Верушка. Исповедь художника.

Aug 15, 2013 16:25

На этот пост меня вдохновил потрясающий автобиографичный фильм "Верушка: жизнь перед камерой" - фильм, в котором образов намного больше, чем я в состоянии воспринять за один раз! Поэтому решила сделать подборку, разбив на некоторые творческие темы этого великого очень талантливого художника, и надолго сохранить воспоминания об этом фильме.



Про Верушку я в принципе уже знала, но я считала ее очень известной Великой моделью 60-х, что, конечно же, так и есть... (Как она работала, какие образы создавала, проживая каждый из них, сливаясь и становясь ими!) Однако, работа моделью - это была лишь первая ступень ее становления как художника.



Урождённая графиня Вера Готлиб Анна фон Лендорф родилась 14 мая 1939 года в Кёнигсберге (Восточная Пруссия, Германская империя) в семье офицера, повешенного в сентябре 1944 года за участие в антигитлеровском заговоре. С отцом девочка была близка, он часто брал ее на прогулку в парк, где они много времени проводили, смотря на камни...

Всю семью, включая дедушку и бабушку Верушки, объявили государственными преступниками, их арестовали, а владения конфисковали. Вера с сёстрами оказалась в концлагере, где им сменили фамилии. Ей пришлось обучаться в тринадцати школах, включая Вальдорфский институт, женский монастырь и деревенскую школу. Правда потом был Гамбург и школа искусств, Флоренция и первая съемка с фотографом Уго Муласа, успешная работа моделью и переезд в Париж, затем в Нью-Йорк, грандиозная слава и фурор в Мюнхене после роли в пятиминутном эпизоде фильма Микеландело Антониони "Фотоувеличение" (англ. "Blow Up"), работа с Сальвадором Дали и популяризация стиля боди-арт, мемуары и автобиографичные фильмы.

И все бы хорошо, но камни порой очень сильно проявляются в жизни и творчестве Веры...



Появление Верушки: "Я придумала себя: я решила стать русской. Подумала, это смешно - быть такой длинной и называться маленькой. Фотографы ежедневно видят сотни девушек. Значит, моя девушка, моя Верушка, должна была сразу отличаться от всех прочих. Я выглядела так странно и вела себя так дерзко..." Когда Вера стала Верушкой, в разгаре была холодная война, и все, что было связано с Россией, казалось опасным и загадочным. Она стала единственной девушкой из собирательной Восточной Европы, с головы до ног одевалась в черное и надевала огромную шляпу на распущенные светлые волосы,  двигаясь как будто в замедленной съемке и говорила с фотографами небрежно, со своим "славянским акцентом". И ее, Верушку, вскоре запомнили все.

Позже этот бренд помешает ей делать карьеру художницы, ведь тогда мода считалась "бросовой" однодневной индустрией и не могла иметь ничего общего с искусством (в понимании художников творивших за пределами "модных широт" ). А пока рассмотрим какие разные образы, идеи, замыслы могли принять линии ее невероятно гибкого тела!



Вера собиралась стать балериной и очень серьезно занималась танцами (но уже в 14 лет ее рост был 185 см и размер ноги 43), поэтому гибкость и способность принять любую позу сразу удивили и восхитили фотографов. Итак, некоторые темы и настроения, которые создавала Верушка, модель и художница, в своем творчестве.
1. Наивное настроение, кукольные образы, которые были так характерны эпохе 60-х.




















Последняя фотография - это из фильма "Blow up", где она сыграла модель, которая позирует фотографу. Эти 5 минут сдели ее известной на весь мир. Вот они:

image Click to view



2. Спокойные эмоции: отстраненность, безразличие, холодность, уверенность, роскошество - идеал, который так подходил для рекламы средств по уходу за кожей, парфюмерией, мехов и других товаров, демонстрирующих статус.










3. Тема сафари и диких животных - одна из ведущих в ее творчестве, на своем сайте (http://www.veruschka.net) она использует цитату в которой говорится о желанием раствориться во всем, быть объектом, не быть человеком, а животным, избегая человеческой внешности...



























4. В продолжение "натуральной" темы: хиппи, этнические и племенные мотивы. Природа, атрибуты и элементы разных народностей.





















5. Загадочные, а иногда вызывающие, но всегда очень яркие восточные образы.




















6. Сложные, глубокие настроения и темы: романтизм, печаль, задумчивость, погруженность в себя. Андрогинность, космос.












7. Драматические, суровые, строгие, конфликтные, сексуальные, мужские, агрессивные эмоции.











В 1975 году уход Верушки из моды многие объясняют конфликтом с Грейс Мирабеллой, пришедшей в 1971 году на мес­то Дианы Вриланд в американский Vogue. Та требовала от ­Верушки укоротить длинные волосы, смотреть в камеру (Верушка часто смотрела «мимо») и призывно улыбаться, чтобы быть понятней и ближе читательницам. Думаю, Верушка вошла в конфликт с самой эпохой семидесятых - прозаичной, буржуазной, приземленной. Новому времени не нужны были инопланетянки. Сегодня Вера о моделях она говорит со странной смесью ревности и жалости. Ее расстраивает, что по подиумам они ходят как роботы, никак не общаясь с публикой («В наше время было не так!»). Ее пугает их ненормальная худоба («Я тоже была худая в «Фотоувеличении», но это потому, что я перед съемками переболела дизентерией»). Ей неприятно депрессивное настроение, которое так часто чувствуется в современных фотосессиях («У меня всегда была такая смесь меланхолии и едва заметной улыбки»). Ее отвращает то, что цифровые спецэффекты способны убить индивидуальность и всех превратить в красавиц с одинаково безупречными лицами и телами («Мы вообще не знали, что такое ретушь, все было по-честному!». (Из интервью с ней,  источник: http://www.vogue.ru/magazine/articles/523806/)

Проектов Веры в искусстве уже огромное количество, и она всегда сама творила все свои фото-образы и не перестает создавать новое, используя для своих идей все больше материалов и современных средств выражения!






Верушка занималась фотопроектами, перформансами, снималась в кино, преображалась в мужчин, создавала инсталляции. И фанатично увлеклась боди-артом, которым заинтересовалась, еще работая моделью, - на съемках в Африке с Питером Бирдом она маскировала свое тело то под диких животных, то под экзотические растения, используя вместо краски ваксу для ботинок. Считается, что именно Верушка сделала этот прием стилизации таким популярным и признанным направлением искусства. В своем фильме она подробна рассказывает, как создавались эти знаменитые снимки, каких усилий они требовали, как они закрашивали ее тело, превращая в почти прозрачную материю.
















Очень подробно и в хорошем качестве все работы можно рассмотреть (сохранить их нельзя, приходится делать принтскрин) тут: http://www.veruschka.net Но тем, кто заинтересовался, рекомендую: здесь редкие кадры, которые не найти в поисковиках. И на многих работах человека рассмотреть просто невозможно - это цельный монолитный холст!


Недавно в Москве в Мультимедиа Арт музее гостила знаменитая выставка "Верушка. Автопортреты. Нью-Йорк. 1994-1998.", организованная уважаемой Ольгой Свибловой. И открывала ее сама Вера, комментируя некоторые работы.
http://mamm-mdf.ru/exhibitions/veruschka/







Самый знаменитый снимок этой серии, который часто используют для обложек книг про эту художницу.



И некоторые другие работы, где Верушка становится легендами прошедшей эпохи. Об этом, кстати, она интересно и очень подробно рассказывает в фильме.










Как же автор живет сейчас?



В настоящее время Верушка живёт в Берлине, Своих детей Верушка так и не завела, хотя говорит, что обожает детей, а они ее:
- Я для них как женщина-фантазия из сказки. И во мне самой много детского, я жизнь до сих пор воспринимаю как игру.
- Вы живете одна?
- Ну да, со своими котами. Это мой выбор - жить одной. День принадлежит только мне, я совершенно свободна. Это хорошо для креативности. Хотя я обожаю чувство влюбленности.
(Из интервью с ней,  источник: http://www.vogue.ru/magazine/articles/523806/)





В свои 74 Вера старости не боится, говорит, что в молодости мы просто хорошенькие, а вот в старости становимся по-настоящему красивыми! Сейчас она работает над несколькими арт-проектами одновременно - и видеофильмы, и фотографии, и трансформации. Последняя страсть - картины, которые она создает из пепла, иногда она устраивает уличные перфомансы и участвует в модных дефиле как приглашённая звезда.




Соседи знают, кто она такая, но никто не называет ее Верушкой, только - Верой: "Верушка - моя маска. Это для посторонних. В жизни я Вера".
Вся ее жизнь и вся ее карьера - изобретение себя другой.



Фильм "Верушка: жизнь перед камерой" я смотрела здесь: http://good-movie.ru/publ/dokumentalnye_onlajn/verushka_zhizn_pered_kameroj/16-1-0-7362

fashion, Верушка, искусство, восток, brand, мода, image, personal branding, style, стиль

Previous post Next post
Up