80-летний жених

Jun 20, 2019 20:01

В детстве, когда  бабушка была уже старенькой, у меня с ней случился один разговор. Она что-то сказала о скорой смерти, а я спросила, что же будет с Батей (так мы - внуки - звали деда, т.е. её мужа), если она умрет, ведь он ничего не умеет: ни варить, ни стирать, ни прибираться, ни козу доить...
У деда была покалечена правая рука, да и как-то не принято было в крестьянском укладе жизни мужику женскими делами заниматься.
Я думала, что она ответит: зато есть невестки - помогут старику. Но она вдруг засмеялась и беззаботно  воскликнула: "Да он через месяц после моей смерти женится на молоденькой!".

Я подумала, что она шутит и тоже посмеялась.

Недавно показывала старинный снимок. Батя стоит самый крайний в левом углу фото - рядом с бабушкой.




Вообще-то, его звали Матвей Никитич. Бабушка называла его ласково - Матюша. И кажется, всегда любила его.
Был он молчаливым, но улыбчивым.  Пел песни, играл на гармони, был отличным столяром и вообще мастером на все руки, несмотря на то, что лишился в молодости двух пальцев на правой.
Обычно он молчал, слушал и улыбался. Говорил крайне редко.

Но метко.  Я ни разу не слышала, чтобы он ругался и гневался, потому всегда удивлялась, с какой решительностью он порой действовал.

Например, он мог запросто приказать всем гостям убираться, если они переходили черту его терпения. А гостей в их дом съезжалось по праздникам очень много.

Матвей никогда много не пил: от силы стопочку другую выпьет бражки - и всё. И когда веселье гостей ближе к ночи становилось неуемным, он отдавал приказ "всем на выход!". И всё - на этом праздник заканчивался.
Уж не знаю, почему гости всегда спокойно воспринимали такой вид "гостеприимства", но никто не роптал, и на следующее приглашение в гости снова все слетались, как пчелы на мёд.

Бабушка пыталась оправдываться, мол, вот такой у меня муженёк - ничего не попишешь. Но её успокаивали: "Знаем, знаем! Матвей Никитич у нас строг, но справедлив".

С невестками он тоже не церемонился. Начнет мама уборку делать, полы мыть, а он спокойно, но твёрдо:
- Нечего тут мне полы гноить. Развела болото. Марш отсюда со своим ведром.
- Папаша, как же так?! Грязно ведь будет!
- А нечего сырость разводить. Протерла вехтем пыль и ладно. Сгноишь половицы, кто будет полы перестилать, ты что ли? Мне придется перестилать.

И всё, на этом уборка тоже заканчивалась.

Или вот случай. Рассказываю я восторженно о том, как люди на Луну летали. А Батя вдруг и говорит:
- Это ты где такие байки услышала?
- Так по телевизору рассказывали.
- Они там наговорят! А вы уши-то и развесили. Кто докажет, что они там были? Ну полетали на ракете, да обратно вернулись.

И всё. Доказать ему что-либо было невозможно. Улыбнется и уйдет - слушать доказательств пустых не станет.

А мама как-то рассказала отцу одну подсмотренную сцену,  думая, что я сплю.

Начало истории мне было не совсем понятно, но концовка впечатлила. Потому я запомнила накрепко.
Посмеиваясь, мама поведала, как свекор  вчера получил от жены по сусалам. Папка очень удивился и спросил, за что: дело-то неслыханное и невиданное!
- Как это? Тряпкой что ли?
- Да какой там тряпкой! Кулаком! Теперь ходит с фингалом и всем отвечает, что в мастерской дверью прилетело.
А дело в тетке Прасковье! Застукала  мамаша его с ней. Уж не знаю, далеко ли там  зашло, но она ему прямо наотмашь кулаком в скулу!
- А он что?! - ахнул  отец.
- А ничего. Потёр лицо, да и сказал одно слово: "Квиты".
И ушел в мастерскую, насвистывая песенку.

Тетка Паша стоит на верхнем фото в последнем ряду - третья справа. Женщина она была одинокая, и приходилась нам родней - сватьей. Её сын (на фото он в первом ряду - в галстуке) был женат на  младшей сестре моего отца - Нине. Вот тут я её показывала.
Неожиданная встреча с прошлым

Так что Матвей был крепким орешком. И говоря о том, что он сразу женится после смерти жены, бабушка не ошибалась. Муженька своего она хорошо знала!

И вот это случилось.
Бабушка умерла неожиданно. Еще несколько  дней назад плясала на свадьбе у родственников, а тут раз - и её в одночасье не стало.

Батя горевал! Нам всем  на минуточку показалось, что это большой ребенок, который разом лишился всех опор. Он как-то сник. Замкнулся в себе. Ему шел  на тот момент 81-ый год.

Родня хотела его растормошить, поддержать,  пытались помогать по хозяйству.

Но он заявил: "Я сам. Уходите все".

А спустя несколько месяцев  привел в дом новую жену.

Мы все были в шоке. Мало того, что "молодуха" была  на 20 с лишним  лет его моложе, так еще оказалась такой бойкой, что сразу взяла нашего Батю в оборот.  Мой отец пытался отговорить его  от женитьбы, но разве того уговоришь!
(Кстати, вот сейчас я дожила до возраста второй жены моего деда - и вполне еще молодой себя ощущаю:-)

Мы подозревали, что эта  тетка  вышла замуж за старика из-за наследства. Так как он тут же написал в завещании, что в случае его смерти дом отойдет молодой жене. Но надеялись, что она хотя бы будет за ним ухаживать, как это делала всю жизнь бабушка.

Но "молодая" оказалась не только некудышной хозяйкой, но еще и очень любила выпить, как выяснилось.
Внешне она мне очень  не понравилась. Наверное потому, что совсем на мою любимую и умную бабушку не походила. Какая то вертлявая, да и болтлива не в меру.
Словом, вскоре в ней разочаровались не только мы, но и сам молодожен.

За последние полтора года до своей смерти, он научился  кое-как  готовить,  стирать, уборку делать, козу доить.
Приходил к нам грустный, садился молча, ставил подарок на стол - полулитровую банку козьего молока. Мама благодарила, а после его ухода  тоже молча выливала это молоко кошкам. Так как банка была плохо промытой, да и неизвестно, помыл ли Батя вымя козы перед дойкой.

А он  сидел у нас часа два, а то и больше. Слушал наши разговоры, кивал, но о своей жизни ничего не рассказывал, не жаловался.

Только глаза у него стали потухшие и улыбаться перестал.  И больше никто не слышал, как  он поет, да и гармонь в руки не брал. В гости к нему никто теперь не ходил. Он и не приглашал.

Но я бывала несколько раз у него. И каждый раз, подходя к его дому, я с грустью вспоминала, как раньше из открытых окон верхнего этажа лилась задушевная песня, которую пели муж с женой, прожившие вместе  до бриллиантовой свадьбы, родившие 12 детей, пережившие смерть восьмерых из них.



Умер Батя в 82 года. Он ничем не болел. Не потерял за жизнь ни одного  зуба, даже не знал, что такое зубная боль, до смерти у него были густые волосы без намека на лысину.  Его дед прожил до 104 лет. И у Бати были все шансы дожить до преклонных лет. Если бы не его роковая женитьба...

Завещание он переписал. Дом достался старшему  сыну - моему отцу. Молодая жена обиделась.

Умер он так же неожиданно и быстро, как бабушка - и недели не проболел.
Перед смертью Батю  дочери спрашивали:

- Что у тебя болит-то хоть? Ответил как всегда кратко:
- Душа. Но  добавил: - Пора собираться в путь. Пойду у своей любимой женушки прощения вымаливать.

Хотя в Бога и загробную жизнь он раньше не очень-то верил. Но надежда умирает последней, как говорится.

воспоминания, батин дом

Previous post Next post
Up