Болгария и Украина как доказательство европейской природы православия
Продолжение. Начало см.
https://y-kulyk.livejournal.com/88989.htmlИменно Болгария и Украина - православные страны, сумевшие построить и сохранить свою глубокую связь с Европой, - демонстрируют европейскую природу православия, его моральный потенциал, его важность для современного мира. Эти две страны в определенной степени становятся хранительницами древнего духовного огня, поскольку православие в этих странах - не политический инструмент для содержания власти, а глубинные основы культуры.
Кирилл и Мефодий вернулись в Украину, когда ей было особенно сложно, когда необходимо было очертить новые границы ее идентичности. В ХІХ в. славяне и Россия опять разделились: славяне искали свою реализацию в пределах национальных государств, возвращение к своим народным корням. И - освобождение от империй. А Россия - наряду с Габсбургской и Османской империями - доминировала в той или иной степени почти над всем славянским миром - где территориально, где идеологически. И имела свой проект: превратить всех славян - или по крайней мере православную их часть - в россиян. Эта идея имела давние корни: начиналась уже с концепции Москвы как "Третьего Рима", а во времена Екатерины ІІ имела название "греческого проекта", который предусматривал слияние всех славян в единое сообщество под эгидой России и распространение ее до Константинополя, который должен был стать старым-новым духовным центром славян византийско-российского континуума.
Столкновение между россиянами и остальными славянами было эпическим. Сакраментальный пушкинский вопрос - "Славянские ль ручьи сольются в русском море? / Оно ль иссякнет? вот вопрос", - это "быть или не быть?"1 российской истории. А Шевченко в поэме "Еретик", посвященной Шафарику2, пишет: "Слава тобі, Шафарику, / Вовіки і віки! / Що звів єси в одно море / Слов’янськії ріки!" Это чувство своего единства через свободу выбора, через ощущение общих энергий истории, а главное - через общую борьбу за свою свободу. Ведь славяне в виденье Шевченко - не "німії подлії раби", а - "єретики".
Собственно, Кирилл и Мефодий становятся символами эмблем украинской культуры, которая - вместе с польской - стала в оппозицию к монархическому проекту панславянской России. Народы против "племен": в тогдашней русской литературе, - как в исторических текстах, так и в полицейских доносах, - и славянские народы, и кавказские, и азиатские назывались "племенами". В произведениях Адама Мицкевича и Тараса Шевченко, в исторических исследованиях Иоахима Лелевеля и Николая Костомарова речь идет исключительно о народах - отсюда происходит европейский дискурс в этих литературах.
Против российской концепции недифференцированного обрусевшего славянства от Москвы до Балкан в произведениях польских и украинских авторов утверждается концепция индивидуальности народов и возможности их возрождения только в свободной семье народов европейских. Тайная антимонархическая организация Кирилло-Мефодиевское братство, в состав которого входили и Костомаров, и Шевченко, и другие тогдашние выдающиеся украинские интеллектуалы, является большой страницей в истории освободительных соревнований славянских народов. Просуществовала эта организация очень недолго - от конца 1845 до начала 1847 года - и была разгромлена. Но была крайне важной своим политическим проектом освобождения всех порабощенных славянских народов и объединения их в свободную и равноправную федерацию, "основанную на уважении народности каждого". Не забываем, что приближалась "весна народов" 1848-1849 гг. - мощная волна антимонархических революций во всей Европе. И этот проект до сих пор не потерял своего значения, поскольку представлял собой одно из самых благородных видений будущего европейских народов, актуальное не только в славянском, но и в общеевропейском измерении.
Программный документ Братства - "Книги буття українського народу" (1846) авторства Костомарова являются ответом на "Книги пилигримства и народа польского" (1832) Мицкевича. Оба произведения являются невероятно современными по своему содержанию, невзирая на христологический характер и мессианский патос. Они говорят о необходимости уважения к каждому народу, о праве народа на собственную культурную индивидуальность, на свой язык и церковь, о необходимости свалить империи как механизм наихудшего унижения человека и построить народовластие, о свободе как наивысшей ценности как каждой отдельной личности, так и каждого отдельного народа. У Мицкевича Польша является "Христом народов", который добровольно принимает на себя муку ради освобождения славянских народов. Документ Костомарова - киевоцентричный, но Киев видится не как политический, а как духовный центр славянства, как сердце наиболее угнетаемой нации, которая возрождением своим дает надежду на возвращение к жизни другим славянам под гнетом империй. Именно из Киева - найдревнешего славянского города - видится безграничный горизонт славянской истории и вся панорама славянских народов: от берегов Волги, Днепра и Вислы до Адриатики, к болгарам и сербам. А будущее самой Украины видится в независимости, в суверенности - как "неподлеглой Речи Посполитой в союзе славянском".
Это было действительно пророчество дальновидных украинских интеллектуалов. Сегодня их проект опять актуален - в этом нашем мире, который в данный момент переживает системный и крайне опасный кризис, мире, где Хаос начинает доминировать в политике и чувствах человеческих, в самом мироздании, - и в частности в той Славянщине, о которой говорил Костомаров. Опять Россия не теряет надежду превратить славян в россиян, но... все без исключения славяне фактически покинули Россию. Осталась единственная растерянная Беларусь. И фронт противостояния России и славян, России и Европы сосредоточился в Украине. А самоочевидная правда заключается в том, что в той части, которой славянский мир приближается к Европе и отдаляется от России, - этот мир оживает, выздоравливает, выходит из унижения, приобретает идентичность, оригинальность, индивидуальность. А той частью, которой еще находится в ловушке России, - становится опасным оборотнем, постоянным продуцентом патологий, абсурда и насилия.
Констатировать это просто - слишком явными являются эти процессы. Значительно сложнее их осмыслить, а еще сложнее - предусмотреть последующие события. Практически сегодня происходит очень сложная эволюция (временами инволюция) идей, понятий, явлений, - процесс, который может привести как к упадку славянской цивилизации в целом, так и православной цивилизации как таковой. Ведь именно "побег от России" перетасовал карты славянского мира. Вход Болгарии в ЕС создал определенным образом горизонтальную славянскую ось, без разделения на католиков и православных. Но разделился и православный мир - на православных "европейцев", православных, которые чувствуют себя потенциально частью Европы, и православных, которые считают Европу антагонистом "византийского" мира. За последние годы Россия развязала войну против двух ключевых для своей же собственной истории православных стран: Грузии, а затем Украины. Украина стала объектом самой жесткой агрессии России, которая не признает "иную" Украину, и это невосприятие превращает в свой антагонизм относительно Европы. Забывая притом, что христианство является одним из фундаментов идентичности Европы. Противопоставляя "свое" православие европейской цивилизации, Россия тем самым "вынимает" православие из христианства, в то время, как Украина, Болгария, Грузия стремятся реализовать в своих культурах, собственно, "панъевропейский синтез", интерпретируя православие как неотъемлемую часть европейского культурного пространства. Поэтому российские танки и "Грады", воюя на теле Украины против Европы, с теми своими "священниками", которые корректируют огонь по украинским военным, тем самым уничтожают православие как веру, и дальше, манипулируя ими, как уродливым инструментом вырожденной власти, - уже без надежды на возрождение православия, поскольку самые светлые интеллектуалы, которые понимали и хотели его возрождения, либо убиты, либо забыты, либо вынуждены молчать.
Но Золотые Ворота Киева выдержали не одно нашествие варваров. Выдержат и это.
ТЕПЕРЬ Болгария в Европе. Сербия - готовится вступить в Европу. И никто никого не убивает. Жаль, что Россия далеко. А то бы аннексировала Розовую долину. И с Сербией государство общее не вышло. Раньше российские эксперты вяло комментировали, что Сербия выберет более "престижный клуб". Теперь вяло комментируют "Предательское заявление" Сербии о том, что Крым - это Украина. Россия посылает вслед беглым от нее славянам угрозы, что все они пропадут, что Украину "разделят на три части" - да и вообще "Украина станет Россией". Но помним также угрозу превратить Америку в "радиоактивную пустыню", поэтому логично, что "США погрузится в ад". Вспоминаются и расчеты Кремля, переданные государственным каналом телевидения, что российские танки могут добраться до Киева, Варшавы, Берлина, других европейских столиц за считанные дни, а то и часы. Вчера Турция стала, наряду с Украиной, основным врагом России, отодвинув на второй план и США, и Польшу, и Эстонию - "врагов" традиционных. А сегодня Россия с Турцией и Ираном готовит новый альянс, не оставляя надежды каким-то образом направить Болгарию по пути союза с Россией против Запада, обещая, что Россия "с новым партнером" вобьет "гвоздь в гроб ЕС". И здесь же планирует, как "Россия и Иран обхитрят Турцию и сделают бесполезным Босфор". И представляют себе, как "Россия досрочно "утопила" Украину". И хвастаются: "Россия легким движением поставила крест на Украине". Уже не говоря об идеях неоевразийства, в идеологическом русле которого движется в настоящее время Россия, которую идеолог этого течения Дугин характеризует как "Третий Рим, - Третий Рейх - Третий Интернационал". Тот же Дугин лаконично отвечает на вопрос, что же делать с Украиной: "Убивать, убивать, убивать". Притом оказывается, что сам процесс убийства имеет в России абсолютно иную природу в сравнении с другими народами: "Русский убивает иначе. За ним глубинный пласт национальной православной метафизики, вся трагическая драма апокалипсиса, раскола, страдания, истерически и пронзительно осознанного христианского парадокса. Русский террорист - жертва. Он совершает магический акт, призванный спасти не только общество, народ, класс, но всю реальность". Это формула бытия современной России. Смертельно опасная для всех. И для самой России в том числе.
На территории Софии в Болгарии ветер развевает Синий флаг над Золотым Берегом. Знак чистой экологии. Покоя. Отдыха от страданий.
А Украине приходится до сих пор защищать свой сине-золотой флаг, обгоревший на ветрах войны. Но это также защита и европейской цивилизации, и славянской: во имя возрождения славянского мира - "як сім’ї вольної, нової", по Шевченко, - духовной республики свободных народов.
Киев-Рим, август 2016 г. 25-летие Независимости Украины
1 Стихотворение "Клеветникам России" (1831) - реакция Пушкина на Ноябрьское восстание в Польше (1830-1831), жестоко подавленное царскими войсками, и на призывы отдельных депутатов французского парламента поддержать оружием Польшу в ее противостоянии с Россией. Это стихотворение Пушкина, негативно воспринято со стороны либеральной части российских литераторов, вместе с его же стихотворением "Бородинская годовщина" и стихотворением В.Жуковского "Старая песня на новый лад" были напечатаны, после прочтения царя Николая I, в брошюре "На взятие Варшавы" (1831).
2 Шафарик (1795-1861) - словацкий и чешский поэт, ученый, историк, литературовед, этнограф, лингвист, один из первых системных славистов в Европе, глубоко изучал славянский культурный мир в отдельности его этнонациональных проявлений.