Контекст - в нем филологи крепки. Они знают, что Еврипид написал "Алкесту" для того, чтобы побудить афинян начать активные военные действия, чтобы наказать Самос. Что любому греку в театре был понятен именно этот косвенный смысл в сюжете, когда дар Аполлона приводит к смерти Алкесты, - но верную жену спасает Геракл.
Аполлон символизировал политику и мирные средства достижения целей (через переговоры и убеждения), а Геракл - грубую силу и военные действия.
Аполлон подарил Адмету за гостеприимство шанс остаться живым, если за него кто-то отдаст свою жизнь.
И этот дар оказался, как теперь говорят, "токсичным", - остаться в живых предстояло ценой моральной смерти.
А Геракл в ответ на гостеприимство Адмета "просто" пошел и сразился с демоном смерти и вернул жену (Алкесту) мужу из царства Аида.
Но есть еще один момент, который не очень хотят замечать филологи.
Дар Аполлона приводит к смерти женщины, а дар Геракла возвращает ее к жизни. Потому что Геракл поклоняется Богине, любит жизнь, принимая ее разные стороны, где отражается женственность, - но именно их в пьесе сторонится Аполлон.
Геракл похож на тантрического йогина, который понимает: власть над жизнью можно получить только поклонившись Женщине-Богине-Матери. Иначе даже ясность и понимание устройство мира в критических ситуациях окажется бессильным, - "истина покоя" окажется не достаточной, потребуется знание "искусных средств".
Click to view