В рамках обмена жизненным опытом.
А вы знаете, как живется молодым новоиспеченным учительницам, которые впервые попадают в школу?
1978 год
Вот заходит она такая молодая и красивая в 10-ый Б. Старается смотреть строго.
И тут раздается гул мужских голосов: ООООО!!!!!
Хлопают крышки парт - это "дети" встают для приветствия.
- Вот это да! - басит Гришка Шаров и оглядывает восхищенным взглядом с ног до головы и обратно новенькую учителку русского-литературы. Он сидит прямо за мной, за второй партой. Вся его поза говорит о том, что пришел сюда исключительно ради хлеба и зрелищ. Он даже не думает вставать - так и сидит развалившись, закинув мускулистые руки за спинку сидения.
Она деловито поправляет прическу, кладет классный журнал на учительский стол. Девчонки завистливо оценивают наряд и фигуру красивой взрослой девушки. Учительница взмахивает длиннющими пушистыми ресницами, осматривает учеников.
- Садитесь. Меня зовут Елена Михайловна, - сообщает мелодичным голоском.
- Леееночка! - выдыхает Гришка.
Она натыкается на его взгляд в упор, и щеки заливает краска смущения. Тот ухмыляется и довольно-таки громко шепчет соседу по парте: - Какая шея!
- Прекратите немедленно! - строго обращается к хулигану Елена. - Как Ваша фамилия?
- Слышь, Надька, она ко мне на "Вы", - трясет меня за плечо местный ловелас и хохочет. Он встаёт во весь рост, расправляет могучие плечи и представляется:
- Григорий, - щелкает каблуками и делает энергичный кивок.
- Ржевский! - добавляет Петька Козионов и тоже ржёт.
- Придурок! - оборачиваюсь я. - Кончай, Гришка!
- Я бы с радостью, да кто же даст! - парирует наглый парень. И тут же стягивает ленту с моих волос.
Кудрявая копна разваливается, а Шаров радостно взлохмачивает мою голову, превращая в гневную фурию. Я забываю о миссии защитника угнетенных учительниц и даю отпор обидчику - завязывается потасовка.
Учителка безуспешно пытается унять хохот в классе, а я пулей вылетаю в коридор.
Спустя восемь лет я оказалась на месте той учительницы. 1987 год.
В то лето сестра купила польский костюм из тонкой шерсти. Но увы, он оказался ей мал. В результате я стала счастливой обладательницей шикарной вещи к началу учебного года. В рамках тотального дефицита красивых шмоток в СССР - это счастье.
- Ах, как тебе идет! - восхищалась сестра. Я радостно крутилась перед зеркалом. Узкая юбка и приталенный короткий жакет красиво облегали фигуру, а темно-зеленый цвет ткани подчеркивал зелень глаз. Новенькие туфли на высоком каблуке дополняли наряд. Осталось сделать прическу.
На следующий день мне предстояло впервые идти на работу в новую школу - на уроки в старшие классы.
Я совсем недавно поругалась со своим красавчиком-мужем и переехала с трехлетним сыном в другой район города - в только что купленную мной кооперативную квартиру.
История о том, как я "выиграла" квартиру И перевелась работать в другую школу. Муж обивал мой порог, добиваясь того, чтобы я сменила гнев на милость, но я не собиралась расставаться с обретенной свободой. Наше противостояние затянулось, и это мешало мне как следует подготовиться к занятиям.
Но я уже проработала учителем несколько лет после окончания института и считала себя вполне хорошим специалистом: на новое место работы меня перевели с трудовой книжкой исписанной благодарностями.
И вообще, я казалась себе умудренной жизненным опытом женщиной. 26 лет - вполне взрослый человек. Но выглядела я непростительно молодо, что для учителя является большой помехой в деле дисциплины. А для женщины тут кроется еще одна засада - гиперсексуальность мужского населения старшеклассников.
Помятуя о горьком опыте нашей молоденькой учительницы, я не собиралась повторять её ошибок. В отличии от той неопытной девочки, которую наши парни буквально затерроризировали (она уволилась), я считала себя опытной укротительницей мужских особей.
В 9-ых классах мне предстояло преподавать черчение. Предмет далекий от изобразительного искусства, но почему-то на худграфе считается профильным. Я его хорошо изучила в рамках школьной программы, но преподавание казалось довольно-таки скучным занятием.
Кто бы мог подумать, насколько мое отношение изменится после первого урока в школе переполненной учениками! Уж скучать мне на уроках черчения точно стало некогда.
- Надежда Яковлевна, Вы точно уверены, что мне не нужно с Вами идти?- директор смотрел обеспокоенно. - Я бы Вас представил, посидел на первом уроке, а то знаете какие это шалопаи!
- Нет, спасибо, я сама. Если опозорюсь, то хотя бы не при Вас, - заявила я и поцокала по пустому коридору. Звонок уже прозвенел, и мои шаги гулко раздавались в тишине.
За закрытыми дверями кабинета тоже было тихо. Старшеклассники обычно гораздо менее шумные, чем среднее звено. Я помедлила возле двери - различила приглушенные голоса и звуки музыки. Резко распахнула дверь и встала на пороге.
Класс замер. А затем раздалось ожидаемое: ОООО!!!
На ближней к выходу парте играл магнитофон. Хозяин магнитофона - красивый парень с намотанным на шее длинным шарфом - окинул меня оценивающим взглядом и пропел фразу из мультика:
- Какое всё красивое, какое всё зелёное!
Начинается - подумала я. Подошла к нему и спросила насмешливо, кивнув на шарф:
- Случаем не Остап Бендер? Разрешите, я поставлю магнитофон к себе на стол? Не дожидаясь разрешения, выключила адскую машину и прошла с ней к учительскому столу.
- Всем воспитанным ученикам класса, которые потрудились встать - большое спасибо: я ценю хорошее воспитание. Садитесь.
Меня зовут Надежда Яковлевна.
- Наденька! - изрек лишенный магнитофона "Остап". (Ничего не меняется, - удивилась про себя)
- Надежда Яковлевна, - напомнила ему с улыбкой. Записать в дневник? А как Вас звать величать, бестактный молодой человек?
- Михаил Лермонтов, - представился парень и усмехнулся Класс затаил дыхание в предвкушении потехи.
- Неужели? - я открыла журнал. Провела пальцем по фамилиям, придумывая на ходу, как парировать шутку, но палец неожиданно наткнулся на запись - Лермонтов Михаил.
- Ого! - искренне удивилась я. Пригвоздить насмешкой наглеца не получится. Что же, придется действовать чисто по-женски.
- Какая прославленная фамилия досталась такому красивому парню! (Комплимент. Но тут же мстительно уколола) - Очень жаль, что так бездарно испортил о себе впечатление! (Отшила.) - Надеюсь, это поправимо. (Но надежду оставила - пусть теперь старается понравиться, а уж я условия сумею поставить). Сказала и отвернулась от него. (Эффект ожидаемый - завис надолго в молчании).
Теперь срочно перевести внимание на что-то, связанное с черчением. Главное в дисциплине класса - нейтрализовать самых непослушных учеников. Их всего несколько человек и обычно - мальчишки.
Я взяла мел и молча прочертила одним быстрым росчерком совершенно прямую длинную линию без всякой линейки.
Затем стремительно начала вычерчивать объемную крупную деталь по центру доски. Вертикали, горизонтали, диагонали, овалы...Набитая опытом рисования рука ни разу не дрогнула.
"Ух, ты!!!" - это кто-то оценил неожиданное умение. Пока удивляются, будут молчать и наблюдать.
Спустя минуту задала вопрос.
- Черчение лучше дается мужскому уму. Девушек спрашивать не стану, но надеюсь, парни все узнали, что за деталь я начертила? - в ответ - мертвая тишина. (Ну? Кто тут у нас изображал из себя взрослых мужиков?)
- Неужели никто не знает? Обычно она знакома каждому мужчине. Ну же, молодые люди, блесните познаниями. Никто? Странно... Что ж, желающие могут быстренько зарисовать, а дома спросите у папы или старшего брата. Это был небольшой тест и проверка ваших знаний. А теперь откройте тетради и запишите тему урока. (Пристыженно открывают тетрадки).
Вот так не слишком педагогично нанеся удар ниже пояса мужскому населению класса, я взяла бразды правления в свои очумелые ручки. А что делать? С волками жить - волчат рожать. Каждая молодая женщина вынуждена по-своему бороться за право стать уважаемым учителем, коли имеется такой пробел в пединститутах. Ну не учат там, что делать в таких ситуациях, когда ученики начинают демонстирировать, кто тут вожак стаи, а кто всего лишь самка.
Забегая вперед, могу сказать, что с дисциплиной в этом классе у меня больше никаких трудностей не возникало. Более того, вскоре мы весьма подружились. Хотя, любовные записки все же мне пару раз писали. Но обошлось.
А вот с М.Лермонтовым у меня случилась весьма неприятная история.
Продолжение
Какое всё красивое, какое всё зеленое. Часть 2