Продолжаю тему
логики и эмоций, но также и тему
культуры и культ-работников; увы, будет опять обидно.
На днях посмотрел телевизор; в продвинутых кругах это считается моветоном, и это вполне объяснимо (но про это чуть позже). В отличие от
тытрубы и прочих соц. сетей с их интерактивностью, здесь весь контент создаётся специально обученными людьми. В данном случае это важно; ведь блогерами, стриммерами и прочей инет-братией становятся в массе своей не-специалисты, а тут - настоящий конвейер по производству культурных артефактов, которому нужны квалифицированные профессионалы. Их можно с полным правом называть теми самыми культ-работниками, о которых идёт речь в этом цикле статей. И то, что эти ребятки выдают на головы обывателя, вызывает не то что вопросы, а изрядные сомнения в том, что такое "культура" вообще, и не пора ли расчехлять воронки с надписью "Хлеб".
Регулярно в своих статьях ругаюсь на "элитку" и тех самых культ-работников, среди которых наиболее заметны как раз раскручиваемые по ТВ рыла (уж извините, что называю вещи своими именами, тут у меня весь журнал про это: не про обзывательства, а про Правду и Истину). Для "продвинутых" мои претензии не очень понятны; с профессиональной точки зрения там придраться не к чему; не стреляйте в пианиста, он играет, как умеет. Вопрос лишь в небольшом нюансе, а именно - в смысле всего происходящего. И обзываться и обличать всё это стадо бессмысленно по определению, если мы не задаёмся вопросами о смыслах - зачем и почему. Нам не нравится, а миллионам нравится - и что?.. С точки зрения современников - и всё. С точки зрения нациков - если нам не нравится, надо запретить и разогнать; но это тоже не метод, ибо это - та же логика, которая и пропагандируется по ТВ, и на замену условному Малахову придут такие же, плюс/минус лапоть.
Ключевой посыл этой статьи - в том, что условно "телевизионная" культура, транслируемая в т.ч. и в той же тытрубе на конформистских каналах (да и почти по всем инфо-каналам в жизни обывателя), сознательно формирует у него не логический, а эмоциональный образ мышления. Т.е. навязывает ему не-логичную культуру современности, противоречащую и
научному, и религиозному мировоззрению. И граждане культ-работники, замаранные в этой системе, являются соучастниками этого процесса. Наивно винить в падении нравов конкретно Малахова, Малышеву и прочих инвалидов умственного труда - это всего лишь пешки, клоуны на зарплате (о чём
было в статьях ранее). Основными бенефициарами данного процесса являются отнюдь не публичные граждане; но если звёзды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно. (с)
Здесь я не буду погружаться в глубины конспирологии ;)), речь сегодня не про заговоры, а про культуру; с бенефициарами пусть разбираются прокуроры, а тут - про ширнармассы и манипуляции оными со стороны культ-работников. Да, одна из важнейших функций "культуры" в простонародном понимании этого слова - в манипуляции сознанием обывателя и навязывании ему каких-то посылов, нужных заказчику (работодателям культ-работников). Людям, погружённым в теле-культуру, может показаться, что все эти кривляния в стиле "крутятся ж*пы" - это всего лишь невинное развлечение простолюдинов, но со стороны прекрасно видно, что всё это - театральная постановка, и соучастники процесса прекрасно понимают, что они творят.
Культ-работники, даже выглядящие полными клоунами на камеру, по большей части - довольно умные и грамотные граждане, с кругозором, превосходящим обывательский в разы (о чём также было в статьях ранее); однако работают они почему-то в жанре, подразумевающем примитивизацию реакций зрителя, и отключению логики в угоду эмоциям. Это касается в том числе и "образовательных" передач, хотя и в меньшей степени. Образование - отдельная большая и больная тема; сегодня всё же про культуру, дабы не растекаться.
В очередной раз предостерегаю от ухода в
персонализацию проблемы; беда не в том, что "наверху" одни идиоты и сволочи, а в том, что сформирована система по производству этих самых идиотов, увы. Культ-работники так себя ведут, потому что это - формат; другое поведение в рамках современной культуры (ТВ, радио и всего остального) неизбежно скажется на рейтингах, популярности, и, что наиболее важно - на прибыльности производимого продукта. Что, в общем-то, и объясняет, почему культурка такова, какая она есть - логика поведения культ-работника не отличается от логики продавца или сантехника; и нашим и вашим за копейку спляшем, увы.
Теле-культура направлена на развлечение скучающего обывателя, и делает это всеми возможными способами. Наверняка конкретной цели сделать людей тупее ни у кого нет (про теорию заговора сегодня договорились не упоминать :))), но сама система по производству культурного продукта неизбежно к этому приводит. Потому что основная функция культ-работника - не образовывать и не развивать, а развлекать всеми способами; любой уход от основной линии партии означает утерю аудитории и финансовые потери; далее "
ты кто такой, давай, до свидания". Ключевой приоритет любой деятельности - заработок денег, отсюда и всё остальное.
Казалось бы, у культуры совсем другое предназначение - всякое такое возвышенное, про классиков, патриотизм и далее по тексту; но в условиях современности всё это давно пасует перед главным приоритетом - погоней за прибылью. Поэтому совсем не глупые граждане вынуждены кривляться на потеху толпы (это, думаю, знакомо всем моим коллегам по опасному бизнесу), без шансов что-либо изменить; как только начинаешь уходить в сторону от шутовства и развлечения, как массы сами от тебя убегают к более прикольным и смешным. Система культуры, имеющая приоритетом заработок денег, неизбежно начинает игнорировать все остальные смыслы, в том числе заявляемые ей самой скрепы, патриотизм и даже "американскую мечту", которая сейчас уже практически
издохла. Странно, что этого не видят люди, которые ею управляют; хотя, возможно, масс-культура ударила уже и по ним самим, и они не видят ничего дурного в том, что культура занимается не своей прямой задачей, а развлечениями и заработком бабла.
При чём тут логика, спросите вы?.. При том, что условно телевизионный информационный посыл на 146% состоит из апелляции к эмоциям, и к логике обращается лишь на уровне малолетнего ребёнка; тут не нужно даже применять метод "
пяти почему", достаточно одной итерации, чтобы понять, что вас держат за идиотов. Практически любой теле-эксперт использует эти приёмы, что вполне укладывается в формат; практически никто не поставит телевизор или радио на паузу, чтобы пойти проверить, о чём бредит болезный; в итоге важнее эмоциональность, а не логичность и правдивость информации, и так - везде.
В тытрубе - почти то же самое, но там, благодаря интерактивности, возможна и обратная реакция; например, ролик про Колыму некоего Дудя (чесслово, был не в курсе, кто это) вызывал к жизни тонны и тонны критики, которой не увидишь ни по одному каналу; оказывается, разбирать враньё и манипуляцию много
сложнее, чем набрехать вам за ваши же деньги; кто бы мог подумать?.. Неужто в этом виноват конкретно Дудь, а не Система, порождающая подобный подход, когда Выгода дороже Истины?.. Хотя, конечно, вины и статьи с него никто не снимал, это не извольте беспокоиться. Не забудем, не простим. (ц)
Системе современной культуре категорически противопоказан
критический способ мышления, ибо он моментально выводит человека из состояния благостного потребителя в нон-конформизм. Никто не любит, когда ему врут за его же счёт, инфа 146%. И люди перестают верить буквально всему, что они видят вокруг, от новостей до эстрадных клоунов и скоморохов на улице; ведь все эти люди хотят его денег, и ничего более. В этом, между прочим, имхо - причина успеха большинства цветных революций; с помощью определённых технологий совершенно верный посыл "вам всё врут" направляется в неверную сторону; дескать, причина в Сталине/Путине/Лукашенко/Трампе, пандугеть и всё такое.
Полуправда хуже лжи тащемта.
И не надо путать критическое мышление с цинизмом, как это иногда бывает; цинизм - точно такое же
орудие современной пропаганды, как и упор на эмоции. Дело не просто в отрицании общепринятых норм, а в
повседневной философии; умении видеть причины и следствия. Циник точно так же поступает в рамках собственных эмоций, как и обыватель-конформист; просто он отвергает устарелые нормы, которые и так на деле уже не работают, но официально всё ещё поддерживаются как скрепы, духовность и т.д.
Вообще-то хотел разобрать разные виды логики, как минимум формальную и диалектическую, но понял, что для этого не хватает познаний, так что пока что не буду углубляться в эту тему. Нонешнее общество находится на такой стадии разложения, что подобные изыски имхо и без того избыточны; тут хотя бы какие-то остаточные следы логики найти, и то уже будет хорошо.
Культура - это не песни и не театры, а нормы и ограничения в Обществе; в плане культуры с обывателя взятки гладки, он давно
не субъектен, и вся ответственность за состояние культуры лежит на культ-работниках. И уже не получится валить вину на Сталина, Путина и происки врагов; массы таковы, какие они есть, потому что их сознательно делают такими. И пока культ-работники послушно исполняют номера на потеху толпе, ситуация будет лишь ухудшаться;
пирамида Маслоу не работает, увы. Может быть, где-нибудь в сферическом вакууме таки да, но на практике в нашей с вами объективной реальности скорее низовые потребности поедают все остальные, чем наоборот. Граждане, пришедшие "в культуру" ради разумного-доброго-вечного, уже через несколько лет не задумываются, зачем всё это, исполняя заученные номера. Система имени
царя Мидаса наоборот. А всё потому, что эмоции заслонили логику. Понимаю, что где культура, а где логика, но мы же всё-таки Человеки Разумные, или уже нет?.. Я как-то под-отстал от модных тенденций.