побывали во всех трех областях. В джунглях душно, влажно и жарко. И летающих людоедов туева хуча. В горах холодно и мало воздуха. Зато в пустыне ляпота. Почти, как дома. Особенно приятно в оазисе.
Поражает обилие полиции и вооруженной автоматами военнизированной охраны. Оказывается, терроризм цветет пышным цветом не только в результате борьбы исламской цивилизации с западной. В Перу свои проблемы и свои террористы.
Полиция начеку.
Вооружённый конфли́кт в Перу́ начался в 1980 году и продолжается до настоящего времени. Многие считали, что противостояние фактически закончилось к 2000 году, но в 2014 году начались новые столкновения между перуанской армией и партизанами. Противостоящими силами являются правительственные войска и правые формирования Ронда Кампесина (англ.), с одной стороны, и группировки Коммунистическая партия Перу - Сияющий путь и Революционное движение имени Тупака Амару, с другой. Без коммунистической заразы нигде не обходится, хотя о дедушке Марксе тут вряд ли знают отчетливо, если вообще. Идея всеобщего равенства до безобразия заразна.
Главный перуанский террорист с запоминающимся именем Абимаэль и звучной и до боли знакомой фамилией Гусман в настоящее время отбывает заключение на военно-морской базе на острове Сан-Лоренсо недалеко от Лимы.
По последним оценкам в результате конфликта уже погибло со всех сторон около 70,000 человек.
В последние годы экономика Перу на подъеме. Урбанизационный процесс идет полным ходом. Люди стараются дать детям образование. Молодежь переселяется в города.
Школы есть религиозные и светские, для девочек, для мальчиков и смешанные. Кроме того школы и университеты бывают частные и государственные.
Основная проблема государственных школ и университетов - забастовки. Бастуют студенты, учителя и профессура.
Студенты за свободу, а учителя и профессура за бабки, вестимо.
Вторая основная проблема государственных школ - непрофессионализм учителей.
Год назад учителям предложили компромисс: им дают бабки, а они сдают экзамен по специальности. Долго не могли прийти к консенсусу. Но выяснилось, что согласившиеся на экзамен, в большинстве его не прошли. Эти данные попали в интернет, где ученики отоспались на учителях-двоечниках по полной программе.
Двоечников послали на курсы повышения квалификации. Теперь они снова хотят бастовать за отмену экзаменов для учителей.
Забастовки случаются по любому поводу. Если ко времени получения диплома забастовка не окончится, то получение диплома может отложиться на год. А это год не работать... короче, бардак. Да, экзамены проводятся по американской системе тестировния. Слушайте сюда, вам ничего это не напоминает? Это только у меня дежавю?
Свадьбы красивые,
еще одна невеста,
свадебный транспорт
Однако, аборты запрещены даже по мед. показаниям. Хочешь сделать аборт - езжай за границу. Хоть контрацептивами торгуют. Только в деревнях простые и обычно очень бедные индейцы о контрацептивах не слыхали. С разводами тоже херня... Католики, млин...
Хочу сказать вне темы, пока не забыла. С перуанской аптекой я столкнулась лично. Мне потребовался антибиотик. Дают без рецепта, но, 10 таблеток почти 200 шек. Капли от носа около сотни. Так что, дорогие путешественники, берите аптеку с собой, а лучше будьте мне здоровенькие.
В последнее время среди туристов очень модно проходить процедуру Аяваску. Хотя местные достаточно скептически относятся к подобным атракциям. Считается, что с помощью Аяваску можно вылечиться от тяжелых болезней и увидеть скрытые события. Вкратце, вы едете к шаману в джунгли, выпиваете приготовленный шаманом напиток Аяваску или Аяхуаску и смотрите кино наяву в виде глюков. Появился даже русскоязычный шаман, не прижившийся в Израиле и Канаде, но нашедший себя в джунглях Амазонки. Зовут Сергей, если кому неймется испытать Аяваску. Напиток не считается наркотиком и вроде бы не вызывает привыкания, но многие возвращаются снова и снова, дабы увидеть свою жизнь более глубоко. Если конечно, их не отвращает неприятнейшее завершение путешествия в новый мир ощущений, заключающееся в сильнейшей рвоте. Вот тут некая дама делится впечатлей, если кому интересно.
http://www.selva-amazonica.com/ayahuasca_blog/params/post/656997/opyt-ajavaski-chast-1 3. ЛИМА
До прыжка в неизвестность, совершенного Колумбом, здесь тоже была жизнь. Давным-давно тут жили племена ичма, ловили рыбку, сажали злаки, а со временем тихо вошли в состав Империи инков.
И все это благоденствие продолжалось до тех пор, пока в 1535 году не явился сюда испанский конкистадор (я до скончания своего века буду теперь называть их конкистодорцами, и ничего не поможет, это заразно) Франсиско Писарро, основавший тут «Город королей» - Сьюдад-де-лос-Рейес. Однако ичма предпочли называть город Лимой, поскольку он находится в долине Лима. Тут же протекает река Римак и находился священный для индейцев круглый камень вака* Римак.
Вот не то, чтобы инки так сразу признали господство испанцев. Совсем нет.
В 1536 году инкские повстанцы под командованием Манко II осадили город. Однако, испанцы были более опытны в военном деле, имели лучшее оружие и, несмотря на многократное численное превосходство индейцев, сумели победить.
Манко II, известный еще как Manco Inca Yupanqui и как Манко Капак II стал марионеточным императором инков, а в последствии основателем и монархом независимого штата Неок-Инка в Вилкабамбе.
В 1543 году Перу было провозглашено испанским вице-королевством, и Лима стала центром испанского конгломерата в Южной Америке. Согласно переписи 1614 года, проведённой правившим тогда вице-королём Перу, маркизом Хуаном де Мендо́са-и-Луна, в городе к тому времени 25,154 человека, среди которых были испанцы, креолы, негры-рабы, мулаты, индейцы и метисы. Что характерно, монахи, монахини и их обслуга были выделены в отдельную межнациональную группу. Хотя, вполне вероятно, что я ошибаюсь, и монахами были только испанцы.
Расположение и столичный статус города способствовали не только торговому расцвету города. Как часто случается, это обстоятельство являлось палкой о двух концах. Повышенное внимание враждебных Испании держав и пиратов требовало особых оборонных мероприятий. Поэтому, в конце ХVII века была возведена грандиозная система оборонительных сооружений, которая, к сожалению, уже в 1687 году была разрушена сильнейшим землетрясением. Разрушения, вызванные землетрясением, привели к потере городом своего торгового значения в пользу Буэнос-Айреса и Картахены. Не менее сильное землетрясение 1746 года вновь нанесло огромный ущерб городу, дав вместе с тем старт обширной реконструкции Лимы.
С ослаблением торговых связей с метрополией росла и крепла популярность идей о независимости от Испанской империи. В сентябре 1820 года генерал Сан-Мартин** высадился со своей армией в Перу, захватил Лиму и через год в июне 1821-го провозгласил независимость государства Перу со столицей в Лиме, став его первым главой правительства.
Как-то так вышло, что эти, на первый взгляд совсем не воинственные кечуа, ичма и прочие (будем для простоты называть их всех индейцами) непрерывно втягивались в вооруженные конфликты всех со всеми.
Первая тихоокеанская война (исп. Primera Guerra del Pacífico) - вооружённый конфликт, в котором Испания воевала с Перу и Чили, к которым позже присоединились Боливия и Эквадор.
Как всегда, все началось с агрессивных испанцев, которые, похоже, никак не могли успокоиться и смириться с независимостью перуанцев. В апреле 1864-го они захватили острова Чинча, богатые залежами гуано***. Конфликт закончился только в апреле 1871-го и был последней судорожной попыткой Испании удержать свои колониальные владения в этом регионе. В Перу и Чили этот вооруженный конфликт называют Испано-перуанская война (исп. Guerra Hispano-peruana) и Испано-чилийская война (исп. Guerra Hispano-chilena) или просто Война против Испании (исп. Guerra contra España).
Вторая тихоокеанская война, называемая войной за гуано и селитру (исп. Guerra del Guano y el Salitre) разгорелась в 1878 году. Инициатором новой говновойны стала Боливия, отменив налоговые льготы для чилийских добывателей селитры. Отмена скидок на добычу говна повела за собой ряд санкций с обеих сторон. 1 марта 1879 года Боливия объявила Чили войну. А несчастным перуанцам, на свою беду имевшим секретный договор о взаимопомощи с Боливией, пришлось тоже объявлять войну чилийцам.
2-я говновойна надолго ввергла город Лиму (а думаю и с ним всю страну) в глубокую экономическую яму на период с 1884 по 1929 г. А когда Лима малек оклемалась, случилось очередное землетрясение. Наверно, в горах и без того суровая жизнь стала совсем уж невозможной, но уже в середине 1940-го года на город свалилась волна мигрантов из горных районов страны. Население выросло с 0.6 млн человек до 4.8 млн. Соответственно, с середины 1940-х годов до начала 1990-х в столице вновь отмечались массовая безработица и высокий уровень инфляции. Массовый наплыв бедных жителей горных областей привёл к образованию обширных районов самозахваченных трущоб вокруг и в черте города. Очень похоже на бразильские и аргентинские фавелы, но называются красивым испанским словом делисиас.
Тем не менее, делисиас мне выглядят не так безобразно. Скорее, это фавелы лайт. Фотографии не получились, поэтому своровала из интернета.
Сейчас Лима, да и вся страна, на подъеме - кабаки полны и имеют разнообразное меню. Местами там даже вкусно. Магазины полны, и цены выше, чем в других городах, если это не сеть. Полно хлопка, изделий из альпаки и отличной обуви, по нашим понятиям буквально задаром. Кроме того, в Перу полно изделий с символикой инков из относительно дешевого серебра. Ну и туристов туева хуча. Живут они, конечно, с туризма, хотя сервис предоставляют, скажем так, весьма неотчетливый.
В Лиме тепленько и очень влажно. Но совсем не так тепленько, как бывает у нас в Тель Авиве.
Здания колониального периода построены в так называемом креольском стиле, представляющем из себя сочетание испанского и индейского стилей.
В основном эти здания сгруппированы на главной площади города - Пласа Де Майор. Здесь находится Резиденция президента. Он же бывший дворец вице-королей. В другом источнике пишут, что здание построено в стиле барокко.
Кафедральный собор Лимы или Собор святого Евангелиста Иоанна (исп. Catedral de Lima) принадлежит к римско-католической церкви. Первое здание собора датируется в 1540 годом, но оно подверглось разрушению от землетрясения. Современное здание является третьим по счету. Храм освящён в честь святого апостола Иоанна.
(с) Фото Л.Борин
В соборе находится гробница Франсиско Писарро.
Архиепископский дворец
(с) Фото Кутилова
Похоже, что богоматерь Одиночество или Сеньора Де Ла Соледад притулилась в уголке здания Архиепископского дворца.
А это красивые здания мне не удалось опознать.
Памятник генералу Хосе Де Сан Мартину на одноименной площади.
(с) Фото Л.Борин
Кроме того, в Лиме есть несколько зданий, построенных в стиле мудехар. Это, так называемый, неомавританский стиль, с ярко выраженным мавританским влиянием.
Монастырь Сан-Франсиско тоже частично выполнено в стиле мудрехар.
Монастырский комплекс состоит из храма, монастыря и двух церквей - Ла Соледат и Эль-Милагро.
А может, я ошиблась, и мадмуазель Одиночество проживает на фасаде собственной церкви?
Алтарь с чудесной севильской керамикой.
Вот такой великолепный потолок
Кажись, сам святой Франциск
А теперь вишенка на торте монастырского комплекса.
Я не зря написала, что кечуа приняли христианство, так сказать, не приходя в сознание. Они адаптировали учение Христа на свой лад. Так, художник Диего де ла Пуэнте в своей версии знаменитой библейской сцены тайной вечери изобразил полное безобразие с точки зрения истинных христиан. Апостолы обжираются «куи» (морская свинка - популярное перуанское блюдо), которую нам так и не довелось попробовать, хотя очень хотелось острых ощущений.
В горных районах этот вид иконописи принял еще более индивидуальный характер. Но я расскажу об этом чуть позже.
МУЗЕЙ ЛАРКО
Внутренний дворик
Музей Ларко был основан сахарным магнатом Рафаэлем Ларко Эррерой, и стал апофеозом его увлечения археологией и историей Перу. В нем собраны экспонаты, относящиеся к различным историческим периодам и культурам: украшения,
погребальные маски,
керамика,
утварь культуры Наска,
обереги культуры Чагай,
музыкальные инструменты.
Инти (кечуа inti, айм. inti «солнце») - бог Солнца в мифологии инков и покровитель Тауантинсуйу.
Цельных два зала посвящены эротической керамике культуры Моче.
Интересно еще вот что.
Эфраим Джордж Сквайер, американский дипломат и антрополог, предпринял в 1863 году путешествие в Перу и обнаружил в частной археологической коллекции череп инка с недостающим большим квадратом. По этой реликвии антрополог Поль Брока сделал вывод, что инки владели умением трепанировать череп человека.
Трепанация, то есть, удаление определённых частей человеческого черепа, практиковалась в Африке за 12 000 лет до этого, а в Европе, по крайней мере, 6000 лет назад. Однако такие вырезы производились в черепах, главным образом, мертвецов, и делалось это, вероятно, из суеверия, чтобы, например, изгнать злых духов.
Брока пришёл к заключению, что операция была проведена на черепе живого инки, на живых костных тканях, о чём свидетельствовали признаки заражения по краям проделанного отверстия. Было совершенно ясно, что операция проведена в чисто медицинских целях. Более поздние исследования других трепанированных перуанских черепов привели к открытию целого набора разнообразных приёмов хирургической техники и указали на поразительный факт: половина таких пациентов после трепанации совершенно излечивалась.
Учёные подсчитали, что сотни трепанированных черепов, обнаруженных на настоящее время в Перу, превышают количество всех известных доисторических трепанированных черепов в мире в целом. За много веков до прихода в Перу современной медицины, здесь зародилась нейрохирургия…
(с)
https://www.kramola.info/vesti/neobyknovennoe/trepanacija-cherepa-u-inkov ДОМ КОНКИСТАДОРА Иеронима де Альяга и Рамирес
Дядя нажил себе состояние на приисках. Потомки дона Иеронима до сих пор живут в его доме, частично используя его как музей и, видимо, имея с этого неплохой доход.
Еще скульптура в парке Любви
И мы покидаем Лиму, чтобы отправиться в джунгли.
*Уа́ка или Вака (кечуа wak'a, «объект почитания») - священные места инков и других индейцев Южной и Центральной Америки.
**Хосе́ Франси́ско де Сан-Марти́н и Мато́ррас (исп. José Francisco de San Martín y Matorras; 25 февраля 1778 - 17 августа 1850) - один из руководителей Войны за независимость испанских колоний в Латинской Америке 1810-1826, национальный герой Аргентины.
***Гуа́но (исп. guano от кечуа wanu) - разложившиеся естественным образом остатки помёта морских птиц и летучих мышей. Содержит значительную долю соединений азота и фосфора. Используется в качестве азотно-фосфорного удобрения. Значительные залежи гуано имеются в Южной Америке (Перу, Боливия), Южной Африке (например, остров Ичабо у побережья Намибии), на островах Тихого океана.
ХРОНИКИ ПЕРУ. ЧАСТЬ 2. This entry was originally posted at
http://ya-tanechka.dreamwidth.org/733724.html