Черный лебедь Н. Талеба

Sep 07, 2011 04:51



Проницательный философ, успешный трейдер, обаятельный рассказчик Нассим Талеб окунулся в философскую глубина неопределенности и бросил вызов "нормальному распределению" своим "черным лебедем".

Что такое черный лебедь? Даже обладатели заурядной эрудиции интуитивно догадываются о сути предстоящих пассажей, однако предположить, что глубокие философские проблемы гносеологии и неопределенности бытия изложены в свободной форме эссе, приправленного интересными историями и шармом состоятельной жизни трейдера-интеллектуала, обладателя недюжим авторитетом на Уолл-стрит. Но для Нассима черный лебедь выступает в качестве лейтмотива его философского эссе, как аномальное, непредсказуемое, апостериори объяснимое событие, которое позволяет ему с особой остротой представить читателю проблематику познания человека окружающего мира.

Нассим Талеб составил достойный аккомпанемент таким корифеям философской мысли, занимавшимся критикой способности суждения и научного познания, как Кант, Юм, Беркли, Поппер. Познавательные способности человека подвергаются скрупулезной и нелицеприятной ревизии. Своя терминология, метод концептуализации придает его рассуждениям дополнительный бонус убедительности и интеллектуальной самостоятельности.

С помощью «удивительного механизма ретроспекции» - сознания - человек постигает реальность. «Платонические категории», нарратив, эпистемическая самонадеянность преследуют нас на пути объективного постижения окружающего мира. Позиция Талеба, как эмпирика-сенсуалиста, усугубляется вездесущим скептицизмом, который представляет любую закономерность как парадокс.

Однако вдумчивый читатель найдет странным, что этот необузданный интеллектуально-философский пыл ограничивается тривиальными советами по преодолению этих априорных погрешностей восприятия реальности. Под стать великим, он оставил больше вопросов, нежели предоставил ответов.

Книга «Черный лебедь» - интеллектуальная провокация, вызов современному одномерному агенту общества потребления, увлекательное чтиво с претензией на высоту философской истины.

постмодерн, философия, рецензия

Previous post Next post
Up