Цей пост можна прочитати на
українській мові Недавно у меня был пост под названием
"Территориально-правовые общности Речи Посполитой". Он представлял собой конспект одного из разделов работы польского историка Генрика Литвина (Henryk Litwin) "Из народа руського. Шляхта Киевщины, Волыни и Брацлавщины (1569-1648
(
Read more... )
Правители приглашали немецких колонистов и в качестве "конфетки" предоставляли этим колониям право на определённую независимость - освобождение от феодальных повинностей, право иметь своё самоуправление, свой суд (а не суд феодала) и т.п. Это давало правителям возможность расширить за счёт мещан свою социальную базу (до этого состоявшую исключительно из феодалов) и осуществлять давление на феодальную аристократию.
Подобная автономность поначалу только немецких общин постепенно распространилась на всё население городов. Позднее предоставление магдебургского права городам с немецкой общиной не связывалось, а "просто" предоставлялось.
В свете нашего недавнего обмена мнениями о "европейской" культуре и "неевропейской" (о разных политико-правовых системах), здесь надо отметить, что подобное являло собой пример договорных отношений между феодалом и "городом" (в лице магистрата, например). Т.е. то, чего не было в правовой культуре Московского государства, где не существовало такого субъекта отношений как "город", а управление осуществлялось воеводой.
Магдебургское право и городское самоуправление ещё во времена Данила Галицкого получили Львов, Владимир и Луцк, позднее некоторые другие города Галицко-Волынского княжества. Польские короли затем подтвердили его.
Reply
Reply
И совершенно непонятно Ваше утверждение по поводу установления чужих законов и подрыва власти правителя. Наоборот, приглашение чужеземных поселенцев имело целью, среди прочего, именно укрепление власти. Тот же Данило Галицкий в своё время перенёс свою резиденцию из Галича (где у него была постоянная, угрожающая его власти, оппозиция бояр) в Хелм, и фактически на пустом месте построил новый город путём приглашения поселенцев со стороны. Всего же Данило построил 14 городов (Львов, в том числе), и можно предположить везде по этому сценарию - мотивируя поселенцев предоставлением внутреннего самоуправления. Последние, получив определённые права и обязанные ими Данилу, составили противовес боярам. Т.е. это позволило Данилу сделать то, о чём я несколько "абстрактно-научно" сказал в предыдущем комментарии: "расширить за счёт мещан свою социальную базу (до этого состоявшую исключительно из феодалов) и осуществлять давление на феодальную аристократию". Объективно это укрепляло власть правителя.
Предоставление Магдебургского права городам не являлось "установлением чужих законов" - скорее это было "заимствование передового опыта". "Политическими субъектами" в ту эпоху были исключительно феодалы. Предоставление Магдебургского права городам и их делало такими "политическими субъектами", гораздо более предсказуемыми и более лояльными к правителю по сравнению с амбициозными, склонными к интригам и предательствам феодалами.
Многие польские города жили по Магдебургскому праву, которое ещё называли "немецким", хотя далеко не всегда его появление было связано с немецкими поселенцами - часто оно предоставлялось и "своим". А вот на землях "немецкого" Тевтонского ордена их не было (или, по крайней мере, прилагались усилия, чтобы их не было) - орден имел милитаризованную систему управления и необходимость в каких-то "противовесах" не возникала.
Reply
Leave a comment