Mere-exposure effect

Oct 06, 2023 01:38


Для того, чтобы увлечь кого-то новизной, предлагаемая новизна должна быть чем-то знакомым. Этот психологический феномен предпочтения к чему-либо известен под названием "эффект знакомства с объектом".

Иными словами, если вы хотите сообщить кому-то что-то для него новое и убедить его принять эту новизну, то для вашего визави это не должно быть чем-то абсолютно новым. Оно должно быть привязано к чему-то ему уже знакомому.

Работает это везде, включая науку. Ещё Макс Планк писал, что новые теории утверждаются не в результате переубеждения оппонентов, для которых эти теории являются "абсолютным" новшеством, а по причине естественного убывания последних. Приходящие им на смену следующие поколения учёных уже знакомы с новыми теориями и легче воспринимают доктрины, казавшиеся предыдущему поколению еретическими.

Если говорить о социальной сфере, то люди, устраивающие революции, или просто пытающиеся зафиксировать новый, выгодный для себя статус-кво, в поисках поддержки своих начинаний чаще всего апеллируют не к чему-то новому, что они хотят внедрить, позиционируют себя не создателями чего-то нового, дотоле невиданного, а представляются борцами за восстановление былого "золотого века".

Яркая иллюстрация к сказанному - нынешняя ситуация в России. В ней нет разговоров о созидании чего-то нового и агитации поддержать это новое. Риторика другая - о "поднятии с колен", о восстановлении былого "величия".

всякая всячина, социология

Previous post Next post
Up