Чем заняться в маленьком посёлке с населением всего 217 жителей?? Оказывается, интересного хватит на целый день! Ведь это
Гуадалест, один из самых посещаемых испанских посёлков, с его старинными крепостями 11-го века и умопомрачительными видами на окрестные горы и водохранилище с водой завораживающего цвета. Пройтись по единственной улочке старинного центра, обойти закоулки крепости, заглянуть в сувенирные магазинчики и даже, при наличии времени, отведать шедевры местной кухни в одном из ресторанчиков -- это очевидные задачи. Но ещё здесь целых 9 (или 10, как бы со счёта не сбиться) музеев, что сразу делает Гуадалест (который и сам по себе музей под открытым небом) населённым пунктом с самым большим количеством музеев на, так сказать, душу населения. И каждый настолько интересен, что трудно пройти мимо. Вот, к примеру, взглянем на местные сувениры: они особенные, не такие, как везде. Повсюду продаются большие и маленькие панно с велосипедами, мотоциклами и автомобилями. Казалось бы, странновато? Да, если не знать, что один из музеев (он расположен внизу, в долине) -- это собрание исторических средств передвижения.
Как видно по сувенирной продукции, здесь преобладают мотоциклы и скутеры 20-70-х годов выпуска, старинные малолитражные авто, а заодно и прочие вызывающие ностальгию предметы быта: радиоприёмники, швейные машинки, часы.
Один из музеев посёлка миновать точно не получится: через его залы надо пройти, чтобы попасть в крепость. Это муниципальный музей "Дом семьи Ордунья", построенный в 1644 году и с 16-го века принадлежавший нескольким поколениям рода, представители которого возглавляли крепостную стражу на службе у маркизов Гуадалеста, пока сами не стали знатью. Здание многоуровневое и технически весьма интересной конструкции и планировки: его пришлось вписывать во все горизонтальные и вертикальные неровности местности. Вот это белое здание -- дом Ордунья, и находится оно прямо напротив туннеля с главными воротами, через который мы попадаем в историческую часть посёлка.
Интерьеры и их художественное убранство соответствуют вкусам буржуазии второй половины 19 века - в этот период семья достигла наибольшего влияния и процветания.
Наиболее ценным экспонатом считается статуя покоящейся Девы Марии (копия, оригинал был утрачен в 1936 году) -- покровительницы посёлка, приходская церковь которого посвящена Успению Богородицы. Эта статуя -- собственность семьи Ордунья и всегда хранилась в доме, но на праздники в честь святой патронессы в августе выносилась для участия в общих процессиях.
Ещё один интересный музей -- этнологический (по-русски, наверное, правильнее этнографический?) -- представляет собой типичный местный дом 18 века. Он тоже находится у входа в старинный квартал, прямо напротив церкви. Вход бесплатный, но можно оставить небольшой добровольный взнос в качестве поддержки, а вот фотографировать внутри, к сожалению, нельзя. Музей очень интересный, показывает не только предметы быта и обстановку жилища, но и содержит несколько зон, в которых пошагово и наглядно разъясняется процесс производства трёх гастрономических столпов Средиземноморья: хлеба, оливкового масла и вина. Они так и называются: "От оливки до масла", "От винограда до вина" и "От пшеницы до муки".
Однако в местных музеях можно познакомиться не только со старинным бытом. Есть музей микрогигантов, и как его продолжение и противопоставление - музей микроминиатюр. Оба содержат произведения микроминиатюриста Мануэля Уссá, который создал "целый мир в игольном ушке". Среди микрогигантов воображение посетителей поражают, среди прочего, арена боя быков, построенная на булавочной головке, Библия на волоске, одетая блоха верхом на велосипеде, муравей, играющий на скрипке, и автопортрет на песчинке. Рассказывают, что художник работает, задерживая дыхание в паузах между двумя сердцебиениями, чтобы не дрогнула рука. Что касается микроминиатюр - то это такие диковинки, как картина Веласкеса "Менины", написанная на кукурузном зёрнышке, или "Маха обнажённая", изображённая на крыле мухи, а ещё скульптура слона в комарином глазу и статуя Свободы в игольном ушке.
Музей пыточных инструментов заставит пощекотать нервы и вспомнить о тёмном Средневековье и ужасах Инквизиции. А музей художника Антонио Марко удивит старинными игрушками и кукольными домиками - постройками, который автор создаёт в масштабе 1:12 из настоящих строительных материалов: камня, кирпича, черепицы, со всеми комнатами вплоть до ванной комнаты, со всей необходимой мебелью, обстановкой и даже электричеством. В этих домиках происходит что-то загадочное, их игрушечные обитатели живут своей жизнью, занимаясь ежедневными делами. А по экологическому вертепу (в Испании это часто не только сценка рождения Христа, но и целый город
Вифлеем) ездит почти настоящий поезд. Есть в Гуадалесте ещё музей "Мир кошки" с коллекцией фигурок и статуэток, музей современного искусства Рибера Жирона с Волшебным Садом в придачу (эти два последних, возможно, закрылись или на ремонте). Ну а одним из самых атмосферных и любопытных многие считают музей солонок и перечниц, который хранит в коллекции 20 000 этих милых вещиц со всех частей света и от 19 века до наших дней. Говорят, в мире есть лишь один подобный тематический музей -- в Теннесси, США. Он, как и большинство других музеев, находится в современной части посёлка, внизу. У него очень меткое название: "Соль жизни".
Не могу не показать хоть парочку экспонатов (фото с сайта
музея).
К моему большому сожалению, все музеи обойти мы не смогли, но буду ждать и надеяться на новую встречу.