«Скажи мне, что ты чувствуешь».

Feb 18, 2019 23:14





Совершенно неочевидный факт - кататься на горных лыжах нужно учиться.

Звучит шокирующе и даже в чём-то крамольно, но это так. И даже те люди, которые принимают этот тезис как аксиому, воплощают его в жизнь каждый сильно по-разному.

Март 2010 года, ГЛК «Абзаково», инструкторские курсы НЛИ, категория «Б».

Стандартный диалог с преподавателем как будто бы взят из популярной киноленты, но инвертирован в обратную полярность: «Давите! - Я давлю! - Нет, вы не давите!». Куда, чем и когда давить - досконально выяснить катастрофически не получается: нас слишком много, и каждый, как говорится, желает знать. Я уверен на 100%, что меня учат лучшие лекторы Лиги, и при этом на 99% не понимаю, что же я должен в итоге продемонстрировать. И так восемь дней. Если кто постоянно «опаздывал с давлением» в «школьном» малом радиусе - подойди, обниму, I know that feel, bro.

Прошло восемь лет.

Согласно известному правилу, в отдельно взятой области жизни ты либо развиваешься, либо деградируешь - оставаться в стазисе невозможно. И в моих отношениях с лыжами регресс достиг настолько угрожающих масштабов, что необходимость что-нибудь с этим сделать стала заметна невооружённым взглядом, причём посторонним людям. Оставался вопрос - что именно.



Войти дважды в одну реку под названием Лига? Нет, плавали, знаем. Да и суть курсов инструкторов (captain mode ON) - в получении сертификата инструктора (captain mode OFF), актуальность чего для меня давно уже перестала животрепетать. Удалые парни и девчонки, объединённые брендом SnowPro? При всём моём уважении, тоже нет - покатать фрирайд и хорошо потусить я могу себе организовать и самостоятельно, без привлечения внешних подрядчиков. Нужно было нечто иное…

Ноябрь 2018 года, Шерегеш, второй день школы тонкого чувствования лыж.

После нескольких разминочных кругов мы делаем странное - оставляем одну лыжу у посадки на нижний «синий» бугель (и заберём только в конце дня). Если вам вдруг кажется, что вы умеете кататься, то это, пожалуй, один из самых простых и быстрых способов развеять это заблуждение. Растерянность, беспомощность, паника, потеря духовного стержня и жизненных ориентиров - короче, рекомендую. Самооценку спасает лишь тот факт, что для большинства из моих соратников на этой школе горные лыжи не способ развлечься, а профессия - но в данный момент все они борются за выживание ровно так же, как и я.

Краткое лирическое отступление - вообще говоря, есть мнение, что в русском языке слова «чувствование» как бы и нет совсем, и правильнее было бы использовать «ощущение». Однако, применительно к катанию, мы имеем, собственно, непрерывный процесс получения ощущений, что как раз-таки и можно описать как «чувствование». Так что с термином, несмотря на некоторую его искусственность, я вполне согласен.

Итак, о чём речь? Началось всё, как обычно, с друзей. Благодаря им, в последние два сезона на наши родные просторы начали проникать и потихоньку овладевать умами и сердцами ростки современной американской спортивной методики, адаптированной к применению на обычных людях. Чтобы было яснее, что это за друзья такие - я сейчас говорю о коллективе профессиональных инструкторов с огромным опытом. И все эти люди дали мне совершенно однозначную оценку - дело стоящее. Цитата: «Давление на лыжу - это не то, что мы думали!». За всем происходящим в итоге закрепилось неофициальное название - «новая религия».

Оставался вопрос - где и как. И тут, ближе к осени, новость - Стас Горбачевский анонсирует школу тонкого чувствования лыж, основанную как раз-таки на постулатах «новой религии». Шерегеш, начало сезона - хочу. В итоге всё складывается, я в деле, а уже практически на месте узнаю, что среди курсантов, среди прочих, ещё нарисовались mes chers amis Маруся Коврижкина, Антошка Сомов, и Таня Миловацкая - ну, друзья, такой компанией я не то что школу, а весь сезон кататься готов!

Третий день школы.

После каждого сета упражнений мы делаем короткую остановку, и Стас просит группу поделиться своими ощущениями. Раз на раз не приходится - иногда это полнейшая милота, а иногда выглядит в точности как начальное собрание клуба анонимных алкоголиков. Все молчат, мнутся, косятся на соседа в надежде, что тот начнёт первым:

- Здравствуйте, я Алексей, и я не могу контролировать свою внутреннюю лыжу.

- Спасибо, давайте аплодисментами поблагодарим Алексея за смелость. Кто следующий?

Лес рук.

У кого-то не гнётся бедро, у кого-то гнётся слишком сильно колено. Кому-то мешают руки, кому-то ботинки, кому-то снег, кому-то внешняя политика США. Но всё это самообман, игры разума, и мы постепенно, день за днём, упражнение за упражнением сужаем фокус внимания до зоны, которая действительно имеет значение - наших стоп.

Пятый день школы.

Как корабль назовёте - так оно и поплывет.

Школа тонкого чувствования нет-нет да и сместится ненароком в область тонких чувств:

- Тренер, у меня третий размер, ну мне просто неудобно делать это упражнение!

- Едут не ти… размеры, а ноги, ноги! Ещё раз то же самое.

Разговор в стороне:

- Походу, у меня тоже третий размер, вообще никак не идёт…

- Ого, у нас сразу двое с третьим размером, а мне нравится наш коллектив!

Но вообще-то, времени болтать особо нет, что меня лично весьма устраивает.

Вспомните, как это обычно бывает - группа подолгу стоит на склоне, слушает длинные объяснения преподавателя, потом все по очереди делают короооотенький проездик, и начинается следующее великое стояние, когда каждому подробно разжёвывают его ошибки. Короче, без пуховки, электростелек и термоса с горяченьким хрен выживешь.

Ничего подобного у нас нет и в помине. Стас показывает, мы делаем - у кого как получается. Стас показывает ещё раз, мы опять делаем. Буквально пара минут на «поделиться ощущениями» - и снова работать. В результате мы очень, очень, ОЧЕНЬ МНОГО КАТАЕМСЯ. И это круто, ребята - ведь стоя ничему не научишься.

А специально для проникновенных разговоров есть вечерний разбор видео.

Шестой день школы.

Сидя в кресле «Хлебницы» и обсуждая с товарищами-курсантами влияние научной критики философии нью-эйдж на позднее творчество Джорджа Лукаса (не, ну а что?), внезапно отчётливо осознаю, что у меня получается (получается, чёрт возьми!) следующий кунштюк - синхронно нажимать большим пальцем левой ноги и подтягивать мизинец на правой. И наоборот. Это открытие приводит меня в полнейший восторг - ещё бы, ведь каких-то пять дней назад я был абсолютно уверен, что мой мозг сможет дать такую команду телу лишь после двадцати пяти лет медитаций в полузаброшенном монастыре, затерянном среди горных опиумных плантаций на границе Бирмы и Таиланда.

Большой палец слева, мизинец справа. Мизинец слева, большой палец справа. Нажимаем, подгребаем. Прошу вас, просто попробуйте.

Однако, эйфория от моего открытия практически сразу же перекрывается поистине эпическим по масштабу превозмогания спуском по «Доллару» - по вечернему свинорою на одной лыже, извольте. Вот тут мы прилипаем все, без исключения. И тем не менее, в какой-то момент, проезжая мимо выживающей на буграх дамы в костюмчике «Colmar» и с обязательным лисьим хвостом на шлёме, отчётливо читаю в её глазах вопрос - «Dude, are you fucking kidding me?!». Прошу прощения, мэм, они меня заставили, честное слово.

Седьмой день школы.

Мы стоим на лбу Зелёной, примерно посередине верхнего крутяка, выстроившись друг за другом, как будто собираемся ехать демо. Отчасти, так оно и есть, только показывать мы собираемся всего один технический элемент - большой радиус, full gas (устоявшийся термин, означает «валим на все деньги»).

Лидирует Стас, за ним Антоха, я третий, за мной Таня и остальной народ. Стас поднимает палку, давая группе сигнал о готовности, и мы стартуем. Это уже вторая половина дня, на лбу наскребли много крошки, поэтому даже в резаном ведении из-под лыж летит очень много, это мешает оценивать дистанцию до едущего впереди, но, в принципе, мне удаётся без особого труда оставаться стабильно в 4-5 метрах за Антошкой. Оставшаяся половина крутяка сливается в какое-то мельтешение на краю зрения, внимание сфокусировано на том, чтобы остаться в траектории ведущего. Вылетаем на выполаживание, делаем ещё пару поворотов и останавливаемся. Оглядываюсь назад и вижу всех ребят - это значит, все удержались друг за другом, и змейка не развалилась. Огонь.

Потому что неделю назад половина группы вообще не каталась по таким уклонам резаным ведением.

Восьмой день школы.

Мне легко и спокойно.

Пронзительная ясность ума, и удивительная лёгкость в теле. Лыжи скользят так непринуждённо, так плавно, так естественно, что кажутся продолжением меня самого. Сознание отрешено, и как бы со стороны наблюдает за стремительным движением вниз по склону. Хаос мыслей покорился гармонии Вселенной, разум чист, утихли обуревающие душу страсти. Я есть Скольжение, а Скольжение суть Я…

На самом деле - нет.

Внутренняя нога всё так же периодически болтается без дела (читай, без контроля), стремление загрузить пятки в конце поворота раз через раз приводит к просаживанию уже откровенно криминально назад (особенно в малом радиусе, да на уклоне пободрее), а при сложном манёвре в ограниченном пространстве меня так и тянет от свободного пропускания лыж под корпусом перейти в привычный «чих-пых» с перебрасыванием туда-сюда разгруженных пяток. Но я был предупреждён.

Ещё в начале школы Стас сказал: «Ребята, только, пожалуйста, не думайте, что мы сейчас за восемь дней поменяем катание, которое сформировалось у вас за ваши 10-15 лет на лыжах. Конечно же, нет. Мы всего лишь обозначим вектор для дальнейшего движения, поймём, что можно и нужно менять. А уже после этого начнётся ваша собственная работа в этом направлении».

И пусть даже так, но всё же - «Я» перед началом школы тонкого чувствования лыж, и «Я» после её окончания - это какие-то два разных лыжника (а значит, и немножко разных человека). Причём тот, который «после», мне нравится гораздо больше.

Трансформация личности - это так просто.

Спасибо, Стас. Спасибо, мои товарищи по школе.

P.S.

Как это частенько водится в подобного рода историях, вся глубина глубин полученных знаний догнала меня уже слегка попозже, с помощью самого, пожалуй, благодатного сценария - двух учеников.

Помните старый анекдот про школьного учителя, который «пока вам объяснял, уже даже сам понял!»? Так вот, если кто не в курсе, то в этой шутке нет ни доли шутки. Хотите понять, разбираетесь ли вы в какой-либо теме - попробуйте разжевать её суть кому-либо несведущему в ней.

Так и тут - стоило мне начать занятие, стоило начать объяснять и демонстрировать (очень важный момент) - и новые методические постулаты словно ожили и развернулись внутри, и выстроились в безупречную логическую цепочку. Работает система.

Ну и, конечно, как теперь откажешь себе в удовольствии задать вопрос - «Ну, как ощущения? Что чувствуете?».

P.P.S.

Для интересующихся - небольшая видео-зарисовка от Андрея Зажигина на тему «как это было»:

https://youtu.be/gxXWKobG-nU

слова в рифму и не только, лыжноэ/снежноэ

Previous post Next post
Up