Полтава: переломный момент в культуре

Apr 23, 2024 00:31

Цей пост можна прочитати на українській мові
Считается, что Полтавская битва и миф, созданный вокруг неё, являются поворотным моментом в истории не только восточнославянского мира, но и всей Европы. Однако, помимо этого, Полтава является также кульминационной точкой процесса глубоких культурных изменений, происходивших в Украине, и под влиянием Украины, - в России, на протяжении нескольких десятилетий.

Если внимательно присмотреться к культурной и литературной эволюции Украины в XVIII веке, то можно увидеть, что анонимность соседствует с блеском гения, а историческое писательство смешивает новые идеи со старомодными шаблонами и стереотипами; где польский язык все ещё употребляется шляхтой и церковниками, но теряет свою продуктивную, вдохновляющую функцию; где театр продолжает быть представленным в традиционных схоластических барочных формах, лишь в незначительной степени приспособленных к новой общественной ситуации; где проза и поэзия, какими бы интересными они ни были для истории литературы и ментальности, вряд ли представляют современную, динамичную систему ценностей и форм.

Творчество Григория Сковороды, украинского философа, поэта, и, по некоторым данным, литургического композитора, сочетает в себе славяно-византийское наследие и западный рационализм. Её можно считать наиболее зрелым плодом барочной учёности Киево-Могилянской академии. Гений Сковороды побудил его трансформировать религиозную традицию таким образом, что она стала первой современной философской системой на славянских землях. Он стал первым писателем мирового уровня на восточнославянских землях и проложил путь к появлению украинской романтической литературы XIX века, в частности Тараса Шевченко.

Одновременно Киев стал ведущим центром церковной литературы в Российской империи: богословие, патристическая традиция, филологические библеистические исследования, этическая мысль и дискуссии, спровоцированные вызовом западного (преимущественно немецкого) рационализма, антикатолическая полемика и проповедничество продолжали процветать, вобрав в себя методологические принципы и некоторые новые рационалистические формы, которые приблизили церковную литературу к модерну. Оставаясь центром церковной литературы и церковной традиции, Киев кардинально изменил Московию, преобразовав её в Россию, и одновременно стал частью культуры Российской империи.

Україна, культура, Московия

Previous post Next post
Up