Данило Галицкий… или не Галицкий?!

Jul 23, 2021 19:30


Фигура Данила достаточно хорошо представлена как на страницах летописей, так и в западных источниках. В текстах он фигурирует как князь волынской земли и "Rex Russiae". Но возникает вопрос: а почему его именуют "Галицким"?

Немного предыстории.

Отец, Данила, Роман Мстиславич, начал княжить во Владимире в 1170 г., получив этот город вследствие раздела Волынской земли со своими братьями. Галич к своим владениям он присоединил существенно позднее - в 1199 г.

После смерти Романа Мстиславича, последовавшей в 1205 г., двое его малолетних сыновей Данило (4 года) и Василько (2 года) были изгнаны из отцовских владений. Последовала почти 40-летняя борьба, завершившаяся их утверждением поначалу во Владимире, а с 1238 года и в Галиче, который сделал своей резиденцией Данило, оставив во Владимире Василька.

Теперь к сути.

Обратившись к становлению российской историографии XIX в. видим, что в отношении князей использовалось определение типа "Киевский", "Суздальский", "Смоленский" и др. Эти прилагательные использовались не в качестве прозвища, а определяли стол, которым тот или иной князь обладал. В таком контексте учёные вспоминали и о Владимире (Владимирко) Володаревиче и Ярославе Владимировиче, характеризуя их "Галицкими". И эти князья действительно были владетелями Галича в XII в., но они являлись представителями другой династии - Ростиславичей.

Что касается Данило, то его резиденцией Галич был очень короткое время - с осени 1238 г. до зимы 1240 - 1241 гг., когда резиденция была перенесена в Хелм (Холм, Chełm), который стараниями князя за короткий срок превратился в один из крупных центров тогдашней Восточной Европы. И именно на период развития Хелма приходится и наибольшее возвышение государства Романовичей.

Поэтому логика исторических исследований XIX в., именующая Данила князем Галицким, представляется несколько странной и возникает вопрос, насколько она является приемлемой в его отношении. Более логичным, научно более корректным и не противоречащем его характеристике в источниках, представлялось бы именовать его Данилом Хелмским, или, как это делалось в западных источниках, Rex Russiae (королём Руси/русинов).

Гипотезу о корнях появления прозвища Галицкий выдвинул историк Назарий Христан, подметивший, что его авторами стали москвофилы Галичины. Популярный среди них концепт "общерусской" истории был невозможен без "образов" прошлого, которые должны стать основой новой исторической памяти. В таком фокусе исследовательских поисков была изобретена память о князе, короле Руси - Даниле Романовиче, дававшая исследователям (учитывая особенности политической биографии обладателя) наиболее широкий простор для исторических дискуссий цивилизационного характера.

Создателем образа "Данило Галицкий" стал львовский архивист Д.Зубрицкий, изобразивший князя "естественным" обладателем Галицкой земли. Продолжил дело Зубрицкого учёный И.Шараневич, который считал Данила Романовича знаковой фигурой не только галицкой, но и "общерусской" истории.

Стремясь интегрировать память о князе в свои собственные идейные убеждения, историки столкнулись с существенными "проблемами" биографии Данила, которые противоречили их ведущему тезису о том, что Галичина является органической составляющей "русского мира". Потребность исторической памяти о великом галицком предке заставила историков "не заметить" шесть штурмов Галича Данилом Романовичем и тотальных разрушений его окрестностей. Сопротивление местных галицких бояр в сознании упомянутых историков стало инструментом образа внутреннего врага государства. А их "умерщвление" вызвало восторг у исследователей, считавших, что это способствовало единству русских земель.

Развил тезис "галицкого князя" историк-москвофил Б.Дидицкий. Будучи откровенным антизападником, учёный в стремлении нивелировать вес европейского фактора в политике Данила, изобразил его как временный "уклон". В своей трёхтомной "Народной истории Руси" Дидицкий впервые употребил неисторическое определение "князь Данило Романович Галицкий", тем самым завершив процесс формирования образа.

Образование формы упоминания Данила Романовича как князя "Данила Галицкого" носило более политический характер, чем исторический. Галицкая земля всегда характеризовалась своей обособленностью и самобытностью относительно остальных земель Руси. Игнорирование в титуле Данила Романовича определения "Rex Russiae" и утверждение дефиниции "Галицкий" способствовало интеграции Галичины в "русский мир".

Использованный источник
Nazarii Khrystan. Король Данило Романович в історичній концепції галицьких русофілів: конструювання образу.

Данило Галицький, москвофільство

Previous post Next post
Up