Давно собиралась записать на память.
В середине ноября прихожу я как-то за Катюшкой в садик, очень поздно, она давно сидит в группе одна с воспитательницей. И вот я появляюсь, а воспитательница меня спрашивает "А давно она у вас читает?". Я "слегка" удивляюсь постановке вопроса. Оказывается, когда они остались одни, стало скучно, и Катюшка сказала воспитательнице "А хотите я вам почитаю?". И почитала! Какую-то там малышовую сказку. Я так подозреваю, что с подсказками воспитательницы, но тем не менее:)
На самом деле как раз перед этим Катюшка очередной раз 2 недели болела, сидела дома и у нее внезапно включился интерес к чтению. Буквально 2 месяца назад ей это было не интересно (не то что считать:)), да и если при случае пыталась - никак не могла она понять, как буквы в слоги соединить. Нет, я знаю, что это вообще неправильно, что надо бы сразу слогами учить, и все такое. Но так я же ее и не учила читать. (Я вообще знатная мать-ехидна, ничем с ребенком целенаправленно не занимаюсь, и судя по результатам, пока и не буду:)) Ну так вот, где-то в конце лета я ей при случае озвучила идею собственного сочинения, что чтобы соединить согласную и гласную, надо произносить как бы гласную, но только начинать ее с согласной. Как ни странно, идея прокатила, с ней она вдруг смогла прочитать слогов 10 простых (ей как раз игра попалась в ЧГ со слогами), но интереса к чтению не было, и мы больше к теме не возвращались.
И вот в ноябре стукнуло. Ее заинтересовали все вывески, надписи на продуктах, заголовки в книжках и т.д., она решила их читать. Неожиданно выяснилось, что слоги в общем-то читаются:) Причем она не говорит по буквами, типа "м, а - ма", она сразу читает "ма". Длинные слова ее не пугают, она пытается читать все подряд. Мы тогда читали с ней подряд 3 книжки стихов, и стандартно она читала название, а я стихотворение.
Сейчас прошло еще пару недель. Ну что ж, читать пока интересно:) Слоги с "твердыми гласными" (черт, как это называется, забыла) - а, о, у, ы - практически без проблем и ошибок, с мягкими - часть читает, но во многих сочетаниях или читает как будто с парным "твердым гласным" (ма вместо мя), или вставляет мягкий знак (мья). Зачастую потом, дочитав все слово, понимает, как было надо и произносит правильно.
Иногда с длинными словами, прочитав все слоги, не может понять слово, в основном из-за того, что не туда ударение поставит. Но на удивление редко, я думала, с этим больше сложностей будет. За пару недель стало на порядок меньше попыток угадать, что получилось, подставляя слово из головы.
Опять же на удивление, она вроде помнит начало предложения, пока мучается с последним словом. Ну то есть заголовок типа "Элли в удивительной стране жевунов" или "Удивительные превращения волшебника Гудвина" (да-да, мы в нннцатый раз перечитываем этого Гудвина) она прочитывает. Но устает быстро, то есть чтение заголовков, когда я читаю остальное - это по нагрузке пока как раз.
На этой волне интереса по инициативе ребенка чуть не каждый день, а то и по два раза играем "в клады" - устраиваем мини-квест по квартире. Я стараюсь придумывать каждый раз чуть-чуть новые ходы, использовать разные варинаты, но фантазия моя истощается. Уровень примерно такой:
- Я ей даю 1-ую подсказку, там написано "ящик №5". Она соображает, что это в комоде, в 5-ом ящике находит карту-схему комнаты.
- Смотрит, какая это комната. На карте 3 красных кружочка, ищет там (на книжной полке, под машинкой, в нижнем ящике кроватной лестнице). Находит 3 бумажки: та, ра, ги.
- Слегка тупит, что с ними делать, потом догадывается, а может из них надо слово составить? Думает, вертит бумажки, шевелит губами, в итоге получается.
- За гитарой находит "утюг", потом смешно долго-долго ищет утюг - а всего-то его убрала с обычного места на полу, потому что пользовалась, и он стоит на самом виду на столе:)
- Там "кухня подушка". Ну и под диванной подушкой, неведомыми путями занесенной на кухню, находит клад.
Содержание ей не важно, это запросто моет быть любая ее игрушка, интересен процесс. Вчера я сказала, что была в магазине, купила что-то для нее, а она попросила ей не отдавать, а спрятать в клад.
А найдя клад, Катюшка как правило слегка изменяет мои подсказки и прячет что-то для меня.
Ну в общем, процесс чтения резко пошел, и кажется мне, мое вмешательство опять не требуется:)
Если через пару недель не надоест, попробую наверное подсунуть какую-нибудь простенькую книжку. Надо только срочно придумать какую и ее добыть!