Когда чекисты одолели инженеров

Jan 21, 2018 22:37



Данные слова были произнесены Сталиным ровно 80 лет назад.

"Кровавый карлик" Ежов ещё 11 месяцев будет оставаться во главе НКВД.

Эти слова часто и по вполне понятным причинам цитируют либералы. Во-первых, Вождь, произнося этот тост, действительно не блистал красноречием, заодно предлагая депутатам "посидеть смирно", а во-вторых - что может быть убедительней для иллюстрации алогичной бессмысленности кровавого кошмара едва отошедшего в историю 37-го года?

В таких условиях мало кто  понимал - а теперь, разумеется, не понимают и не помнят подавно! - что тот самый 1937 год был еще и годом триумфа русской инженерной мысли и мастерства.

Существует анекдот (слышал от Ю.Крупнова): в 1917 году деньги на проезд пломбированого вагона с большевиками из Швейцарии в Петроград выделели не немцы, а... русские инженеры, которым надоело терпеть технологическую осталость России при её колоссальных ресурсах. Резон в этой шутке есть - ведь и план ГОЭЛРО, и генеральная схема размещения объектов индустриализации были в деталях разработаны задолго до революции.

Так или иначе, но одним из главных факторов невиданного духовного подъема в СССР в конце двадцатых-тридцатых годах было осознание причастности к грандиозным технологическим переменам, о которых прежние поколения могли лишь мечтать.

Если отбросить в сторону политику и с двадцатилетней ретроспективой взглянуть исключительно на технику, инфраструктуру и прочие подобного рода вещи, то Россия 1937-го окажется далеко впереди России 2017-го. Что невиданного в мире появилось у нас после 1997 года? К сожалению, ничего. "Сочинскую Швейцарию", поезда "Сапсан", трассу "Дон" и интернет по оптоволокну вместо телефонного модема с медной парой мы позаимствовали "из-за бугра". А в 1937-м, как ни странно, у нас запускался в производство первый в мире серийный телевизор, строились сверхдальние самолеты АНТ-25, впервые было создано производство синтетического каучука, построены второй в мире циклотрон и невероятно много всего другого - метрополитен (1935), мосты, гигантские дома-фабрики Корбюзье... А ещё несчётные электростанции, заводы - причём даже на закупленных, казалось бы, "под ключ" из Америки внедрялись собственные технологические разработки и новации... Хотя кто сейчас об этом помнит?

Впрочем, есть, пожалуй, один объект той великой эпохи, продолжающий работать и восхищать сегодня - это канал Волга-Москва. Опять же, применительно к этому каналу сложился стереотип "каторжного объекта", который строили заключенные. Да, это так, и не может быть оспорено. Равно как и не может быть оспорено и то, что технические решения канала - триумф отечественной инженерной мысли, ещё многие годы вперёд не имевший аналогов в мировой практике.

Одно из доказательств тому - изящное и безупречное решение проблемы "искусственной реки", позволяющее подавать волжскую воду в реку Москву вопреки природе, поднимая её с отметки 116 метров (Волга) до 126 метров (р.Москва возле Щукино), преодолевая на этом пути Клинско-Дитровскую гряду с максимальной высотой по профилю канала 162 метра! Колоссальный объем воды на высоту 46 метров перекачивают пять насосных станций, в каждой - по четыре насоса электрической мощностью 3 мегаватта каждый (подача воды - 25 кубм/с, т.е. по станции - 100 кубм в секунду), с питающим напряжением 6.6 тысяч вольт. Оборудование работает непрерывно 365 дней в году, ненадолго отключалось лишь осенью 1941 года и прослужило до обновления в конце 1970-х почти сорок лет! Насосы и их электромоторы необходимой производительности являлись на тот момент самыми мощными в мире, а с учётом своей фантастической надёжности - не иначе как должны были быть произведены на лучших иностранных заводах и куплены за золото. Однако пропеллерные  насосы были изготовлены в Москве (завод "Борец"), а электодвигатели - на ленинградской "Электросиле".

Ну а чтобы снабжение "искусственной реки" дефицитной в ту пору электроэнергией не было столь затратным, на нисходящем участке канала были построены семь небольших ГЭС, покрывающих своей выработкой до 75-80% энергии, затрачиваемой на водоподъём.

При этом следует помнить, что главной задачей, которую решал канал, было не столько превращение Москвы в "порт пяти морей", сколько устойчивое обводнение главной столичной реки. Благодаря каналу с его удивительными энергетическими перетоками вода в Москве-реке в центральной части города на 60-70% является отныне водой из Волги, а стабильная в течение года невиданная в прежние времена ширина русла сделала Москву-реку по-настоящему имперской...



Было...



Стало.

С начала проектирования (1932) до запуска 128-километрового канала в эксплуатацию минуло меньше пяти. Если сравнивать с наиболее сложным и масштабным инженерным сооружением новейшего времени - Крымским мостом - сроки те же. Хотя Крымский мост, при всём моём неподдельном уважении к его создателям, - куда менее сложное и масштабное сооружение.

Так что 1937 год имел все основания войти в национальное сознание как год русского инженерного триумфа. Но история распорядилась иначе, и таковыми годами стали 1957 и 1961 -- хотя космические достижения, при всём их блеске, не могли являться столь всеобъемлющими.

А всего-то требовалось, чтобы Сталин предложил во время оное выпить за советских инженеров!

Глядишь - и пошла бы история по другой колее...

1937, канал Волга-Москва, Сталин, техника

Previous post Next post
Up