По результатам всеобщих парламентских выборов в Италии «Движение 5 звезд», возглавляемое комиком Беппе Грилло, стало первой партией в Италии, набрав 25% голосов в общенациональном масштабе. Страна стала неуправляемой, но партия Грилло, программа которой считалась утопической, провела в обе палаты итальянского парламента в общей сложности 170 парламентариев. Таким образом, утопия стала наглядной реальностью.
При отсутствии большинства в верхней палате парламента - Сенате, формирование правительства становится невозможным, поскольку все основные политические силы, представленные в парламенте, заведомо исключили коалиции друг с другом, накладывая взаимные вето на подобный проект.
Беппе Грилло уже заявил, что не будет вступать в коалицию ни с одной из традиционных политических партий и требует новых выборов. Левоцентристская «Демократическая партия» наотрез отказывается от широкой коалиции с партией Сильвио Берлускони «Народ свободы» а та, в свою очередь, отказывается от коалиции с левоцентристами, называя их «коммунистами».
С другой стороны, каждая из этих партий опасается закулисного сговора двух остальных политических оппонентов между собой.
Марио Монти и его предвыборная коалиция «Гражданский выбор» не играют сколько-нибудь значительной роли, набрав значительно меньше чем предполагалось голосов избирателей. По меткому выражению одной из итальянских газет «Марио Монти закатали в асфальт».
Маловероятно, что президент Италии Джорджо Наполитано смог вновь назначить техническим премьером Марио Монти сразу по нескольким причинам.
С одной стороны, срок полномочий Наполитано на посту президента Италии истекает 15 марта, в первый день заседаний новоизбранного парламента, который до 15 мая должен будет избрать нового президента Италии. С другой стороны, в случае назначения президентом технический премьер-министр не получит утверждения парламентом в связи с отсутствием большинства в Сенате. Еще одна причина - в ходе предвыборной кампании все без исключения политические партии и движения, представленные в новом парламенте, атаковали Монти и его правительство, подвергнув их резкой критике за непопулярную социальную политику.
Формирование правительства, даже временного, видится весьма сложным ещё и потому, что для утверждения правительства парламентом должны быть избраны председатели обеих палат, а при отсутствии большинства в Сенате практически невозможно избрать председателя. А отсутствие председателя, в свою очередь, делает невозможным утверждение правительства. Подобной ситуации еще никогда не было за всю историю существования Итальянской Республики.
С новыми досрочными выборами также могут возникнуть проблемы: все политические силы сходятся в одном - необходимо изменить избирательный закон с тем, чтобы гарантировать квалифицированное большинство в парламенте и обеспечить управляемость страны.
Однако с учетом процедурных тонкостей изменения избирательного закона, а также с жесткими временными рамками - максимум 6 месяцев- для проведения новых выборов, они выпадают на август.
В августе месяце сезон отпусков, Италия практически «останавливается» и вытащить избирателей с пляжей и с горных курортов для голосования - задача практически непосильная. Выборы в августе в Италии никогда не проводились.
Общую позицию партия Сильвио Берлускони и «Движение 5 звезд» в ходе предвыборной кампании нашли только по одному вопросу - выходу Италии из евро.
Весомым подспорьем в этом является сложившийся институциональный хаос в Италии.
Если Берлускони и Грилло выполнят это свое предвыборное обещание, что выход Италии из зоны евро будет означать кончину еврозоны.
Станет ли утопия, выход из евро, реальностью, и следует ли петь здравицу или заказывать заупокойную мессу по евро - на этот вопрос сегодня в Италии не может ответить никто.