Страна, где идет необъявленная гражданская война между мусульманами и христианами, а на побережье «правят» пираты, столь же опасная территория для ведения бизнеса, как и государство, где царит коррупция и неопределенность в трактовке и исполнении законов. Такие выводы сделали в швейцарской Coca-Cola HBC, сравнив риски ведения бизнеса в странах Восточной Европы, Ирландии и Нигерии. РФ по степени опасности для бизнеса оказалась на одном уровне с Нигерией, определились в Coca-Cola HBC, невольно использовав популярный среди постсоветских оппозиционеров мем «Россия - это заснеженная Нигерия».
В России с ее большой и сложной структурой государственного управления и администрирования, национальные, региональные и муниципальные власти могут принимать противоречащие друг другу решения и выдвигать разнообразные требования, что также может увеличить расходы компании, приводит газета «
Ведомости» выводы Coca-Cola HBC.
В России и Нигерии исторически очень высокий уровень коррупции, а поскольку компания в своей работе руководствуется законом США о запрете коррупции за рубежом, она может оказаться в неравных конкурентных условиях с другими участниками рынка. Неопределенность законов может влиять на прибыльность бизнеса ботлера как напрямую (за счет более высоких расходов на приведение бизнес-процессов в соответствие с регуляторной базой), так и косвенно (за счет снижения потребительской уверенности и готовности потребителей тратить деньги на покупку товаров не первой необходимости).
Аналогичные выводы год назад сделал главный конкурент Coca-Cola - компания PepsiCo. Нестабильная политическая ситуация, гражданские волнения и другие риски в странах присутствия, включая Россию, могут иметь негативное влияние на бизнес PepsiCo и ее финансовые результаты, писала компания в годовом отчете. PepsiCo также, как и их конкуренты, указывала, что невозможность избегать коррупционных схем в России, противоречит условиям для американских производителей, которые им ставят законы США.
Считается, что популярный среди российской оппозиции и западных СМИ мем «Россия - это заснеженная Нигерия», «родил» выходец из СССР, сооснователь Google Сергей Брин еще в 2002 году: «Nigeria with snow».
Массово этот термин стал употребляться с 2008 года, когда журнал Esquire опубликовал «Пятиминутный путеводитель по сходству России и Нигерии». Сейчас на сайте журнала по прежнему адресу этот текст отсутствует, но поисковики выдают
десятки тысяч ссылок на копии этого сравнения: формула «ушла в народ», и шутка Брина стала частью мифа о России, наряду с медведями и балалайками.
Блог «Толкователь» предлагает еще одну версию происхождения термина «Северная Нигерия». Британский историк Доминик Ливен еще в 2003 году вывел это сравнение - в книге «Российская империя и её враги с XVI века до наших дней». В заключении к ней Ливен, в частности, пишет:
«СССР при Брежневе не был полностью закрытой экономической системой. Однако новая постсоветская элита умудрилась превратить большую часть ресурсов, которые прежде использовались для поддержания нужд сверхдержавы, в свою личную собственность. Они использовали неограниченное право для перевода своих богатств за рубеж, чтобы обезопасить их и вести образ жизни сверхбогачей. Это элита в нигерийском стиле.
Нынешняя степень хаоса в России заставляет предположить, что в конце концов к власти тут придет президент, похожий на Мобуту.
Нигерийский сценарий представляется весьма вероятным: потенциал России растранжиривается из-за слабости государства, вопиющей коррупции элиты и полного исчезновения у населения чувства патриотизма и гражданской ответственности.
Русская Нигерия воплотит в себе худшие черты бюрократии СССР и самые отвратительные черты капитализма третьего мира».