Религиозная тема сейчас "в тренде". Пишут много и многие. Решил и я написать.
Нижеприведенный текст является сокращенным переводом статьи известного украинского индоевропеиста Сергея Конча
"1126 років хрещення Русі", напечатанной в журнале
"Український тиждень" в сентябре 2008 г.
Мы знаем, что Киевская Русь была крещена в 988 году от Рождества Христова - два месяца назад эту дату отмечали на государственном уровне. Из курса истории можно также узнать, что еще во времена правления в Киеве Аскольда (около 860-882 годов) были установлены связи с византийской церковью: крестились сам Аскольд и часть его подчиненных. Но с Севера прибыл строгий сторонник язычества князь Олег. Убив Аскольда, он захватил киевский престол и так тщательно искоренил первые ростки христианства, что только через сто лет снова вернуть страну в его лоно смог Владимир. Но на самом деле в этой хорошо знакомой истории остается много неясного.
ВИЗАНТИЯ НЕ ЗАМЕТИЛА
Удивительно, но о Владимировом крещении и принятии Русью константинопольских церковных иерархов молчат даже византийские источники. Хронист Иоанн Скилица и историк XII в. Иоанн Зонара рассказывают о "женитьбе князя росов Владимира на византийской принцессе Анне" и о приходе воинов Владимира на помощь Константинополю в войне против арабов.
По русским летописям описанные византийцами брак и война с арабами были только сопутствующими главному событию тогдашней киевской жизни - крещению Владимира и всех киевлян. Но у византийских историков об этом ни слова! Это удивительно: как могли они не заметить вхождения в орбиту влияния Константинопольской патриархии территории, не уступающей размерами самой империи?
Возможно, они "не заметили" этого потому, что факт крещения Руси-Украины уже был записан в имперских хрониках. Впервые об этом около 866 года сообщил патриарх Фотий в своей "Енциклике" - послании к иерархам восточных церквей, подчиненных патриархату: "они [русы] приняли пастыря и тщательно и заботливо лелеют обряды христиан". Согласно летописи в то время в Киеве правили Аскольд и Дир, а Владимира еще и на свете не было
НЕСГОРАЕМОЕ ЕВАНГЕЛИЕ
Другие источники датируют крещение русов временем пребывания на патриаршем престоле Игнатия (868-877 годы), который рукоположил для Руси архиепископа. Князь русов с дружиной встретили архиепископа без восторга: «И спросили его, что он им хочет сообщить и в чем собирается наставлять. А тот, протянув священную книгу Евангелия, рассказал о некоторых из чудес Спасителя и поведал по Ветхому Завету про чудотворные деяния Божии. На это росы сразу же ответили: "Если сами не узрим чего-то такого, а особенно того, что рассказываешь ты о трех отроках в пылающей печи, не поверим тебе и не откроем ушей словесам твоим". К счастью, до помещения отроков или еще кого-то в печь дело не дошло. Архиепископ бросил в очаг Евангелие - и книга, несмотря на то что долго пролежала в огне, осталась невредимой. Удивительное явление так поразило русов, что они отвергли все сомнения и приняли христианскую веру.
То, что этот перевод - не совсем легенда, подтверждается реестрами епархий Константинопольского патриархата, сложенным ДО правления Владимира. В этих документах значится Руская епархия (по некоторым данным - митрополия). Древнерусские летописи приписывают Аскольду и Диру знаменитый поход на Константинополь в 860 году - значит, по логике вещей, именно эти князья должны были посылать за учителями и уже вскоре креститься. А Никоновская летопись отмечает, что князем, который лицезрел чудо несгораемого Евангелия, был именно Аскольд.
"ЯЗЫЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ": СВИДЕТЕЛИ МОЛЧАТ
О "языческой реакции" времен Олега говорено много. Но здесь нас ждет еще один сюрприз: о насилии на Руси язычников и преследования ими христиан после 882 года (года смерти Аскольда) не сообщает ни один источник. Есть, правда, туманные упоминания о том, что князь Святослав не любил христиан и даже преследовал проповедников. Но речь идет, вероятно, о личных предпочтениях воинственного князя и о единичных случаях запрета неугодных власти идей, но не о системных гонениях на христианство в целом.
Зато летопись отмечает, что в 944 году киевские христиане молились и заключали присягу в церкви святого Ильи на Подоле. Примечательно, что церковь называется соборной, то есть она должна занимать центральное место во всей сети христианских заведений в Киеве и, наверное, в других землях Руси. Итак: христианство исповедовала тогда на Руси далеко не маленькая кучка людей. Вот почему византийские источники не знают Владимирова крещения. Вероятно, в Константинополе считали, что Русь официально крестилась уже в 860-870-х годах. Подробностями хода этих процессов они, очевидно, не очень интересовались, как и перипетиями отношений между местными христианами и язычниками, считая их внутренним делом русов.
Хорошо известно, что христианкой была княгиня Ольга. По некоторым свидетельствам, христианами были также брат Святослава Улеб и сын Святослава Ярополк - брат Владимира. Ярополк, кстати, также был женат на византийской принцессе. А Владимир после смерти брата, в 978 году (за десять лет до "крещения Руси"), женился на его вдове-христианке. Интересно, что этот брак, в отличие от следующего, не заставил язычника-князя креститься. Так кто же в такой компании стал бы преследовать христиан?
Но и считать Русь начала - середины Х в. настоящей христианской страной нельзя. Например, князь Олег и его войско при заключении договоров 907-911 годов приносили клятву именем Перуна и Велеса. Русы в текстах договоров противопоставляются христианам, под которыми подразумеваются византийцы. А при преемнике Олега, Игоре, часть дружины присягала в 944 году в церкви, часть - на капище Перуна, здесь же в Киеве.
НОВАЯ ДАТА
Знаменитый рассказ о христианских "учителях славян" Кирилле и Мефодии и о переводе святых книг на славянский язык в "Повести временных лет" помещен под... 898 годом, то есть в самый "пик" правления Олега, ярого язычника и преследователя (как утверждают некоторые историки) христианства.
Было бы понятно, если бы эта история была привязана в летописи к рассказам о крещении княгини Ольги, или о принятии христианства Владимиром, или же во времена Аскольда. Но почему-то повесть относит её ко времени, когда в Киеве якобы должна была господствовать "реакция", и воспоминания о переводе Святого писания были совсем некстати. Никоновская летопись связывает рассказ о чуде несгораемого Евангелия с именем князя Аскольда, не отмечая при этом дату события. Но ряд источников датируют миссию архиепископа 886 годом, когда в Киеве правил Олег.
Относительно недавно в одном парижском собрании средневековых хроник и документов были обнаружены тексты, которые, по мнению специалистов, восходят к аутентичным византийским источникам. Среди них содержится лаконичная запись: "В царствование Василия Македонянина в 6390 году был крещен народ рос".
6390 год от сотворения мира - это 881/882 года от Рождества Христова. И именно на это время приходится осуществленный Олегом переворот, когда он сбросил Аскольда и сел княжить в Киеве. События, надо полагать, разворачивались следующим образом. Успехи начатого Аскольдом развития церковной структуры на Руси в середине 870-х годов обусловили возникновение потребности возглавления ее священником высокого ранга. Аскольд приглашает из Византии архиепископа. Однако едва начав свою деятельность иерарх оказался перед новой властью, которая состояла преимущественно из язычников и, конечно, потребовала от главы христианской общины объяснений. К счастью для архиепископа фактический глава новой власти, князь Олег, не стал препятствовать епархиальной деятельности и распространению нового вероисповедания. Определенная часть его окружения, как о том гласит предание о "Чуде", вскоре также крестилась. Принял ли крещение лично Олег - неизвестно. И, вероятно, последствия этого второго, "Олегового", крещение были даже успешнее первого "Аскольдового", поэтому не известный нам византийский протограф и отмечает, что "народ рос" был крещен 1126 назад
* - в 882-м.
А что же произошло в 988 году? Очевидно, решение князя Владимира являлось не столько выбором в пользу христианства (этот выбор был сделан уже до него), сколько официальным запретом всех других религиозных учений и течений. Отныне язычество оказывалось вне закона и тот, кто осмеливался откровенно исповедовать древнюю веру, становился бы личным врагом верховного правителя, его могли легко лишить всех прав, выгнать из страны, убить.
Жестоко? Конечно! Но давать оценку деятелям прошлого с точки зрения современной морали, этических норм и представлений о справедливости, по меньшей мере наивно. Вероятно решение князя Владимира было в то время самым оптимальным для успешного развития подчиненного ему государства и, как показали дальнейшие события, принесло свои полезные плоды. Сейчас понятно, что Владимир Креститель на самом деле сделал не религиозный или политический, а цивилизационный выбор.
* Напоминаю, статья написана в 2008 г. - y_kulyk