Татхата - Дхармата, Сущее-Бытие, Мысль-Бытие

Dec 05, 2010 22:00

Это пока всё предварительно, но всё же.

Если Татхата -это таковость, истинная сущность вещи, то она близка  (если не совпадает) с определением сущности у Аристотеля - как  единства вещи во всех её фактических проявлений. То есть это действительность (или возможность ставшая действительной).

Если Дхармата (тиб. чо-йинг, или бон йинг) - это истинная природа явлений (вещей), или (этимологически) пространство явлений, то это очень близко к пространству возможностей, - тому, что может появиться=проявиться=возникнуть. Тогда это -  возможность (которая может стать действительной).

Я помню, в курсе цемы, который читал кармапинский геше Карма Чечог, он говорил что единство Татхаты и Дхарматы надо доказывать.

Было бы странным просто приравнять (отождествить) одно с другим, - хотя это и вполне диалектично, но мало бы что добавило для понимания. Видимо, природа - это общее в явлениях (или вещах),  и эта общность существует иначе, чем сами конкретные вещи. Нельзя просто сказать, что есть только конкретные вещи, потому что тогда окажутся невозможными любые определения (хотя буддистам, особенно прасангикам приходилась такое высказывать, - голоса оппонентов звучали всё тише по политическим причинам).

Тогда высказавание "Татхата есть Дхармата"  означает другую формулировку единства Бытия (Дхарматы) и Сущего (Татхата), причём Дхармата - это ещё ведь и тайное пространство ума, то есть и здесь вполне можно узреть Парменида ("одно и то же мысль и то,  о чём мыслим").

В.В.

Аристотель, Платон, Вечный Бон

Previous post Next post
Up