Пятый пост из серии публикаций "Происхождение славянских наций".
Первый см.
Истоки РусиВторой см.
Что произошло с Русской землёй?Третий см.
Литовский вариант (часть I)Четвёртый см.
Литовский вариант (часть IІ) Перейти до українськомовного варіанту посту "Татарское иго"Правление золотоордынских ханов на территориях северо-
(
Read more... )
Сегодня историки всё чаще начинают говорить не о "Руси", а о "Русской земле". Если Вы читали не только этот пост, а весь цикл то в первом и втором идёт, в частности, речь о том, как "модифицировался" этот концепт "Русской земли" во времени и пространстве. А в третьем посте среди прочего делается вывод: "Если авторы ПВЛ и Киевской летописей видели центр Руськой земли в Киеве, то авторы Галицко-Волынской летописи находили его в Галиче и Владимире, московские летописцы, авторы т.н. Куликовского цикла, представляли его вокруг Москвы, а смоленский автор, описывая войну между Сигизмундом и Свидригайло делал это в этнорелигиозных терминах как войну между Литвой и Русью, помещая центр Руськой земли в Смоленск, включая в её состав Полоцк и Витебск и непонятно, входил ли в неё Киев. Сложился не один образ Руськой земли…"
"…та же династия…"
"Та же династия" - это не историческое, а историографическое. Это то, что принято называть "изобретение традиции".
В генеалогии московских правителей Рюрик появился в начале XVI века, когда появились претензии на царский титул, требовавший "престижной" родословной - через Рюрика провели генеалогическую линию к "римским кесарям". И киевским князьям. Оформлено это было сочинением "Сказание о князьях Владимирских". А до этого династия князей Московских именовалась "Калитичами" (по имени основателя династии Ивана Калиты) и князья, что московские, что любые другие, вряд ли даже подозревали, что они "Рюриковичи".
Потом актуальность в потребности Рюрика отпала и о нём забыли (тем более, что и династия поменялась). Реанимирован он был в середине XVIII века Байером. Но даже после этого предопределённости в появлении Рюрика в российском историческом гранд-нарративе ещё не было. Окончательно "освятила" определение династии как Рюриковичи Екатерина II в составленном по её приказу "Родословнике князей великих и удельных рода Рюрика". Ну а Карамзин это "художественно оформил" и благодаря ему этот тезис "овладел массами".
Ну и у меня будет к Вам один вопрос (если позволите).
Что Вы понимаете под "исконно русской" культурой?
Reply
Leave a comment