Про суб-культуры

Jan 18, 2023 16:50

Обычно пишу статьи "циклами" - что-нибудь забуду или не успею раскрыть в первой статье, и пошло-поехало. Но после неожиданно "выстрелившей" вчерашней статьи (спасибо burckina_new за репост) отойду в сторону и рассмотрю тему суб-культур; повторно, ранее её уже рассматривал. Но подновить и посмотреть с другой стороны никогда не помешает.

Повод для статьи дал тов. Юлин в своём ролике "про аниме и игры":

image Click to view



Разбирать ролик не буду, и спорить тоже; как это у меня обычно бывает, смотришь в книгу, видишь совсем не то, что хотел сказать автор. Борис Виталич рассматривает ситуацию с точки зрения марксиста-ленинца, как инструмент по пропаганде своих идей, и с этим сложно поспорить - тот же самый условный телевизир, если его рассматривать как инструмент, может быть использован и как монитор компуктера, и как часть пульта управления дроном, например; так что все те ужОсы телевидения он вообще никогда не будет транслировать. Но если рассматривать его как часть пропагандистской машины - то всё печально; он натурально зверит и скотинит человеков. Этот вопрос можно разбирать отдельно, но пока что не будем.

Выходя на кривую дорожку обсуждения аниме или игрушек (у меня тоже есть на эту тему статьи, причём не обличительные, а вовсе наоборот), всегда надо иметь в голове опасность свалиться в суб-культурку, т.е. в общепринятые в соответствующей тусовке (анимешников или игрецов) нормы. Понятно, что Борис Виталич жжОт, как дуговая сварка, даже в среде единомышленников, но простому человеку в таких условиях удержаться в сознании довольно тяжко.

И проблема тут не в аниме или играх, а в том самом понятии суб-культуры, которая не является культурой практически ни в каком виде. Странно, да - нормы есть, даже общепринятость есть, а вот культуры нет; как же так? - скажет залётный листатель, не читавший предущей статьи по теме. Те же, кто хотя бы по диагонали просматривает мои статьи, в курсе, что культурные вопросы появляются в них чуть ли не чаще всего; например, можно посмотреть вот эту статью, или вот эту.

Культура - это общепринятые в обществе нормы и ограничения, исходя из определения. Тогда как вся суть суб-культурок - в отделении себя от общества и формирования собственных норм; по сути это культурный сепаратизм.

Отдельно хочется сказать (как и в прошлый раз), что надо отделять суб-культуры от культур суб-этносов и прочих относительно закрытых сообществ (навроде военных, полярников и прочая). Хотя звучит похоже, но суть совсем другая. Культуры суб-этносов и прочих сообществ редко противоречат общепринятой культуре; местами тамошние нормы являются доведением общепринятых до абсурда, и тем не менее. Тогда как вся суть суб-культур - в противопоставлении себя общепринятому.

Но самое имхо главное в этом вопросе - в том, что культура без кавычек и приставок воздействует на всю человечью жизнь, включая экономику и добычу пропитания, а суб-культуры - это просто форма проведения досуга.

Здесь следует сделать очевидную (для постоянных листателей) оговорку о том, что культура <> искусство. Ведь Моцарт или Достоевский - это ведь тоже форма проведения досуга; любители классической музыки или литературы тоже в основном предаются любимому занятию в свободное время, а не у станка или рабочего компуктера. Но я уже писал ранее большой цикл статей о том, что музыка (и прочие сложные (для вас) формы проведения досуга) помогают людям в том числе и с физиологической точки зрения, удерживая мозги и сознание в тонусе. То есть искусство как часть культуры вполне себе интегрируется в повседневную жизнь. А вот если не как часть, то тут уже возможны варианты.

Суб-культуры - это своего рода культурный (и не только) эскапизм, уход от общества в его отрицание. И искусство, связанное с суб-культурами, это точно такой же эскапизм, в отличие от искусства здорового человека.

Приведу вполне конкретный пример. В СССР, как многие тут знают, было фактически навязывание той же классической музыки, балета, литературы и прочая, на уровне, недоступном больше ни в одном обществе; у тех же "цивилизованных" принадлежность к культуре классиков означает принадлежность к элите общества. И, в отличие от "тамошних" порядков и от суб-культурного подхода, классическая культура помогала людям осознавать, ради чего они фигачат в шахтах и на стройках коммунизЪма. То есть она была частью общей культуры общества.

Что же касается суб-культур и искусства, с ним связанного (то же аниме из ролика выше), то это скорее способ забыться и не видеть окружающего ужОса. Они не интегрируют вас в общество, а наоборот, извлекают и противопоставляют - я слушаю и смотрю А, Б и Ц, не то что этот быдляк; и это типо должно вам как-то помочь. Кому-то помогает, наверное, но разница в подходах налицо.

Но для понимания разницы нужно понимание, шо есть культура как таковая, и почему этот термин не стоит применять по отношению к суб-культурам. Для плазменных во главе угла стоят вопросы экономики, и им простительно; но если смотреть на ситуацию с точки зрения человеков, а не только товарно-денежных отношений, то нельзя не задаваться вопросом "зачем". Зачем люди смотрят аниме? Чтобы торкнуло. Можно ли назвать это культурой? Сильно вряд ли. Разумеется, это касается любого современного жанра анти-культуры, так что как-то специально выделять этот жанр, пожалуй, не стоит; но достаточно посмотреть на цели и задачи (сиречь смысл), то там всё плохо от и до. Тут, конечно, немедленно выходим на поляну вопросов Добра и Зла, которых опять же многие стараются избегать, и совершенно зря. Всё ж понятно, что мне нравится, то и хорошо. Но это так не работает.

В вопросах, связанных в первую очередь с эмоциями, заглубляться на полный штык, пожалуй, и не стоит. Хотя в качестве культуры здорового человека рекомендую ролики SUREN, где он в обзорах тупорылых фильмов разматывает ситуацию прям-таки с сотворения мира.

Ошибка в культурных вопросах - и плазменных, и откровенных обывателей -  состоит в том, что считается, что все вокруг считают так же, как и они; возможно, окружающие немного тупее вас (или намного, кто на что учился), но в целом все мыслят плюс-минус одинаково. Но в условиях современного раздрая общества на суб-культуры культурные базисы радикально отличаются, и то, что для вас хорошо, для другого человека (а то и суб-культуры) может быть плохо. И наоборот. У людей не просто мысли разъезжаются, а ценности категорически различны, до противоположности. Что было бы невозможно при наличии в обществе единой культуры, которая, напомню, про общепринятые нормы. И суб-культуры работают на разрушение этих самых норм, заставляя своих фанатов противопоставлять себя обществу.

И было бы зачем; тот же Борис Виталич зовёт граждан корябать манги, прославляющие торжество марксизма-ленинизма, то есть привязать контент суб-культуры к объективной реальности. Но ведь сама суть суб-культур - про бегство от реальности. Можно ли переупрямить ситуацию? Наверное, можно; но имхо проще выбросить и строить свою собственную культуру, не глядя на суб-культуры - не противопоставляя, но и не беря их в учёт. Как говорится, умер Максим, да и хрен с им.

Может, я и неправ в своей радикальности; повторюсь, как как в инструменте и в аниме, и в играх нет проблемы; проблема в сложившихся в этой среде анти-культурных установках. И если вы думаете, что ворвавшись туда с криками "ура", вы сможете переломить ситуацию, то терзают меня смутные сомнения.

В концовке хотелось бы сказать, что в своём основном хобби, традиционной культуре, вижу тоже примеры суб-культурности; вместо распространения себя в ширнармассах она постоянно сваливается в профессионализм и уход в искусствУ, сводя всё к песенкам и танцам. Тогда как ключевое в этом вопросе - уважение к простому человеку, как носителю этой самой культуры. Видите суслика? И я не вижу. Но там хотя бы есть какая-то привязка к объективной реальности, через этнографию и вот это всё. В отличие от "нормальных" суб-культур, не привязанных вообще ни к чему, кроме виртуальных фантазий "творцов".

Хотите поработать с наркоманами через ширяние, для понимания глубины проблемы? Имхо аналогия вполне уместна.

терминология, психология, размышления, культура

Previous post Next post
Up