Мастера и Пилаты - 2

Dec 06, 2021 17:02

В продолжение темы ( начало здесь).
Почитала ещё статьи о балете в Большом: как я и думала, постепенно все привыкают к мысли о бассейне, но тем не менее старательно ищут смыслы. :) Иногда находят: если в первой статье, написанной сразу после премьеры, было ясно сказано, что хореограф ничего не знал об истории московского бассейна на месте храма и не имел его в виду, то в следующих отсылки к бассейну "Москва" упоминаются уже как авторский замысел и явный намёк.
Разумеется, московская публика ищет и пересчитывает и персонажей Булгакова (в одной статье написано, что насчитали 18!), при этом критики единодушно упрекают балет в запутанности, перенаселённости, одинаковости персонажей, но, мол, те, кто прочитает либретто, а ещё лучше - хорошо знает роман Булгакова, во всём разберутся.
Мы (команда хореографа Василия Медведева), как правило, стараемся сделать балет понятным для зрителя - даже (и особенно!) в тех случаях, когда в спектакле присутствуют символика, мистика и философское (скажем так) наполнение. Хочется, чтобы зритель смотрел на сцену, а не сверялся с либретто, как со шпаргалкой: кто это вышел, с кем это он, это кто такие и т. д.
В этом смысле (в смысле смысла))), мне кажется, наш "Пилат" получился - хотя иностранным зрителям, конечно, пришлось предварительно ознакомиться с либретто.
Сохраню здесь странички из нашей "программки", пусть будут.


А ещё мне кажется, что для "балетизации" реалистического (несмотря на некоторые мистические допущения) романа больше подходит стиль неоклассики, чем тот "новаторский" подход, который авторы статей описывают, как "пластические этюды", "мимо-пластика" и подобными терминами.
Говоря проще, танцуют в "МиМ" Большого мало.


У Василия Медведева с этим всё в порядке: балет в его постановке - это, конечно, "больше, чем балет" (так писали о его "Золушке" и о "Клеопатре"), но точно не меньше!


Во всех статьях о "МиМ" в Большом непременно упоминаются: чайник, примус, унитаз, баня, отрезанные головы, испражняющийся кот. Удивительно: неужели это то, чем запомнится зрителям (если уж критикам!) такой балет? Грустно как-то.
У нас в балете ничего такого нет, а полёт Маргариты, наоборот, есть - в Большом, по замыслу хореографа она должна была прыгать с вышки (так пишут в статьях), но балерина отказалась (и, по-моему, правильно сделала). Василий поставил сцену полёта как танец: Маргарита "летает" на руках одетых в чёрное и иногда почти не видимых танцоров на фоне огромной луны, на заднике (анимация) летят дома и здания Москвы - получилось красиво.
Хореограф:


И моя страничка:


Как же я рада (сто раз это повторяла и опять буду!), что мне так повезло и я причастна к чуду рождения новых балетов!
Наш "Сон Пилата" должен был быть поставлен в 2020 году, но премьера состоялась только осенью 2021-го: интересно, можно ли считать это теми неприятностями, которыми якобы грозит всем экранизаторам и постановщикам булгаковский роман? Но мы не верили в эту примету и поставили свой балет: как считал булгаковский Воланд, "каждому воздастся по его вере".

театр, балет

Previous post Next post
Up