Рассказы моего отца - ветерана Великой Отечественной войны - 3

Apr 20, 2015 19:02

Как я изучал Ленинский тезис о двух культурах

Было это в 1951 году. Учился я тогда в Риге на курсах офицеров политсостава ВВС. Как-то ведущий преподаватель социально-экономического цикла полковник Базанов прочитал нам, курсантам, лекцию о непримиримости двух идеологий - пролетарской и буржуазной - и двух культур этих навеки враждебных классов.
Отличаясь некоторой любознательностью, я терпеть не мог разные там неясности и потому после лекции поднял руку:
- Товарищ полковник, мне не совсем понятно положение о двух культурах. Я так и не понял, которая лучше - наша или буржуйская?
- Очень просто, - с охотой ответил наш говорливый полковник. - Возьмём, например, два взгляда на женщину. Пролетарии смотрят на неё как на мать и труженицу - и соответствующе изображают, скажем, в живописи. А буржуазия- совсем по-другому: женщина для них предмет утех и развлечений. Отсюда и картины пишут такие же - в оголённом, извиняюсь, виде… да вы сходите в Рижский музей и сами убедитесь в этом.
В выходной день отправился я в музей. Очень хороший был музей. И в нём всё точь-в-точь, как полковничьей лекции. Женщины в изображении Дейнеки или других наших пролетарских живописцев - с детьми, лопатами, молотками, мотыгами, а иные даже на тракторах. Словом, наши бабы - все как в жизни.
Эмоционально зарядившись у наших картин, подхожу к буржуазной. На всю жизнь запомнил: это была «Обнажённая», полотно французского художника. Смотрел я смотрел, и злость меня взяла. Не заметил, как стал сам с собой вслух разговаривать:
- Ишь, развалилась! - напустился я на голую женщину. - Совсем обуржуазилась, обленилась! Даже зеркало в руках держать не хочет - кто-то ей его подавай…
А сам чувствую почему-то всё возрастающий интерес к этой лежебоке. Уходить не хочется, за душу взяла и не отпускает. Красота-то какая! Как-то поблёкли перед ней дейнековские могучие пролетарки.
Словом, уходил я из музея в полном идеологическом раздрае. Обидно мне было: почему наша рабоче-крестьянская культура не такая красивая, как у буржуев?
На следующий день по расписанию был у нас семинар по той же теме: в пух и прах разбивали буржуазную идеологию. И тут меня чёрт дёрнул спросить:
- Товарищ полковник! А где именно у обнажённой женщины та самая буржуазная идеология?
В тот же миг стены аудитории буквально затряслись от хохота.
Полковник смеялся вместе со всеми, а потом сказал:
- Как вам пришёл в голову такой идиотский вопрос?
Я обиделся и сгоряча рубанул:
- Тогда и тезис о двойственности культур тоже идиотский!
Полковник побелел от гнева:
- Да вы!... Да я!... Знаете, что я с вами сделаю!..
Наутро меня вызвали к начальнику курсов Попкову.
- Как же это вы, лейтенант, додумались великое учение Ленина назвать идиотским?
Я стал оправдываться, что, дескать, учение, само собой, великое, но вот один тезис в этом великом учении мне как-то непонятен. Лицо начальника сделалось таким, что я понял, сейчас меня не просто отчислят с курса, а ещё и загонят туда, куда Макар телят не гонял. Положение надо было срочно спасать. И тогда я подбоченился, щёлкнул каблуками сапог и громко отчеканил:
- Простите, товарищ полковник! Я всё понял!
- Что именно! - недобро спросил начальник курсов.
- Что буржуазная культура - продажная девка империализма! А ленинский тезис о двух идеологиях - единственно верный, вечно живой и всепобеждающий! И он верно разоблачает гнилое буржуазное общество! Да здравствует наш товарищ Сталин и наша рабоче-крестьянская скульптура и живопись!
У начальника курсов после моих слов, как гора с плеч свалилась.
- То-то же! Идите. Учитесь.

С тех пор прошло много лет. Но каждый раз, когда я попадаю в музей и вижу Венеру Урбинскую или «Обнажённую» Ренуара я всё-таки задаю себе этот идиотский вопрос: а где же именно, в каком месте находится  у неё эта самая буржуазная идеология?

Алексей УЛЫБЫШЕВ.
«Новая тамбовская газета», 17 марта 1995 год.
В редакции Марины Улыбышевой.

Ну и ну, Мой отец, Наша история

Previous post Next post
Up