В общем так, друзья. Почему-то так вышло, что мы с вами потерялись и перестали разговаривать. Делиться впечатлениями устно не выходит, а очень хочется. Поэтому буду рассказывать здесь, как я там. А то, когда мы таки дозреем до беседы, забуду, и ничего не останется. Так что в некоторых постах будет получаться такой "лытдыбр" с этнографической окраской. Посему это первый пост под тегом
diary.
Вчера разом в один день случились удивление, путешествие и откровение.
Удивление. Как финны собаку продавали.
Видела, как мои финны продавали щенка.
Делали они это не меньше полутора часов, а то и все два! У них питомник истрийских гончих и, соответственно, щенки. И вот нашёлся покупатель. Мне заранее сказали: "Завтра приедет человек забрать щенка". Я как думала - дел на 15 минут. Деньги взять, документы и собаку отдать - всё. А ни фига! Финский бизнес ведут по-другому.
Привели домой щенка, дождались-встретили покупателей. Сели по лавкам и диванчикам и полчаса разговаривали: про гончих собак да про выставки. Покупатели в это время щенка гладили. Потом отпустили щенка гулять по дому и опять разговаривают. Потом есть сели и чай пить. Покурить вышли. Потом я не видела - наверное, щенка собственно продавали: деньги - документы там. Заглянула опять в "переговорную", а туда уже взрослых собак навели, ну, и покупатели их фотографируют. Потом опять пошли курить, уже с щенком на поводке. Покурили - и опять трещать. Долго! Потом уж уехали.
Два часа продавать щенка! Двинуться можно.
Путешествие. В Швецию за огурцами.
Неожиданно смоталась в Швецию. Ненадолго, по-хоббичьи туда и обратно.
Вообще-то мы ездили в закупаться к Рождеству в финский торговый центр Rajalla (буквально означает "на границе"). Есть такой в городе Торнио. Он и в самом деле стоит на границе со Швецией: на выходе из центра уже красуется таможня.
Оказалось, что на территории Финляндии раскупили все финские огурцы. Санна (финка моя) говорит: "Пойдем на ту половину, там купим". Ну, мы и пошли. Вернее поехали. Пять минут, и мы в Швеции. Почему-то не проходили никакого пограничного контроля. Мне, кстати, как русской, наверно, полагалось посветить своей финской визой. Я, собственно, ждала, когда же, а мне Санна внезапно говорит: "Всё, мы в Швеции, выходи". "Э-э-э, - думаю. - Ну, собственно, что теперь трепыхаться-то." Вот так.
И ещё один торговый центр. Пока мы шествовали через отделы, я выяснила, что в Швеции продается (боже ты мой! зачем?) мох в пакетах. И все цены указаны в шведских кронах. На входе об этом, кстати, даже повешено умильное объявление на русском языке. И примерный курс кроны указан.
Дошли до огурцов. "Ммм, испанские. Не, надо только финские!" "А почему?", спрашиваю. А мне выдают: испанцы, дескать, свои огурцы какой-то гадостью поливают. Хм, а финские огурцы в северных широтах, типа, сами растут? Долго думала, где логика. Ну, да ладно. Не нравятся испанские - значит, не нравятся. Но вообще круто так - скататься в Швецию за огурцами, ага.
Откровение. Kaamos вместо непогоды.
Я в Лапландии всего только три дня к тому времени находилась. И все три дня как-то хмуренько там было. Тучки, сумрак с утра до вечера. Чуть посветлее в полдень. Ну, через пару дней, думала, разгуляется. И так лениво в ходе светской беседы ни о чём интересуюсь: "А в Торнио часто случаются такие тёмные дни?" Прикидываю, когда можно будет в денёк посветлее выбраться посмотреть город. И выпадаю в осадок от ответа: "Ну, сейчас полярная ночь. В марте закончится". Ржу про себя: "Вот тебе и через пару дней!" А теперь вот думаю: а почему, собственно? От Торнио до полярного круга километров сто. Почему полярная ночь (kaamos по-местному) случается уже здесь? Из меня астроном, ясен пень, никудышный. Вялое копание в интернете по этому поводу ситуацию не прояснило. Так что оставлю это здесь: может, какой добрый умный человек расскажет, в чём тут дело?