Мы все ещё мыслим по-старому, думая, что Россия является правопреемницей Советского Союза.
Из этого заблуждения проистекает подход, который Кремль со своей стороны упорно старается навязать Западу: подход, основанный на разделе "сфер влияния" в Европе и мире. Он зародился в 1943 - 1945 годах, когда Соединённые Штаты виделись СССР второй оккупационной силой в Европе. Именно так Россия описывает положение в мире и сейчас - продолжая рассматривать европейскую историю в рамках борьбы между Соединёнными Штатами и Россией. Такой подход подсознательно мешает некоторым политикам взглянуть на Украину с другой точки зрения - как на независимую европейскую страну.
Старший научный сотрудник Института Брукингса в Вашингтоне Фиона Хилл позитивно оценила действия администрации Белого дома применительно к Украинской войне: "Единственное, чего, я думаю, президент Байден точно не хочет делать - так это садиться за стол переговоров с Путиным и фактически делить Европу: это исключено. Путин много раз сигнализировал о том, чего он желает: новой Ялты, нового Потсдама, нового раздела Европы. И многие снова толкают нас в этом направлении, говоря, что мы должны признать сферу влияния России, сферу её безопасности. Но ведь сейчас не 1945 год, не правда ли?
В 1990-х годах на Западе была популярна точка зрения, что военную мощь СССР, особенно его ядерный арсенал, есть смысл сосредоточить в одной стране распавшегося Союза - так якобы будет легче осуществить ответственный контроль и надзор. Остальные страны получат от этой стороны (России) гарантии безопасности. В этом состоял смысл Будапештского меморандума, о котором в Кремле предпочитают не вспоминать.
Оборотной стороной политики сосредоточения советского наследия в одних "ответственных" руках оказалось постепенное формирование новой угрозы Европейской безопасности, сформировавшейся в России на базе советского наследия и ностальгии по прежним границам.
Оправдывая войну, кремлёвская пропаганда говорит о своего рода использовании права на возвращение территории. Таким образом, часть проблемы состоит в том, что некоторые на Западе всё ещё подсознательно признают Россию государством-правопреемником Советского Союза. Однако ситуация давно изменилась и сейчас стоит подумать, как институционально закрепить это изменение.
Завершение войны будет выглядеть скорее не как событие, а как процесс: слишком многие различные составляющие были приведены в движение. После завершения Второй мировой войны и затем после окончания холодной войны - вся Европа и весь мир надеялись, что никогда больше не будет аннексий чужих территорий, насильственных изменений границ... Но сегодня действительно необходимо вновь думать о структурах и институтах, которые должны возникнуть в результате завершения войны.
Сегодня много внимания уделяется полю боя и попыткам переломить там ситуацию, но это должно дополняться дипломатическими усилиями. Речь не о переговорах по схеме "мир в обмен на территории", а о строительстве новых международных институтов, способных повести мировое сообщество в будущее по пути мира.
Россия будущего тоже будет выглядеть совершенно по-другому. Она не будет страной, преимущественно связанной с Европой в рамках широкого тренда 1990-х. Но в то же время, независимо от того, что говорят Путин и его окружение, большинство россиян отнюдь не стремятся в Шанхай.
Конспект-выдержка из
"Мы все ещё мыслим по-старому, думая, будто Россия - правопреемница СССР"