Как причудливо тасуется колода: в Большом театре тоже балет по роману "Мастер и Маргарита", и меня многие спрашивают, похож ли
наш "Пилат" на него, и что у нас так же, а что по-другому, и что я об этом думаю, и вот бы сравнить, какой лучше...
Напишу, пожалуй, для себя и для тех, кому интересно.
Прежде всего: сравнивать произведения искусства по принципу "лучше - хуже" вообще неправильно, и я не буду. Кроме того, некорректно говорить что-либо о спектакле, которого я не видела, а я, само собой, не была в Большом.
Я внимательно прочитала три статьи (
"Булгаков на дне бассейна",
"Рукописи не танцуют" и
"Мастер и Маргарита" танцуют в Большом театре"), посмотрела доступные фото - и могу только проанализировать всё это и рассказать, что в нашем балете явно отличается от этой постановки.
И высказать свои (очень субъективные) оценочные суждения, которые не имеют никакой ценности, ибо я не балетный критик.
Начну с главного: мы сразу определили, что балет называется не "Мастер и Маргарита", а так, как называлось симфоническое произведение композитора Стефана Димитрова, то есть "Сон Пилата". В нём изначально было три части, но хореограф изменил музыкальную драматургию, и они превратились в две: "Lux Aeterna (Вечный свет)" и "Misericordia Pro Nobis (Милосердие для нас)" - так назвал их автор музыки.
Мы обозначили, конечно, что наш спектакль по мотивам романа Булгакова; после долгих дискуссий (и начала репетиций - не раньше) дали определение жанру постановки - в окончательном варианте либретто написано так: "Танцевальная мистерия в двух действиях и эпохах (по мотивам романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»)".
Слова "по мотивам" позволяли нам некоторые вольности: хореограф и композитор неоднократно говорили в интервью, что мы хотели бы избежать прямолинейных сравнений романа и балета, что это не "экранизация", что любой роман (из непростых, скажем так)) невозможно перевести на язык танца без неизбежных изменений и, в первую очередь, сокращений.
Но не до абсурда, которым (лично мне) представляется голая сцена и приравненный к ней бассейн с блёклым кафелем. Впрочем, я обещала без сравнений - просто расскажу подробности о нашем балете: немного разоблачений белой балетной магии. Фотографий мало, они не всегда удачны, движения не передают... может, словами получится хоть что-то? :)
Итак.
Мы сохранили сюжетную линию Иудеи, у нас есть римляне, апостолы, народ... всё это (кроме сна Пилата и Воланда, присутствующего, как и было сказано(с)), на балконе) показано вполне реалистично.
Вот такие апостолы, например.
В сцене "Тайная вечеря" они почему-то напомнили мне эту фреску - и Кот у нас там тоже есть.
Да, тот самый Бегемот - он среди них.
Мы (после долгих дискуссий, после разных вариантов, после нескольких попыток) объединили некоторых персонажей в один.
Самый простой и прозрачный ход (сделанный и в Большом театре) - это, само собой, соединение Мастера с Иешуа.
Да, я изначально литературовед и всё понимаю про "у Булгакова всё не так, как вы можете?!", но мы не сериал снимали. Кстати, в балетном сериале волшебник Василий Медведев всё-всё показал бы идеально (а если бы фильм-балет! вот где всё можно!), а у нас ограничены время, пространство, технические возможности, количество (и качество! мы не в Большом!) исполнителей, есть определённая музыка - но я о персонажах.
У нас в итоге получилось так, читаем "программку":
Действующие лица
Мастер (в Иудее - Иешуа)
Маргарита (в Иудее - Мария Магдалина)
Воланд - Князь Тьмы
Свита Воланда: Кот Бегемот (в Иудее - Иуда), Гелла (в Иудее - Низа)
Понтий Пилат - римский прокуратор Иудеи
Последователи Иешуа, римские воины, служащие ГПУ, иерусалимская и московская толпа, сумасшедшие, гости на балу у Воланда и др.
Да, мы ввели Марию Магдалину: нужен был женский персонаж для гармонии, а такая ипостась Маргариты не сильно нарушает булгаковский сюжет, это же всё - о любви.
Мы ещё и трёх "ведьм" (суккубов) ввели - привет от Макбета, они и в Иудее, и на балу есть, красивые...
Да, свита Воланда сокращена до "тройки". Почитайте статьи о балете в Большом и поймёте,что это было правильно: Азазелло и Коровьев (пишет автор) отличаются только костюмами; у зрителя просто не было бы времени разобраться и в хитросплетениях отношений Берлиоз - Бездомный - Латунский - Лиходеев - Босой, а у нас к тому же был иностранный, а не московский зритель, ищущий в балете не цитат из романа, а самостоятельных смыслов.
И вот тут я хочу честно сказать: я не вижу смысла и замысла в переносе действия балета в бассейн. Наверное, я ретроград и консерватор, но я также не вижу в этом ни красоты, ни гармонии, которые хотелось бы видеть в балете. Сильно подозреваю, что красоты и смыслов не увидит и большинство зрителей, да и критики, как видно из статей, не особо прониклись, хотя стараются.
В нашем "Пилате" (как, между прочим, и у Булгакова) всё реалистично (даже там, где ирреально) и красиво - насколько позволили технические и финансовые возможности театра оперы и балета Стара-Загоры, фондов и спонсоров, спасибо им всем.
Иудея - не прям дворец, но и не бассейн.
Сожжённая рукопись:
Не совсем реализм:
Полёт Маргариты:
"Полёт" Кота:
В балете Василия Медведева нет бассейна, кафеля, множества дверей, нет никого на унитазе, нет отрезанных голов. Чего ни хватишься, ничего нет. (с)))
Кот не гадит на пляже, нет Варьете (сокращаем! время и музыка диктуют!), но есть Патриаршие, есть купюры, красиво падающие с неба и превращающиеся в бумажки (анимация, на этом фото немного видно, хотя это уже финал той сцены).
Есть роскошный (великолепный и все синонимы!) бал у Воланда.
"Обнажённых" телесных трико у нас нет (скучновато же, сто раз показано), а есть удивительные костюмы "злодеев" из разных эпох - не нашла ни одного хорошего фото, увы, но сцену хочется пересматривать снова и снова: чтобы разглядеть все.
Ещё красивое:
И вот:
Танцы и хореография (на отсутствие и некоторую бедность которых в Большом прямо и завулированно жалуются критики) тоже есть. При том, что стиль Василия Медведева всегда узнаваем, в этом балете он соединил элементы разных школ балета - от классики до авангарда, есть на что посмотреть, никакого минимализма, красота!
Это сцена "после бала": на фото не покажешь, как гостей (здесь видно не всех) буквально затягивает в некую "воронку" времени и пространства (она потом расширяется и меняется) - эффект достигнут соединением анимации на заднем плане и хореографии.
Есть сумасшедший дом как метафора безумия современного Мастеру (да и всем нам) мира.
Василию Медведеву удалось сохранить и смысл финала: Пилат прощён, Воланд и свита умчались, Мастер и Маргарита умерли в реальности, но остались в "вечности".
Примерно такой получился балет - зрителям он понравился (один критик засёк: 25 минут аплодисментов на премьере!), балет понятен, но не упрощён до бессмыслицы; все персонажи на своих местах и узнаваемы.
А главное - он красивый.
И его хочется увидеть ещё раз - не думаю, что кто-нибудь, кроме балетных критиков, во второй раз пойдёт смотреть на бассейн в Большом.
Click to view